Хаммурапи
       > НА ГЛАВНУЮ > БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ > УКАЗАТЕЛЬ Х >

ссылка на XPOHOC

Хаммурапи

1792-1750 до н. э.

БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
ФОРУМ ХРОНОСА
НОВОСТИ ХРОНОСА
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ
1937-й и другие годы

Хаммурапи

Хаммурапи. XVIII в. до Р. Х.

Хаммурапи (Hammurabi) (1792–1750 гг. до н.э.), шестой царь династии аморитов, имевший резиденцию в годе Вавилон. В 1783 году до н. э. он начал серию военных походов, которая привела к созданию империи от Мари и Ниневии до Персидского залива. 43-летнее правление Хаммурапи ознаменовалось последним расцветом Шумера в качестве политической силы, хотя его культурное значение сохранялось значительно дольше. Империя Хаммурапи после его смерти переживала упадок до своего разгрома хеттами и касситами в 1595 году до н.э.

Цитируется по изд.: Уорвик Брей, Дэвид Трамп. Археологический словарь. Перевод с английского Г.А. Николаев. М.: Прогресс, 1990.

Хаммурапи - царь Вавилонии (1792-1750 до н. э.), шестой представитель I Вавилонской династии, с именем которого связано возвышение Вавилонии. По происхождению аморей. Будучи искусным политиком и полководцем, Хаммурапи посредством военной силы и дипломатии в течение первых 35 лет своего царствования подчинил Вавилону территорию Ассирии, южную и среднюю части Месопотамии. При Хаммурапи достигли высшего развития процессы, начавшиеся после падения III династии Ура (около 2000): рост товарно-денежных отношений, частных рабовладельческих хозяйств, централизация государства и укрепление царской власти; развивалось право, важнейшим памятником которого являются Хаммурапи законы. О царствовании Хаммурапи можно получить сведения из его административной и дипломатической переписки, строительных и других надписей, частноправовых документов.

Советская историческая энциклопедия. В 16 томах. — М.: Советская энциклопедия. 1973—1982. Том 15. ФЕЛЛАХИ - ЧЖАЛАЙНОР. 1974.

Литература: Gadd С. J., Hammurabi and the end of his dynasty, Camb., (1965); Finet A., La politique d'expansion au temps de Hammu-rapi de Babylone, "Annuaire de l'institut, de philologie et d'histoire orientales et slaves", t. 20, 1973. См. также лит. при ст. Вавилония.

Искусный полководец

Хаммурапи, царь Вавилона 1-й династии, правивший в Вавилонии в 1792-1750 гг. до Р. Х. Сын Синмубаллита. + 1750 г. до Р. Х.

Хаммурапи взошел на трон очень молодым. Как и многие цари Двуречья до него, он начал свое царствование с традиционного мероприятия - установления "справедливости", то есть отмены долгов и прощения недоимок. Следующие шесть лет он посвятил храмовому строительству. Все это время Хаммурапи, видимо, тайно подготавливал войну против Ларсы, царь которой Рим-Син был в то время самым могущественным государем Месопотамии. В 1787 г. до Р. Х. вавилоняне, внезапно напав, захватили Иссин и Урук. Но в следующие годы Рим-Сину удалось вернуть утерянные города, после чего между двумя государствами на четверть века установился мир. Для Вавилонии это были годы бурного расцвета. Под управлением Хаммурапи страна быстро крепла и богатела. В 1768 г. до Р. Х. он провел важную административную реформу, в результате которой было урезано самоуправление местных общин и значительно укрепилась царская власть. Все храмы в административном и хозяйственном отношении оказались подчинены царю, а страна была разделена на области, управляемые царскими чиновниками. Хаммурапи упорядочил сбор налогов, запретил продажу земли (чтобы не допустить разорения земледельцев, наделы которых переходили в руки ростовщиков) и ограничил частную торговлю (была введена государственная монополия на многие виды товаров, а все купцы зачислены в разряд государственных чиновников). Очень много сил отдал Хаммурапи совершенствованию законодательства. Делом всей его жизни стало создание знаменитого сборника законов, который составлялся и редактировался до самой его смерти. Этот свод считается крупнейшим и важнейшим памятником права древней Месопотамии и представляет собой результат тщательного обобщения и систематизации разновременных писаных и неписаных норм права. По своей продуманности, логичности и последовательности кодекс Хаммурапи на протяжении многих веков не имел себе равных в законодательной практике Древнего Востока.

В 1764 г. до Р. Х. Хаммурапи возобновил войны с соседями и сокрушил их молниеносными ударами одного за другим. Прежде всего он разбил соединенную армию Эшнуны (города, расположенного на севере от Тигра в долине Диялы), Малгиума (города на Тигре в устье Диялы) и Элама. Этой победой, по словам Хаммурапи, он "утвердил основание царства Шумера и Аккада". Действительно, обеспечив себе фланг со стороны гор, царь Вавилонии выступил против престарелого царя Ларсы Рим-Сина. Заняв Ниппур, вавилоняне в 1763 г. до Р. Х. подошли к стенам Ларсы. Через несколько месяцев столица пала, Рим-Син был низложен, а вся его огромная страна присоединена к Вавилонии. В 1762 г. до Р. Х. Хаммурапи вновь выступил против северян. В 1761 г. до Р. Х. были захвачены Малгиум и царство Мари (государство выше Вавилона по Евфрату). В 1757 г. до Р. Х. вавилоняне взяли ассирийские города на Тигре - Ашшур и Ниневию. В 1756 г. до Р. Х. власть Хаммурапи признала Эшнуна. Таким образом, возникло невиданное по своим размерам государство, охватывающее всю Нижнюю и значительную часть Верхней Месопотамии.

Использованы материалы книги К.Рыжов. Все монархи мира. Древний Восток. М., "Вече". 2001.

Марксистский взгляд:

Хаммурапи, царь Вавилонии в 1792-1750 до н. э., в период царствования которого она достигла наивысшего расцвета. Будучи искусным политиком и полководцем, X. в результате успешных войн подчинил Вавилонии Ассирию, южную и среднюю части Месопотамии. При Хаммурапи в стране наблюдался экономический подъём. Большое развитие получило орошаемое земледелие и скотоводство. Широко применялась плавка металлов (особенно бронзы, в меньшей степени — железа), что привело к созданию более совершенного оружия. Достигли значит, развития товарно-денежные отношения, частные рабовладельческие хозяйства, централизация государства, ещё более укрепилась царская власть, что нашло отражение в кодексе законов (ок. 1760 до н. э.). Законы Хаммурапи представляют собой важнейший памятник древневост. рабовладельч. права. Текст их, начертанный архаической клинописью на диоритовой стеле, состоит из пролога, 282 статей и эпилога. В законах уделялось большое внимание укреплению власти рабовладельцев, охране частной собственности и интересов царских служилых людей. В них упоминаются воины-колонисты, которые получали от царя земельные наделы и за это должны были нести воен. службу. Ряд статей посвящён обязанностям и правам воинов. Напр., уклонение воина от похода и даже попытка выставить взамен наёмника карались смертной казнью. Отмечались две категории воинов — баиру и реду и два звания военачальников — деку и лабуту, что свидетельствовало об определённой структуре вавилонского войска и воен. иерархии. Законы Хаммурапи отражали сравнительно высокую ступень классовой и социальной дифференциации.

Использованы материалы Советской военной энциклопедии

Вавилонский царь

Хаммурапи - сын Синму-баллита, вавилонский царь (1792-1750 гг. до н.э.), шестой представитель так называемой вавилоно-аморитской династии, великий завоеватель и законодатель Древнего Востока.

В начале царствования Хаммурапи вынужден был признать зависимость от царя Ашшура Шамши-Адада I. Это позволило ему укрепиться в Междуречье и вступить в борьбу за объединение земель между Тигром и Евфратом. Его основными соперниками в этом были царь Элама Рим-Син, имевший своей резиденцией город Ларса, и царь государства Мари, тоже подвластного Ашшуру. Стремясь к достижению своей цели, Хаммурапи использовал не только военную силу, но и дипломатию. Так, опираясь на поддержку Рим-Сина и с молчаливого согласия царя Мари Зим-рилима, он на седьмом году царствования захватил Урук, Иссин и Ур. В течение двух лет ему удалось закрепиться на завоеванной территории. Известно, что в это время он прорыл большой канал, имевший важное хозяйственное значение и получивший название "Хаммурапи -изобилие".

Опасаясь, как бы ассирийский царь Шамши-Адад I не положил конец его успехам, Хаммурапи принял ряд мер по укреплению своих северных границ. Он приступил к захвату пограничных областей, отделявших Вавилонию от Ашшура. В 1781 г. Шамши-Адад I умер, и Хаммурапи содействовал изгнанию ассирийских гарнизонов из Мари. Он заключил оборонительный союз с Зимрилимом. Они стали называть друг друга "братьями" и впредь действовали согласованно в своей внешней политике.
В период с 1780 по 1762 гг. Хаммурапи не вел крупных войн в Междуречье, занимаясь внутригосударственными делами; в это время он был наиболее могущественным правителем Междуречья. Однако вскоре обострились его отношения с Рим-Си-ном. Между ними назревала война. Хаммурапи решил первым нанести удар по противнику. На тридцать первом году царствования он во главе большого войска выступил против Рим-Сина и, как сказано в одной надписи, "сокрушил при помощи богов Ану и Энлиля страну Эмутбал и царя Рим-Сина". Богатый город Лар-са оказался в руках вавилонского царя. Вместе с Ларсой к Вавилону были присоединены и другие шумерские города. Рим-Син с остатками своего войска бежал в Элам.

Достигнув быстрого успеха на юге, Хаммурапи обратил внимание на север Междуречья, который имел для Вавилона большое экономическое и стратегическое значение. Там было много леса и руды, оттуда расходились важные торговые пути на восток, север и запад, к городам Сирии и Средиземному морю. Господство в Северном Междуречье позволяло защитить северные границы Вавилонского царства от частых набегов горных племен.

Около 1760 г. Хаммурапи двинул свое войско в Северное Междуречье. Зимрилим прислал ему на помощь вспомогательные отряды воинов. Несколько месяцев Хаммурапи вел упорную борьбу за обладание Северным Междуречьем. Наконец приступом был взят город Эшнунна; вслед за ним сдались и другие города. Хаммурапи стал полновластным хозяином завоеванных территорий.

Усиление Вавилона встревожило Зимрилима; царь Мари понял, какую ошибку совершил, помогая вавилонскому царю в его начинаниях. Однако было поздно: Хаммурапи уже собрал силы, чтобы выступить против Мари.
Дважды (в 1759 и 1757 гг.) Хаммурапи вторгался в Мари. Во время второго похода он захватил и разрушил столицу этого царства; царь Зимрилим по его приказу был убит. В последующие годы Хаммурапи подчинил области вдоль течения Тигра, включая Ашшур.

В годы своего продолжительного царствования Хаммурапи создал обширный свод законов, который сохранился до наших дней и представляет собой крупнейший и важнейший памятник права Древнего Междуречья. Кодекс Хаммурапи состоит из двухсот восьмидесяти двух статей и охватывает различные сферы жизни и деятельности населения Вавилонского царства; особое внимание в нем уделяется сельскому хозяйству. Хаммурапи считается одним из самых выдающихся правителей .Древнего Междуречья. После его смерти созданная им держава просуществовала при его потомках еще более двухсот лет. Однако уже его сыну Самсуилуне пришлось столкнуться с рядом проблем. Так, при нем от Вавилона отпал город Терка на реке Хабур; затем вспыхнуло крупное восстание на юге страны, которое, правда, удалось подавить, но спокойствие там установилось ненадолго. В конце XVIII в. до н.э. у берегов Персидского залива образовалось так называемое Приморское царство. В середине XVII в. в состав этого царства вошли Ла-гаш и Ур. В начале XVI в. смертельный удар по Вавилонскому царству нанесли хетты. В 1595 г. хеттский царь Мурсили I низложил Самсудитану, последнего царя из династии Хаммурапи.

Использованы материалы кн.: Тиханович Ю.Н., Козленко А.В. 350 великих. Краткое жизнеописание правителей и полководцев древности. Древний Восток; Древняя Греция; Древний Рим. Минск, 2005.

Царь Хаммураби, его управление и его законы

Хаммураби (Хаммурапи), шестому царю первой вавилонской династии, правившему 42 года (1792—1750), удалось завершить внутреннее объединение и организацию древневавилонского царства.

Царство Хаммураби было разделено на две половины, управлявшиеся на разных основаниях. Область Аккада и северная часть Шумера управлялись при посредстве царских агентов, носивших различные титулы в зависимости от сферы их действий и их функций. Царские начальники назначались в области и города; в городах царские начальники контролировали деятельность городских старейшин. Высшие чины назывались «суккаллу»; в подчинении у них были административно-финансовые агенты, заведовавшие сбором налогов н отправкой населения на царские работы и располагавшие большим штатом сборщиков налогов н агентов по организации отрядов рабочих людей на царскую барщину. Основное внимание суккаллу сосредоточивали на сборе налогов, производстве работ на дом царя и на организации войска. При Хаммураби (и, вероятно, до него) существовало постоянное войско, состоявшее из военно-служилых людей разного ранга; за свою службу они получали в кормление участки земли. В документах называются три военных чина: «деку» — начальник военного подразделения, вероятно, соответствовавшего нашему полку; далее, «реду» и «баиру», которые были рядовыми воинами (но до сих пор различие между реду и банру остается для нас неясным). Другая половина царства, южный Шумер, находилась под управлением царского наместника Синидиннама. Там было сосредоточено личное царское хозяйство, состоявшее из огромных стад скота, которые раньше принадлежали Римсину. Наместник должен был контролировать управителей и других агентов этого хозяйства и заведовал всеми прочими функциями административно-финансового управления.

Таким образом, ясно выступает та функция восточной деспотии, которую Маркс характеризует как ограбление собственного населения. Другая функция — грабеж чужих народов — в царстве Хаммураби занимала менее заметное место, чем в царстве Ура или в позднейшей Ассирии. Третья функция — забота об орошении — выражалась главным образом в контроле над содержанием в исправности системы каналов и дамб. Работы такого рода постоянно упоминаются в распоряжении Хаммураби; для организации этих работ существовали специальные агенты, так называемые «писцы каналов».

Описанная организация управления по существу не была новой, так как основы ее были заложены еще в эпоху III династии Ура. Вавилонские цари только упорядочили ее и уточнили ее функционирование применительно к местным условиям севера и юга. Основной чертой государственного управления при Хаммураби было издание и введение в действие нового кодекса законов. Это мероприятие было вызвано тем, что шумерский кодекс, изданный при царях III династии Ура, уже не соответствовал тем экономическим и общественным условиям, которые к этому времени сложились в древневавилонском царстве. Кроме того, кодекс III династии Ура был составлен на шумерском языке, уже непонятном для населения древневавилонского царства. Кодекс Хаммураби является чрезвычайно важным памятником истории Двуречья, так как все его основные постановления сохранили в Вавилонии силу до конца вавилонской истории. Он дает нам совершенно точный ответ на вопрос о классовом характере вавилонского царства, ибо из него вполне ясно видно, на какие группы общества опирались вавилонские цари и чьи интересы они в первую голову поддерживали. Попутно выступают также и структура вавилонского общества в целом.

Кодекс Хаммураби состоит из трех частей: введения, самого свода законов и заключения. Во введении мы читаем обычные пышные фразы об установлении «правды и счастья» для всех подданных царя. Но там же царь перечисляет свои главнейшие дела по установлению «правды и счастья», именно свои благодеяния храмам, амбары которых он наполнял хлебом, которые он отстраивал заново, в которых он организовал торжественный великолепный культ. Свод законов содержит в себе 282 статья, из которых 33 утрачены вследствие порчи стелы (базальтового столба), на которой был начертан закон; некоторые из них восстановлены на основании фрагментов кодекса, найденных в разных местах. В кодексе имеются уголовные постановления, постановления по семейному, имущественному, наследственному и обязательственному праву, несколько статей, касающихся общинного права, ряд статей, касающихся рабства. Красной нитью проходит через кодекс забота о всемерной охране имущественных прав рабовладельцев-землевладельцев, домовладельцев, жрецов, купцов и ростовщиков. В заключении кодекса царь еще раз восхваляет свою заботу о подданных, называет себя «царем несравненным правды» и призывает проклятие на голову тех, кто осмелится разрушить стелу, на которой начертаны его законы. Это — кодекс, ограждавший права и интересы господствующей рабовладельческой верхушки древневавилонского общества.

В кодексе Хаммураби перед нами выступают все классы и сословия вавилонского общества в их правовых взаимоотношениях. Кроме кодекса, до нас из эпохи древневавилонского царства дошло несколько сот документов и частных деловых писем. Поэтому мы имеем возможность дать полную характеристику его экономического и общественного быта.

Цитируется по изд.: Дьяков В.Н., Никольский Н.М. История Древнего мира. Учебник для учителей институтов. М., 1952 с. 88-90.

Далее читайте:

Вавилон (справочная статья)

Законы Хамураппи. (Текст и комментарии).

Старовавилонский период (карта)

Вавилонское царство в XVIII в. до н.э. (карта)

Город Вавилон (карта)

Литература:

Авдиев В. И. История Древнего Востока. Изд. 3-е. М., 1970;

Разин Е. А. История военного искусства. Т. 1. М., 1955.

Gadd С. J., Hammurabi and the end of his dynasty, Camb., (1965);

Finet A., La politique d'expansion au temps de Hammu-rapi de Babylone, "Annuaire de l'institut, de philologie et d'histoire orientales et slaves", t. 20, 1973.

 

 

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ



ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС