Гурвич Георгий Давидович |
|
1894-1965 |
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ |
XPOHOCВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТФОРУМ ХРОНОСАНОВОСТИ ХРОНОСАБИБЛИОТЕКА ХРОНОСАИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИБИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫСТРАНЫ И ГОСУДАРСТВАЭТНОНИМЫРЕЛИГИИ МИРАСТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫМЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯКАРТА САЙТААВТОРЫ ХРОНОСАРодственные проекты:РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙДОКУМЕНТЫ XX ВЕКАИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯПРАВИТЕЛИ МИРАВОЙНА 1812 ГОДАПЕРВАЯ МИРОВАЯСЛАВЯНСТВОЭТНОЦИКЛОПЕДИЯАПСУАРАРУССКОЕ ПОЛЕ |
Георгий Давидович ГурвичГурвич Георгий Давыдович (1894–1965). Известный социолог российского происхождения. Учился в Юрьевском университете. Работал в Томском и Петроградском университетах. После эмиграции в 1920 году жил в Германии, потом в Чехословакии, Франции, США, затем опять во Франции. Занимался философией и социологией права, социологией знания, изучал права человека и гражданина, в частности социальные права. Социальную реальность представлял как результат коллективной деятельности людей, объективации опыта как постоянно обновляющегося процесса. Основные произведения: “Правда воли монаршей” Ф. Прокоповича и ее западноевропейские источники” (1915), “Этика права”(1925), “Современность и идея социального права” (1932). А. Акмалова, В. М. Капицын, А. В. Миронов, В. К. Мокшин. Словарь-справочник по социологии. Учебное издание. 2011.
Гурвич Георгий Давидович (2.11.1894, Новороссийск - 10.12.1965, Париж) - социолог и философ. Учился в ростовской и рижской гимназиях, окончил Петербургский университет, в 1918 году был назначен профессором Томского университета, а в 1921 году эмигрировал. В России опубликовал только одну небольшую работу «Правда воли монаршей» Феофана Прокоповича и ее западноевропейские источники» (Юрьев, 1915). В 1921-1923 годы Гурвич читал лекции в университете в Праге, где написал свое первое философское сочинение, посвященное анализу этики Фихте, которое разрослось затем в книгу «Fichtes System der konkreten Ethik» (1924). Вскоре он переехал во Францию, в 1928 году принял французское гражданство, а в 1932 году получил место профессора философии в лицее Севинье. Защитив диссертацию на степень доктора, он стал читать лекции в Страсбургском университете. Во время войны он выехал в США, где преподавал в Гарвардском и Колумбийском университетах. В 1948 году Гурвич вернулся во Францию и стал профессором Сорбонны по кафедре социальных наук, где и проработал до своей кончины. Все свои основные работы он опубликовал на французском языке, На русском вышел философский этюд «Этика и религия» (Современные записки. 1926, № 29), в котором Гурвич отстаивает самостоятельность этики, ее независимость от метафизики и религии. Добро, пишет он, есть особое качество, особый путь восхождения к Абсолюту. По Гурвичу, Абсолют вовсе не есть принадлежность только религиозного мышления. Не связанное с религией миросозерцание не отрицает Абсолюта, более того, оно предполагает не один, а множество путей к Абсолюту. После 1926 года на русском языке Гурвич опубликовал еще несколько статей, в частности о социализме, но в дискуссиях русских философов во Франции участия не принимал. Свои философские взгляды он называл «диалектическим гиперэмпиризмом». Отвергая какую-либо заранее принятую философскую позицию в изучении человека, он выступал как против материализма, так и против идеализма, в его представлении только конкретное изучение человека в конкретных обстоятельствах может дать понимание его поведения. Его социологическая концепция, изложенная в капитальном «Трактате по социологии» (1958-1960), может быть охарактеризована как концепция микросоциологии. С точки зрения Гурвича, понять и описать положение человека в обществе можно только путем выделения в обществе микросоциальных типов, которые допускают изучение индивида и его поведения методами социометрии. Гурвич критиковал капиталистическое общество, отмечая противоречивый характер его развития. Он считал отношения между классами принципиально непримиримыми и выводил отсюда неизбежность социальных антагонизмов, которые приводят к социальной революции. В некрологе, опубликованном в парижской газете «Русская мысль», отмечается, что Гурвич повлиял на современную социологию «радикальностью своих, одинаково как либеральных, так и динамических, позиций». Его доктрину справедливо называли «доктриной перманентной революции в социологии». А. Т. Павлов Русская философия. Энциклопедия. Изд. второе, доработанное и дополненное. Под общей редакцией М.А. Маслина. Сост. П.П. Апрышко, А.П. Поляков. – М., 2014, с. 149.
Гурвич (Gurvitch) Георгий Давидович (Жорж) (2.11,1894,Новороссийск, — 10.12.1965, Париж), французский философ и социолог. Называя свои взгляды «диалектическим гиперэмпиризмом», Гурвич отвергал формально-дедуктивные теории и эмпиризм в западной социологии и стремился строить социологию на основе диалектики, интерпретируемой в духе релятивизма и плюрализма. «Диалектическим гиперэмпиризм» Гурвич в методологическом плане означал ориентацию на отказ от какой-либо заранее принятой философской позиции в подходе к изучению человека, а в онтологическом плане — истолкование человеческого опыта как разнообразного и непрерывно обновляющегося в своих основаниях. Приписывая универсальное значение типологическому методу, Гурвич выделяет микросоциальные типы; типы частных групп; тины социальных классов и глобальных обществ («горизонтальное» членение социальной реальности). Отсюда деление на микро- и макросоциологию. «Вертикальный» срез социальной реальности, по Гурвичу, состоит в делении на «глубинные уровни» (от эколого-морфологические основы до «коллективных умонастроений и психических актов»), изучаемые «глубинной социологией». Предмет социологии Гурвич характеризовал как «целостные социальные феномены» (понятие, сформулированное Моссом), исследуемые одновременно на всех «глубинных уровнях», во всех аспектах в процессе их структурации, деструктурации и разрушения. С позиций плюрализма Гурвич выступал как против материализма, так и против идеализма. Указывая на противоречивый характер общественного развития, он считал отношения между классами «радикально непримиримыми» и доказывал неизбежность социальных антагонизмов. С позиций «плюралистского и децентрализованного коллективизма» критиковал капиталистическое общество, указывал на необходимость и неизбежность социальной революции. В целом для концепции Гурвича характерны призывы к конкретности, к сближению с историей, диалектикой, и в то же время абстрактность и схоластичность теоретических построений, антиисторизм. Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983. Сочинения: Dialectique et sociologie, P., 1962; La vocation actuelle de la sociologie, t. 1—2, P., 1963. Литература: Грецкий M. H., Нек-рые концепции диалектики в бурж. философии и социологии совр. Франции, «ФН», 1967, № 3; Критика современной буржуазной теоретической социологии, М., 1977, гл. 7.
Далее читайте:Философы, любители мудрости (биографический указатель). Сочинения:Идеология социализма в свете новейшей немецкой литературы И Современные записки. 1924. № 18; Проф. Новгородцев как философ права // Там же. № 20; Государство и социализм // Там же. 1925. № 25; Большевизм и замирение Европы // Там же, № 26; Будущность демократии // Там же. 1927. № 32; Социализм и собственность // Там же. 1928. № 36; Собственность и социализм // Там же. j 929. № 38; Л. И. Петражицкий как философ права // Там же. 1931. № 47; L'Experience juridique et la philosophie pluralite do droit. P., 1935; La vocation actuelle de la socioiogie. P., 1950; Dialectique et sociologie. P., 1962. Литература:Зеньковский В. В. История русской философии. Л., 1991. Т. 2, ч. 1.
|
|
ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ |
|
ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,Редактор Вячеслав РумянцевПри цитировании давайте ссылку на ХРОНОС |