Харитонов Марк Сергеевич
       > НА ГЛАВНУЮ > БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ > УКАЗАТЕЛЬ Х >

ссылка на XPOHOC

Харитонов Марк Сергеевич

р. 1937 г.

БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
ФОРУМ ХРОНОСА
НОВОСТИ ХРОНОСА
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ
1937-й и другие годы

Харитонов Марк Сергеевич

Харитонов Марк Сергеевич [31.8.1937, Житомир] — прозаик.

Родился в семье служащих.

В 1960 окончил Московский педагогический институт им. Ленина (историко-филологический факультет). Работал учителем в школе, ответственным секретарем многотиражки, редактором издательства, которое среди прочего выпускало учебники иностранных языков. Впоследствии делал переводы с немецкого (Г.Форстер, С.Цвейг, Ф.Кафка, Э.Канетти, Г.Гессе и др.).

Печатается с 1967. Первая оригинальная публикация — повесть «День в феврале» (Новый мир. 1976. №4), привлекшая к себе внимание читателей и критики. Основу сюжета повести составляет эпизод парижского карнавала, во время которой ее участник, Н.Гоголь, узнает о трагической гибели А.Пушкина. Пережив глубокое потрясение, герой повести делает попытку прорваться из карнавала в реальность, сознанием возвращаясь к реальным событиям недавней петербургской встречи с Пушкиным. Сталкиваются две концепции жизни и творчества, два способа существования в литературе: гоголевская — «игра в жизнь» и пушкинская — «игра с жизнью». Очевидность карнавального естества Гоголя оттеняется и оттесняется трагической реальностью личности Пушкина. «Карнавальное» и «реальное» тесно переплетены в повести, порождая новое философское («метафизическое») прочтение смысла творчества и смысла бытия.

Уже первая повесть Харитонова, насыщенная образами «бахтинского» карнавала, игры, маски, действа, спектакля, зеркала (а отсюда — мотивы парности, отраженности, двойничества), утверждающая алогизм и фантасмагорию основными составляющими жизни, пронизанная цитатностью и реминисцентностью, уравнивающая законы реального мира и художественного текста, несет на себе отпечаток новых тенденций в современной русской прозе и позволяет говорить о принадлежности Харитонова к постмодернистской линии в ее развитии.

Первый сборник Харитонова — «День в феврале» — вышел в 1988.

Особую известность автору принес роман «Линии судьбы, или Сундучок Милошевича» (1980-85, 1-я публикация — Дружба народов. 1992. №1-2). Вместе с повестями «Прохор Меньшутин» (1971) и «Провинциальная философия» (1977) роман составляет трилогию, своеобразный «эпос провинции». Они объединены общими персонажами, дополняют и поясняют друг друга. События в них упорядочены историей.

В повестях «Прохор Меньшутин» и «Провинциальная философия» события разворачиваются в едином хронотопе, здесь выписывается история небольшого городка с его размеренной и спокойной — провинциальной — жизнью, существенно не изменившейся ни после революции и коллективизации, ни после войны. На фоне «больших» событий в истории страны заботы провинциалов выглядят «мелкими» и «ничтожными», но единственно подлинными и искренними, по мнению автора.

В романе «Линии судьбы...» повествование становится более свободным, не ограниченным исторической «линией»: единство «места» и «времени» не соблюдается. Сознание автора и героя чередуют прошлое и настоящее, столицу и провинцию, «свое» и «чужое». Главный герой романа, филолог Лизавин, занимается изучением архива умершего в 1920-е писателя Симеона Милошевича. По оберткам конфетных фантиков, которые и составляют наследие Милошевича, главный герой пытается воссоздать, воспроизвести «линии судьбы» Милошевича, связать их с «линиями» времени, людей и страны. Диалог сознаний Лизавина и Милошевича составляет центральную нить романа, сплетая воедино судьбы разных людей, разных времен и поколений, вырисовывая особую систему «провинциальной философии». Объясняя ее, Харитонов говорит: «...провинциал — это не географическое понятие, это категория духовная, способ существования и отношения к жизни, основанной на равновесии, гармонии и повседневных простых заботах. Это как бы женственная основа бытия. Залог ее теплой устойчивости, место, куда возвращаются после поисков, потрясений и жестокого к себе и другим героизма. Провинция может быть и в многомиллионном городе, и в душе каждого человека. Так говорил Милошевич. Я цитирую повесть "Провинциальная философия", там впервые появляется Милошевич» (Литературная газета. 1992. 23 дек.).

Особую грань творчества Харитонова составила его книга эссе «Способ существования» (1998): «Эта книга в основном <...> родилась из заметок, которые я веду много лет, чаще всего на мелких листках, напоминающих фантики, конфетные обертки, на чистой стороне которых любил записывать мелькнувшую мысль или впечатление герой моего романа "Линии судьбы..."». В ней автор размышляет об искусстве и литературе, но еще о своем времени и о своем поколении, об ушедших друзьях — поэте Д.Самойлове, скульпторе В.Сидуре, историке Н.Эйдельмане, поэте и юристе И.Габае и др.

Другие произведения: «Этюд о масках» (1972; опубликован 1988), «Два Ивана» (1980; опубликован 1988), «Сторож» (1988; опубликован 1994), «Голоса» (1990; опубликован 1994), «Возвращение ниоткуда» (1995).

Лауреат литературной премии Букер за роман «Линии судьбы, или Сундучок Милошевича») 1992), премии за лучшую иностранную эссеистику за книгу «Способ существования» (1997, Франция).

О.В.Богданова

Использованы материалы кн.: Русская литература XX века. Прозаики, поэты, драматурги. Биобиблиографический словарь. Том 3. П - Я. с. 600-601.

Далее читайте:

Русские писатели и поэты (биографический справочник).

Сочинения:

День в феврале. М., 1988;

Этюд о масках. Харьков, 1994;

Избранная проза: в 2 т. М., 1994;

Возвращение ниоткуда. М., 1998;

Способ существования: эссе. М., 1998;

Автобиография // Писатели России: Автобиографии. М., 1998.

Литература:

Ранчин А. Зыбкий воздух повествования // Новый мир. 1992. №1;

Померанц Г. Божественная кривизна // Стрелец. 1993. №1;

Липовецкий М. Диалогическое воображение // Русский курьер. 1993. №2;

Кузнецов И. Истина непостижима, но... // Литературная газета. 1994. 16 нояб.;

Турбин В. Карнавал, а дальше что? // Аврора. 1997. №6;

Насрутдинова Л. «Новый реализм» в русской прозе 1980-90-х годов (концепция человека и мира): автореферат кандидатской диссертации. Казань, 1999;

Шкловский Б. [Харитонов М.С.] // Русские писатели 20 века: Биографический словарь / гл. ред. П.Николаев. М., 2000.

 

 

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ



ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС