Хаустов Леонид Иванович |
|
1920-1980 |
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ |
XPOHOCВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТФОРУМ ХРОНОСАНОВОСТИ ХРОНОСАБИБЛИОТЕКА ХРОНОСАИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИБИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫСТРАНЫ И ГОСУДАРСТВАЭТНОНИМЫРЕЛИГИИ МИРАСТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫМЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯКАРТА САЙТААВТОРЫ ХРОНОСАРодственные проекты:РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙДОКУМЕНТЫ XX ВЕКАИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯПРАВИТЕЛИ МИРАВОЙНА 1812 ГОДАПЕРВАЯ МИРОВАЯСЛАВЯНСТВОЭТНОЦИКЛОПЕДИЯАПСУАРАРУССКОЕ ПОЛЕ |
Хаустов Леонид ИвановичХаустов Леонид Иванович (31.08.1920, г. Нолинск, Кировская обл. - 20.08.1980, Ленинград). Окончил в 1941 году Ленинградский пединститут им. А.И. Герцена. В боях под Ленинградом получил тяжёлое ранение. Первый сборник стихов «Утренний свет» выпустил в 1945 году. Соч.: Новоселье. - Л., 1947; Избранная лирика. - М., 1971; Слушая время. - Л., 1978; Новые стихи. - Л., 1981. Вячеслав ОГРЫЗКО
Хаустов Леонид Иванович [31.8.1920, Нолинск — 20.8.1980, Ленинград] — поэт. Родился в учительской семье. С 1931 — в Ленинграде, занимался в Доме литературного воспитания школьников под руководством С.Маршака. Окончил Ленинградский педагогический институт им. Герцена (1941, ускоренный выпуск), направлен на стрелково-пулеметные курсы Ленфронта. Участник обороны Ленинграда, тяжело ранен при переправе у Невской Дубровки. В 1946-51 — руководитель литературной студии Ленинградского Дворца пионеров, в 1952-1955 — литературного объединения ЛГУ. Первая публикация — стихотворение «Рябина» в журнале «Ленинград» (1940) — привлекла внимание музыкальностью, неподдельным лиризмом («Ломать рябину красную, / На подволоку класть, / Какая-то неясная / В ней горечь есть и сласть. / И настоять рябиновой / В графине для друзей / Рябиновой, рубиновой / Для суженой моей»). Первые книги Хаустова, появившиеся после войны — «Утренний свет» (Л., 1945), «Новоселье» (Л., 1947); «Дорогой мира» (Л., 1952),— отдавали значительную дань расхожей риторике и литературным штампам («прищуренный взгляд Ильича», «За коммунизм! За Сталина!» и т.д.). Но критики инкриминировали Хаустову «книжность, музейность, школярство», слабую связь «с трудом, борьбой, творческой деятельностью нашего народа»: «Многие его стихи... посвящены Ленинграду, но тот город, который возникает в этих стихах, воспринимается скорее как музей, чем как один из крупнейших культурных и производственных центров нашей страны» (Б.Соловьев). Время показало, что речь в основном шла как раз о тех стих., в которых намечались лучшие черты творческой манеры Хаустов — приверженность петербургско-ленинградской культурной традиции, четкость строфы (в стихах о памятнике Пржевальскому Хаустов обращается даже к форме сонета, почти забытой в те годы), точность и запоминаемость формулировок: «Хороша игрушка расписная! / Вся поет, бесхитростно-светла, / И видна в ней радость молодая / Ставшего искусством ремесла» (стихотворение «Художница» о мастерице дымковской игрушки). Предметностью, умением воссоздать в слове давно ушедшее время отличалось стих. «Рождение города»: «Сначала землянки да избы вразброс / Да маковки темных часовен. / Но вот и проспекты скроили на рост, / И крепость срубили из бревен... /А Петр восседает, довольный вполне, / От пороху черен и пыли, / Не всадником медным на злом скакуне, / А просто на рыжей кобыле...» Образ города возникал и в стихах на «личные» темы: «Улиц пустынных гладь, / Плавный полет мостов. / Чудится мне опять / Шорох твоих шагов... / Тает ночная мгла. / Шпиль над Невой блестит. / Улица, как стрела, / В красный рассвет летит. / Город моих стихов. / Город твоих шагов». Заметной вехой в творчестве Хаустов стал сборник «Черты биографии» (1958), появившийся в годы «оттепели». Гражданский подтекст безошибочно прочитывался в миниатюре, написанной в распространенном тогда жанре стихотворения-притчи: «Я на асфальте видел чудо: / Сначала вздулся бугорок, / Назавтра треснул, и оттуда / Пробился маленький росток... / Живому не бывать в безвестье, / Оно пробьется в мир сполна, / Когда есть солнце в поднебесье, / Когда есть в почве семена!» Мн. стих, сборника проникнуты чувством неповторимости человеческой личности и судьбы. Излюбленный прием автора — афористичная, подчас парадоксальная концовка, как, например, в стих. «Бабка» — на основе семейного предания о юной цыганке, вошедшей в русскую семью и рано умершей: «Вот и холмик. Снимаю шапку... / Звездам — меркнуть, заре — алеть. / Девятнадцатилетняя бабка / Завещает мне долго петь!» Вместе с тем отдельные стихи были по-прежнему не свободны от риторических штампов. Это же можно сказать и о поэме «Во имя грядущего»: «Ты здесь, Чернышевский! Приблизились дали / Тобою предвиденных светлых времен. / Мы золотом имя твое начертали / Средь самых родных для народа имен». Более удачна написанная позднее поэма «Опасная сторона», воскрешающая годы войны и блокады («...При артобстреле эта сторона улицы наиболее опасна» — уличная надпись, знакомая каждому ленинградцу). «Ты, верно, солнце так любила, что шла опасной стороной», — вспоминает автор девушку, погибшую в блокадном городе. Через всю поэму проходит параллель между блокадой и Дантовым адом, возникает образ переводчика «Божественной комедии» — Михаила Лозинского, в блокадные дни работавшего над переводом «Рая» («Поэт, который русским словом / Нам слово Данте передал. / Он даже профилем суровым / Похож был на оригинал»). Военная тема и в дальнейшем проходит через все творчество Хаустова, наряду со стихами о родном городе, о деятелях русской истории и культуры (Державин, Пушкин, Лермонтов, Некрасов, Есенин, академик Павлов и др.) и многочисленными стихами, привезенными из поездок по стране и за рубеж. Наряду с оригинальным творчеством Хаустов занимался переводами, преимущественно украинских и белорусских поэтов. И.О.Фоняков Использованы материалы кн.: Русская литература XX века. Прозаики, поэты, драматурги. Биобиблиографический словарь. Том 3. П - Я. с. 606-608.
Далее читайте:Русские писатели и поэты (биографический справочник). Сочинения:Волне навстречу. Л , 1958, Родному краю Киров, 1959, Весенняя река. Л., 1961; Стихи о Ленинграде. Л., 1967; Год призыва 1941. Л, 1968; Стихотворения и поэмы. 1940-1970. Л., 1970; Избранная лирика М., 1971; Лирический горизонт. Л., 1972; Главное в жизни. Л., 1975, Слушая время Л., 1978; День летящий Л , 1981; Оставляю вам стихи Л., 1982, Амур и Психея. Л., 1989. Литература:Соловьев Б. О творчестве молодых // Поэзия и жизнь. М., 1955. С.496-500; Писатели Ленинграда: библиографический справочник 1934-1981. Л., 1982. С.319; Ленинградские писатели-фронтовики. 1941-1945. Л., 1985. С.89-390; Сотников Н. Летящая к людям строка // Хаустов Л. Оставляю вам стихи. Л., 1982. С.128-135; Эльяшевич А. Дневник сердца: Леонид Хаустов в жизни и стихах // Л.Хаустов. Амур и Психея. Л., 1989. С.5-20.
|
|
ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ |
|
ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,Редактор Вячеслав РумянцевПри цитировании давайте ссылку на ХРОНОС |