Гейне Генрих
       > НА ГЛАВНУЮ > БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ > УКАЗАТЕЛЬ Г >

ссылка на XPOHOC

Гейне Генрих

1797—1856

БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
ФОРУМ ХРОНОСА
НОВОСТИ ХРОНОСА
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ
1937-й и другие годы

Генрих Гейне

Гейне Генрих (1797/1856) — немецкий поэт, писатель, критик. Литературное наследие Гейне очень обширно и многогранно. В своем творчестве Гейне органично сочетал романтические принципы с философскими воззрениями, не теряя национального колорита. Гейне является автором поэтических сборников «Романсеро», «Книга песен», «Признания», публицистического труда «Путевые картины», критических работ «Романтическая школа», «К истории религии и философии в Германии» и др.

Гурьева Т.Н. Новый литературный словарь / Т.Н. Гурьева. – Ростов н/Д, Феникс, 2009, с. 62.

Гейне Генрих (1797—1856) — немецкий поэт, революционер-демократ, друг Маркса. Гейне первый указал на революционный характер, присущий немецкой классической философии (в т. ч. диалектике Гегеля), рассматривая ее как подготовку революции. История философии, по Гейне,— это история борьбы спиритуализма и сенсуализма; поэт объявлял себя сторонником последнего («К истории религии и философии в Германии», 1834). Критику религии и идеализма Гейне связывает с борьбой против феодализма, монархии и филистерства. Он выступает за демократическую революцию, за социализм, понимаемый в сенсимонистском духе. Будущее человечества, по Гейне, неразрывно связано с осуществлением права народных масс на удовлетворение своих насущных потребностей и интересов.

Философский словарь. Под ред. И.Т. Фролова. М., 1991, с. 84.

ГЕЙНЕ (Heine) Генрих (13 декабря 1797, Дюссельдорф — 17 февраля 1856, Париж) — немецкий поэт, публицист, мыслитель. По образованию юрист, доктор права. Слушал в Бонне, Гетгингене и Берлине лекции Ф. Вольфа, А. В. Шлегеля и Гегеля. В мае 1831 выезжает во Францию и становится политическим эмигрантом. Последние десять лет жизни (1846—56) был тяжело болен. Философский интерес представляют его работы «Романтическая школа» (Die romantische Schule, 1833, более полное издание 1836, рус. пер. 1900), где он констатировал конец «эпохи искусства» (Kunstperiode), высшим воплощением которого явилось творчество Гёте, и «К истории религии и философии в Германии» (Zur Geschichte der Religion und Philosophie in Deutschland, 1834, рус. пер. 1958), где духовнаяжизнь Германии рассматривается как историческая борьба двух начал: жизнелюбивого языческого сенсуализма и христианско-аскетического спиритуализма.

Политические взгляды Гейне развивались от сенсимонизма к либерализму: политическую эмансипацию, совершаемую революцией, он требовал дополнить «эмансипацией плоти», а результатом этой борьбы должно явиться создание «светлой, гармонической свободной личности».

Т. П. Павлова

Новая философская энциклопедия. В четырех томах. / Ин-т философии РАН. Научно-ред. совет: В.С. Степин, А.А. Гусейнов, Г.Ю. Семигин. М., Мысль, 2010, т. I, А - Д, с. 495.

Выдающимся немецким поэтом был Генрих Гейне (1797—1856), родившийся в Дюссельдорфе, в небогатой еврейской семье. Он шутил: «Моя мать любила литературу, и я стал поэтом. А мать моего дяди увлекалась «Приключениями разбойника Картуша» — и дядя стал банкиром». В университете он поступил на юридический факультет, но охотнее изучал филологию и философию, слушал лекции Гегеля. Первая «Книга песен» вышла в 1827 году. Для стиля Гейне свойственны ясность, легкость, свободомыслие, ирония, остроумие, романтизм (в ранних стихах). После поездки по Европе он издал 4 тома «Путевых картин». За критику феодализма, прусской военщины, корысти и лицемерия церкви был вынужден эмигрировать во Францию. Отрешившись от иллюзий романтизма, он высмеивал пошлые буржуазные ценности. Бог был для него олицетворенной Природой, а Природа — материальным воплощением Бога (пантеизм). Говорят, когда кто-то уговаривал его, тяжело болевшего с 1846 года, вернуться в лоно церкви, дабы заслужить прощение Всевышнего, поэт ответил: «Бог и так простит меня, это его ремесло». В сатирической поэме «Германия. Зимняя сказка», Гейне выступал за единство своей раздробленной родины. Вот некоторые его мысли:

— Что такое побои — это известно всем, но что такое любовь — до этого еще никто не додумался.

— Поступки труса так же, как поступки гения, нельзя предусмотреть.

— Он глуп, как всякий человек, лишенный сердца. Ибо мысли исходят не из головы, а из сердца.

— Мысль стремится стать действием, слово — плотью... Мир есть отпечаток слова.

Едва ли не самый популярный французский писатель Александр Дюма-отец (1802—1870). Сын республиканского генерала, он с детства отличался независимым нравом и бурным темпераментом. Работая клерком, затем служащим в секретариате герцога Орлеанского, мечтал о славе. В 1825 году написал водевиль «Охота и любовь», через 4 года — драму «Генрих III и его двор», ряд других пьес. Участвовал в Июльской революции 1830 года и с той поры уже нигде не служил. В сороковые годы в парижской газете стали регулярно публиковаться главы его романа «Три мушкетера», имевшего большой успех. Затем последовали «20 лет спустя», «Виконт де Браже-лон», «Королева Марго», «Граф Монте Кристо» и другие произведения. Дюма весьма произвольно обращался с историческими фактами и личностями. Его путевые заметки полны неточностей, а то и нелепостей (это он написал, что в России пил чай под «развесистой клюквой»). Всего Дюма сочинил, порой с помощью подмастерьев, 250 романов, много очерков, воспоминания, даже поваренную книгу. В его лучших произведениях торжествуют честь, храбрость, дружба и любовь. Его сын Александр (1824—1895) — драматург и писатель, автор 48 драм, из которых наиболее известна «Дама о камелиями» (по роману того же названия), лежащая в основе либретто оперы Джузеппе Верди «Травиата».

Баландин Р.К. Сто великих гениев / Р.К. Баландин. - М.: Вече, 2012.

Крупнейшим поэтом революционной демократии был Генрих Гейне (1797 — 1856). Сборник его ранних стихотворений — «Книга песен» (1827 г.) свидетельствует о связи поэта с романтизмом. Но своей иронией Гейне как бы разлагает изнутри возвышенный и условный мир романтики. Во многих своих произведениях Гейне опирается на народную песню. Развивая ее мотивы, он достигает необыкновенной естественности, ясности и простоты. Относящиеся к тому же периоду «Путевые картины» (1826—1830 гг.) — дневник, в котором на первом плане стоят личность поэта, его мысли и чувства, его оценка окружающей действительности. Юмор, злая насмешка и элегическая грусть прихотливо чередуются в его повествовании.

После июльской революции 1830 г. Гейне быстро эволюционировал влево. Находясь в эмиграции в Париже, он выступал в качестве духовного посредника между французской и немецкой культурой. В серии корреспонденций для «Аугсбургской газеты», объединенных в книге «Французские дела» (1832 г.), Гейне излагает идеи утопического социализма и прежде всего теорию Сен-Симона, старается познакомить немецкого читателя с политическим опытом Франции. В книгах «Романтическая школа» (1836 г.), «К истории религии и философии в Германии» (1834 г.) он рассказывает французам о развитии классической немецкой философии. Гейне толкует диалектику Гегеля в революционном духе, приближаясь к материализму. Поэт приходит к мысли, что в Германии философская революция предшествует политическому перевороту.

Знакомство с революционной борьбой пролетариата убеждает Гейне в том, что рабочий класс победит и что наследниками немецкой теоретической мысли являются рабочие. К 1843—1845 гг. относится тесное сближение Гейне с Марксом. Под влиянием Маркса в поэтическом творчестве Гейне начинают звучать боевые революционные ноты. «Современные стихотворения» (1839—1846 гг.) и поэма «Германия. Зимняя сказка» (1844 г.) — вершина идейного развития великого поэта. Среди «Современных стихотворений» особое место занимают «Ткачи». В этом произведении Гейне поэтически выражает идею исторической миссии пролетариата как могильщика буржуазного строя. В поэме «Германия. Зимняя сказка» Гейне сатирически осмеивает отживший феодальный мир, защищает единство революционной мысли и революционного действия в борьбе за новую, демократическую Германию.

Революция 1848 года стала для Гейне, как и для многих мыслителей и художников его времени, источником духовной трагедии. Окончательно разочаровавшись в буржуазной демократии, Гейне, однако, не перешел на позицию рабочего класса. Его пугали уравнительно-коммунистические тенденции, распространенные в рабочем движении, особенно среди немецких ремесленников. Он по-прежнему считал победу пролетариата справедливой и неизбежной, но в то же время боялся этой победы, так как, по его мнению, она должна якобы повлечь за собой гибель искусства…

Цитируется по изд.: Всемирная история. Том VI. М., 1959, с. 644-645.

Гейне (Heine), Генрих (13.XII.1797 - 17.II.1856) - немецкий поэт и мыслитель, революционный демократ. Родился в г. Дюссельдорфе в небогатой еврейской семье. В 1819-1825 годы изучал право в университетах в Бонне, Гёттингене, Берлине, слушал лекции по философии у Гегеля. В 1822 году и последующие годы Гейне опубликовал несколько циклов стихов, позднее объединенных в "Книгу песен" (1827), ставшую одной из популярнейших поэтических книг в мировой литературе. Крупнейшее произведение Гейне-прозаика "Путевые картины" (1826-1831) привлекло внимание смелой критикой отсталых немецких порядков и пропагандой лозунгов французской революции.

В 1831 году Гейне переехал в Париж. Крупным вкладом в развитие немецкой общественной мысли явились работы Гейне "К истории религии и философии в Германии" (1834) и "Романтическая школа" (1833-1835, полн. изд. 1836). В истории философии Гейне видел борьбу сенсуализма и спиритуализма (приближаясь в их трактовке к понятиям материализма и идеализма). Отстаивая сенсуализм, Гейне в некоторых отношениях предвосхищал Л. Фейербаха. Выдающейся заслугой Гейне явилось понимание историчесокго значения классической немецкой философии. Гейне был первым в Германии, кто оценил революционный смысл диалектики Гегеля. Гегелевская идея развития, применяемая к общественной жизни, в сочетании с учением утопических социалистов, определила направление демократической мысли Гейне.

Гейне рассматривал как пройденный этап "художественный период" ("Kunstperiode") в истории немецкой литературы, когда эстетические проблемы главенствовали над политическими (веймарский классицизм и романтизм), и приветствовал проникновение в литературу духа времени, "духа массы".

Критическое отношение к режиму июльской монархии во Франции усиливало в творчестве Гейне антибуржуазную тему ("Французские дела", 1832) и углубило его скептицизм к немецким буржуазным радикалам (в том числе к Л. Бёрне, к писателям, входившим в группу "Молодая Германия").

Сложным путем развивалось мировоззрение Гейне в 40-е годы. Демократический подъем в Германии на первых порах был встречен поэтом скептически. Поэма "Атта Троль" (1843) отразила противоречивый характер восприятия Гейне немецкой общественной жизни. Выступление Гейне против политически тенденциозной поэзии означало критическое отношение с позиций французского политического опыта к лозунгам буржуазной демократии и одновременно свидетельствовало о недооценке перспектив буржуазно-демократической революции в Германии.

Поездка Гейне в Германию (1843) поставила поэта лицом к лицу с главными общественными проблемами страны, вызвала к жизни боевую революционную сатиру. В романтической поэме "Германия. Зимняя сказка" (1844) и цикле "Современные стихотворения" (1843-1844) Гейне подверг острой критике режим феодальной реакции, прусскую военщину, реакционные политические теории, в частности идею объединения Германии сверху, и провозгласил социалистический идеал в духе Сен-Симона.

Большое впечатление на Гейне произвело знакомство с молодым К. Марксом (в Париже в декабре 1843 года). Влияние Маркса ощущается в стихотворении "Ткачи" (1844), являвшемся откликом на силезское восстание ткачей. В 1844 году Гейне сотрудничал в издававшейся в Париже революционной газете немецкой эмиграции - "Vorwärts", в редактировании которой некоторое время участвовал К. Маркс.

Революция 1848 года застала Гейне прикованным к постели тяжелой болезнью. В его стихотворениях 1848-1849 годов преобладала суровая горькая сатира - поэт обличал политическую незрелость немецкой буржуазной демократии ("Михель после марта" и др.). Острота и актуальность сатиры Гейне выразительно подтверждалась тем, что ее броские строки постоянно звучали в статьях К. Маркса и Ф. Энгельса на страницах "Новой Рейнской газеты".

Гейне сохранял глубокий интерес к коммунистическим идеям, хотя они были известны ему лишь в домарксовских формах. Его пугали уравнительные идеи утопических коммунистов, он питал ложные опасения за судьбу искусства в будущем "царстве материализма" и вместе с тем был убежден, что только коммунисты, как самая революционная партия, будут способны нйкогда покончить с деспотией и мракобесием и прежде всего с ненавистным ему немецким национализмом.

Гейне вошел в мировую литературу как проникновенный лирик, блестящий мастер боевой публицистики и грозный сатирик, беспощадно обличавший феодальную и буржуазную реакцию во всех ее проявлениях. Творчество Гейне высоко ценили К. Маркс и Ф. Энгельс. Стихи Гейне принадлежали к числу произведений, которые В. И. Ленин брал в сибирскую ссылку.

После смерти Гейне развернулась острая борьба вокруг его наследия. Либерально-буржуазные литературоведы противопоставляли лирику Гейне его политической поэзии и публицистике. В фашистской Германии сочинения Гейне были запрещены, его книги сжигались. В ГДР наследие Гейне рассматривается как часть ценнейшего национального достояния.

С. В. Тураев. Москва.

Советская историческая энциклопедия. В 16 томах. — М.: Советская энциклопедия. 1973—1982. Том 4. ГААГА - ДВИН. 1963.

Сочинения: Sämtliche Werke, hrsg. E. Elster. Bd 1-7, Lpz. u. W., 1893; Werke, Bd 1-5, Weimar, 1957-60; в рус. пер. - Полное собр. соч., общ. ред. Н. Я. Берковского, т. 1-10, Л., 1956-59.

Литература: К. Маркс и Ф. Энгельс об искусстве, т. 1-2 (см. именной указ.), М., 1957; Дейч А., Г. Гейне, поэт, М., 1941; Дмитриев А. С., Г. Гейне, М., 1957; Меринг Ф., Гейне, в его кн.: Лит.-критич. статьи, т. 2, М.-Л., 1934; Шиллер Ф. П., Генрих Гейне, М., 1962; Г. Гейне (библ. рус. переводов и критич. лит-ры на рус. яз.), сост. Левинтон А. Г., М., 1958; Strodtmann A., Heines Leben und Werke. 3 Aufl., Bd 1-2, Hamb., 1884; Victor W., Marx und Heine, (3 Aufl.), В., 1953; Pfeiffer H., Begriff und Bild, Rudolstadt, (1958).

Далее читайте:

Философы, любители мудрости (биографический указатель).

Исторические лица Германии (биографический указатель).

Сочинения:

Sämtliche Werke, hrsg. E. Elster. Bd 1-7, Lpz. u. W., 1893; Werke, Bd 1-5, Weimar, 1957-60; в рус. пер. - Полное собр. соч., общ. ред. Н. Я. Берковского, т. 1-10, Л., 1956-59.

Werke. Lpz., 1887-90; на рус. яз.: Собр. соч. в 6 т. М., 1983.

Литература:

Юрьев Г. Гейне и Берне. М.-Л., 1936;

Косаковская Э. А. К вопросу о философских взглядах Г. Гейне. — «Философские науки», 1958, №4, с. 185-194.

К. Маркс и Ф. Энгельс об искусстве, т. 1-2 (см. именной указ.), М., 1957;

Дейч А., Г. Гейне, поэт, М., 1941; Дмитриев А. С., Г. Гейне, М., 1957;

Меринг Ф., Гейне, в его кн.: Лит.-критич. статьи, т. 2, М.-Л., 1934;

Шиллер Ф. П., Генрих Гейне, М., 1962;

Г. Гейне (библ. рус. переводов и критич. лит-ры на рус. яз.), сост. Левинтон А. Г., М., 1958;

Strodtmann A., Heines Leben und Werke. 3 Aufl., Bd 1-2, Hamb., 1884;

Victor W., Marx und Heine, (3 Aufl.), В., 1953;

Pfeiffer H., Begriff und Bild, Rudolstadt, (1958).

 

 

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ



ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС