Хань Фэй
       > НА ГЛАВНУЮ > БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ > УКАЗАТЕЛЬ Х >

ссылка на XPOHOC

Хань Фэй

280—233 до н. э.

БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
ФОРУМ ХРОНОСА
НОВОСТИ ХРОНОСА
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ
1937-й и другие годы

Хань Фэй

Хань Фэй-Цзы (290—234 гг. до н.э.). Сын правителя царства Хань (расположенного на территории современной провинции Шаньси), Хань Фэй-цзы имел трудности с разговорной речью. Это не мешало ему ни учиться, ни писать, ни занимать высокие должности, но все же придавало его стилю некую сдержанность, почти секретность. В результате прежде всего он являлся кабинетным деятелем, а не публичным человеком или учителем. После того как он начал следовать в те же времена,  что и Ли Сы, учению Сюнь-цзы в царстве Ци (на территории нынешнего Шаньдуна), он был послан своим царством с посольством к царю Чжэн-вану из династии Цинь (будущему Цинь Ши-хуанди), который уже знал о его писаниях. Этот государь предоставил ему должностное место рядом с собой, но это вызвало ревность Ли Сы, который фактически погубил Хань Фэй-цзы в глазах царя. Хань Фэй-цзы бросают в тюрьму, и, предвидя свою казнь, он кончает с собой. Произведение, которое сегодня носит его имя и которое представляется преимущественно подлинным, содержит в себе и собственно легистские элементы, и размышления о «Дао дэ цзин», приписываемом Лао-цзы. Это работа о политической технологии, представляющая собой синтез законнической мысли, которую на протяжении нескольких веков питал последовательно накапливавшийся опыт реформаторов.

Каменарович И. Классический Китай. М., Вече, 2014, с. 392-393.


Хань Фэй, Хань Фэй-цзы (ок. 280—233 до н. э.), древнекитайский мыслитель, завершивший систематизацию легизма. Происходил из правящего дома царства Хань (западная часть современной провинции Хэнань). Ученик Сюнъ-цзы, автор трактата «Хань Фэй-цзы (Трактат учителя Хань Фая)». Синтезировал взгляды трёх легистских течений: принцип управления с помощью законов, предписаний (фа) Шан Яна, принцип власти, силы, авторитета (ши) Шэнь Дао (395—315 до н. э.; некоторые авторы причисляют его к даоским мыслителям) и принцип метода, искусства власти, управления (ту) Шэнь Бухая (385— 337 до н. э.). Эти принципы Хань Фэй соединил в теорию деспотической, власти с принципом фа в качестве центрального. Использовав идеи конфуцианства [постулат о «выпрямлении (исправлении) имён» и тезис Сюнь-цзы, что «человек по своей природе зол»], моизма (принципы «взаимной выгоды» и «истинности имён»), даосизма (концентрация «недеяния» и др.), Хань Фэй создал своеобразную философию права. Провозглашал непрестанную изменчивость всех вещей (включая дао и ли-принцип), отрицал существование духов. В философии истории развивал мысль о решающем характере воздействия народонаселения и имущественного неравенства на исторический процесс.

С. Кучера, Л. С. Переломов.

Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983.

Далее читайте:

Философы, любители мудрости (биографический указатель).

Исторические лица Китая (биографический указатель).

Литература:

Иванов А. И., Материалы по кит. философии. Введение. Школа Фа. Хань Фэй-цзы, СПБ, 1912; Ян Ю н - г о, История др.-кит. идеологии, М., 1957, о. 400—19; Др.-кит. философия, т. 2, М., 1973, с. 224—83; Wing-tsit Chan, A source book in Chinese philosophy, Princeton, 1963, p. 252— 261; F o r k e A.. Geschichte der alten chinesischen Philosophie Hamb., 1964, S. 461—82.

 

 

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ



ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС