Гизо Франсуа-Пьер-Гийом |
|
1787-1874 |
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ |
XPOHOCВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТФОРУМ ХРОНОСАНОВОСТИ ХРОНОСАБИБЛИОТЕКА ХРОНОСАИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИБИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫСТРАНЫ И ГОСУДАРСТВАЭТНОНИМЫРЕЛИГИИ МИРАСТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫМЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯКАРТА САЙТААВТОРЫ ХРОНОСАРодственные проекты:РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙДОКУМЕНТЫ XX ВЕКАИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯПРАВИТЕЛИ МИРАВОЙНА 1812 ГОДАПЕРВАЯ МИРОВАЯСЛАВЯНСТВОЭТНОЦИКЛОПЕДИЯАПСУАРАРУССКОЕ ПОЛЕ |
Франсуа-Пьер-Гийом ГизоГизо (Guizot) Франсуа (1787-1874). Французский историк; с 1847 г. - глава правительства, свергнутого революцией 1848 г. Один из создателей буржуазной теории классовой борьбы. Однако отрицал классовую природу буржуазного государства, враждебно относился к борьбе народных масс. + + + Гизо (Guizot) Франсуа-Пьер-Гийом (4 октября 1787, Ним — 12 сентября 1874, Париж) — французский политический деятель, историк, в области политической философии — представитель школы доктринариев, по своей ориентации близкой к либерализму. Автор ряда работ по политической философии: «О правлении во Франции, начиная с эпохи Реставрации и современных министерств» (Du gouvernement de la France depuis la Restauration et de ministere actuel, 1820), «О средствах правления и об оппозиции в современной Франции» (Des moyens de gouvernement et d'opposition dans l'etat actuel de la France, 1821), «О смертной казни как политической проблеме» (De la peine de mort en matiere politique, 1822), а также крупных исторических сочинений: «История английской революции» (1826—27, рус. пер. т. 1—3. СПб., I860), «История цивилизации во Франции» (т. 1—5, 1829—32, рус. пер. т. 1—4. М., 1877—81), «История цивилизации в Европе» (1828, рус. пер. СПб., 1891), «История представительного правления» (в 5 т.) и др. Член Французской академии (1836) и Академии моральных и политических наук. В центре социально-философских размышлений Гизо — соотношение власти и общества. Настаивая на четком разграничении и взаимозависимости этих сфер общественной жизни, Гизо считает, что власть не существует вне общества или над обществом: «средства правления» сосредоточены в самом обществе и не могут быть отделены от него. Общество — это мир жизни и разума, главным является здесь движение человеческого духа, поэтому принцип суверенитета власти должен быть заменен принципом суверенитета Разума. Цивилизация — важнейшее понятие исторической концепции Гизо — характеризуется им как синтез социального и морального развития человечества. В европейской цивилизации он отмечает два основных момента: образование национальных государств (прогресс централизации и принцип единства) и освобождение человеческого духа (прогресс свободы и принцип равенства). M. M. Федорова Новая философская энциклопедия. В четырех томах. / Ин-т философии РАН. Научно-ред. совет: В.С. Степин, А.А. Гусейнов, Г.Ю. Семигин. М., Мысль, 2010, т. I, А - Д, с. 522-523.
Гизо (Guizot), Франсуа Пьер Гийом (4.X.1787 - 12.IX.1874) - буржуазный историк и политический деятель Франции. Выдвинулся в годы Реставрации. Принадлежа к партии конституционалистов- роялистов, Гизо отстаивал союз буржуазии и дворянства под эгидой Бурбонов для борьбы с опасностью новой революции. В связи с усилившейся в 1820 году феодальной реакцией Гизо был лишен административных постов (член Госудсратвенного совета и директора департаментской и общинной администрации), окончательно перешел на преподавательскую работу в Сорбонну. Историческая концепция Гизо этого периода изложена в книге «О правительстве во Франции после Реставрации и о современном министерстве» ("Du gouvernement de la France depuis la Restauration et du ministère actuel", 1820). История Франции изображается Гизо как история борьбы между завоевателями Галлии - германцами и их потомком - дворянством, с одной стороны, и порабощенными ими галло-римлянами и их потомком - третьим сословием, с другой. Французская революция 18 века рассматривается как решающая битва между дворянством и третьим сословием. В работе Гизо нашли отражение идеи классовой борьбы Сен-Симона, приспособленные к политическим интересам буржуазии, но, учитывая опыт французской революции 18 века, Гизо ратовал за компромисс буржуазии и дворянства в годы Реставрации. Либерально-монархические взгляды Гизо были признаны правительством опасными, и Гизо в 1822 году был лишен кафедры. В последующий период буржуазная теория классовой борьбы Гизо пережила существенную эволюцию. В «Этюдах по истории Франции» ("Essais sur l'histoire de France...", 1823) почвой для формирования классов Гизо считает уже не завоевание, а дифференциацию земельной собственности, в дальнейшем в «Истории английской революции» ("Histoire de la Révolution d'Angleterre...", v. 1-2, 1826-27, полное изд. v. 1-6, 1854-56) - отношения собственности вообще. В «Истории цивилизации в Европе» ("Histoire générale de la civilisation en Europe", 3 éd., 1839, рус. пер. 1891), в «Истории цивилизации во Франции» ("Histoire de la civilisation en France", 2 éd., v. 1-4, 1940, рус. пер., т. 1-4, 1877-81) и др. Гизо подчеркивает историческую роль буржуазии как решающего фактора в борьбе с феодализмом. В противоположность старому тезису о единстве третьего сословия, Гизо теперь доказывает раскол третьего сословия на борющиеся между собой классы. Эти сочинения послужили Гизо историческим обоснованием его старой идеи о том, что политическая задача французской буржуазии в годы Реставрации состояла в новом завоевании власти, но не с помощью новой революции, а путем соглашения с дворянством, в противном случае государству грозит народная революция. Идя на политической и идейные уступки реставрированному дворянству, Гизо пересматривает свое отношение к германо-романской проблеме: он отрицает борьбу германских и романских начал во французской истории. Во время революции 1830 года Гизо, ставший к тому времени членом палаты депутатов, примкнул к захватившей власть Орлеанской династии. После революции Гизо занимал посты министра внутренних дел (1830), просвещения (1832-1836, 1836-1837), иностранных дел (1840-1847) и премьер-министра (1847-1848). С 1840 года фактически руководил всей политикой Июльской монархии. Опасаясь выступления масс и падения Июльского режима, Гизо избегал войны с Англией. Борьбе с революцией была подчинена и вся внутренняя политика Гизо; беспощадно подавлялось рабочее движение, в январе 1845 года К. Маркс был выслан из Франции. Революция 1848 года, заставившая Гизо бежать в Англию, была крушением его политической программы, а Июньское восстание пролетариата - крушением всей его исторической концепции. В сочинении «О демократии во Франции» ("De la démocratie en France", Brux., 1849) Гизо окончательно отказался от теории классовой борьбы, призывал ко всеобщему классовому миру, непременным условием которого должен явиться разгром революции. Отказ от прежней исторической концепции наглядно сказался на последних томах «Истории английской революции» (1854-56, рус. пер. 1868). В 1-м томе этого труда, написанного до революции 1848 года, Гизо защищал английскую буржуазную революцию 17 века, оправдывал казнь Карла I; в последующих томах решительно осуждал революцию, противопоставляя ей так называемую Славную революцию 1688-1689 годов, а казнь короля считал бессмысленной жестокостью. К. Маркс и Ф. Энгельс оценили эволюцию взглядов Гизо на английскую революцию как упадок буржуазной исторической науки (см. Соч., 2 изд., т. 7, с. 218-23). Наряду с О. Тьерри, Ф. Минье и А. Тьером Гизо вошел в историографию как один из создателей буржуазной теории классовой борьбы, являющейся идейной вершиной буржуазной исторической мысли и имеющей в то же время классово ограниченный характер. Сводя основу классовых различий лишь к имущественным отношениям, она не ставила вопроса о подлинном происхождении собственности, в классовых отношениях отказывалась видеть отношения эксплуатации, враждебно относилась к борьбе народных масс, отрицала классовую природу и враждебность буржуазного государства народных массам. Историческая концепция Гизо в ее первоначальной форме (теория борьбы завоевателей и завоеванных) оказала сильное влияние на историческую науку во многих странах, в том числе и в России. Представитель «теории официальной народности» М. П. Погодин считал, что в основе западноевропейской истории лежит завоевание, создавшее почву для социальных конфликтов, приведших к революции. Этому противопоставлялся исторический путь России - мирное призвание варягов, исключавшее социальную борьбу, а следовательно, и причину для революции. Близкими к этому были взгляды славянофилов, однако их историческая теория отличалась от официальной концепции отрицательным отношением к крепостному праву. Влияние идей Гизо носили теории западноевропейской истории у многих историков либерально-буржуазных направления. Эти историки (Н. А. Полевой, С. М. Соловьев, Н. И. Костомаров, Н. П. Павлов-Сильванский, а также Т. Н. Грановский, М. С. Куторга, М. М. Стасюлевич, Н. А. Осокин) не противопоставляли историю России истории Запада, находя в них общие черты. Исторической концепцией Гизо интересовались русские революционные демократы. В. Г. Белинский в теории завоевания ценил антифеодальный характер, подчеркивая интерес Гизо к социальным проблемам. А. И. Герцен положительными сторонами исторической концепции Гизо считал признание классовой борьбы, как проявления общественных противоположностей, признание зависимости политических учреждений от социально-экономической жизни общества. Он указывал на эволюцию взглядов Гизо, связанную с эволюцией французской буржуазии, и в связи с революцией 1848 года дал характеристику Гизо как контрреволюционного политического деятеля. Н. Г. Чернышевский указывал на антифеодальный характер ранней концепции Гизо, на его теорию классовой борьбы, на интерес к экономическому фактору, но решительно критиковал Гизо за непоследовательность в вопросе революции, за отказ от теории классовой борьбы, за ненависть к народным массам. Г. В. Плеханов подходил к теории Гизо с марксистских позиций, однако он недооценил ее враждебности борьбе народных масс. М. А. Алпатов. Советская историческая энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1973—1982. Том 4. ГААГА - ДВИН. 1963. Литература: Маркс К., Клас. борьба во Франции с 1848 по 1850 г., Маркс К. и Энгельс Ф., Избр. произв., т. 1, М., 1955; его же, Восемнадцатое брюмера Луи Бонапарта, там же; его же, Гражд. война во Франции, там же; Маркс К. и Энгельс Ф., (рецензии) Гизо. "Почему удалась англ. революция? Рассуждение об истории англ. революции", К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., 2 изд., т. 7; Плеханов Г. В., К вопросу о развитии монистич. взгляда на историю, Избр. филос. произв., т. 1, М., 1956, гл. 2; Герцен А. И., Письма из Франции и Италии, Собр. соч., т.5, М., 1955; его же. Былое и думы, ч. 5, там же, т. 10, М., 1956; Алпатов М. Д., Политич идеи франц. бурж. историографии XIX в., М.-Л., 1949; Рейзов Б. Г., Франц. романтич. историография (1815-1830), Л., 1956.
Гизо, Франсуа (1787-1874) - французский государственный деятель, учёный и дипломат, один из первых буржуазных историков, исходивших в своих исследованиях из анализа общественных отношений и борьбы классов. Во время реставрации Бурбонов был вначале их сторонником, занимал различные посты в министерствах и читал лекции в Сорбонне; в 20-х годах перешёл в оппозицию. В 1830 году был избран в палату депутатов; во время июльской революции был сторонником установления власти Луи Филиппа Орлеанского. Он возглавил образовавшуюся тогда "партию сопротивления", которая противилась всякой дальнейшей реформе конституции и расширению избирательного права. Брошенный им впоследствии лозунг: "Обогащайтесь!" уже тогда стал путеводной нитью его политики, для осуществления которой он знал лишь один путь - "покой", т. е. консервацию существующего и недопущение какого-либо движения. Этот путь Гизо избрал и в своей внешней политике. В феврале 1840 года Гизо в качестве посла был направлен в Лондон главой правительства маршалом Сультом, боявшимся его интриг, и на этом посту оставался при кабинете Тьера (...), всегдашнего соперника Гизо. То были тяжёлые месяцы дипломатической борьбы с Англией (в связи с египетским кризисом 1839 года, см.), приведшей к исключению Франции из европейского "концерта". Роль Гизо в Лондоне была двусмысленной: передавая по директивам Тьера его воинственные ноты, Гизо в то же время частным образом давал понять, что Франция не склонна к активным действиям. Когда же в конце октября 1840 Тьер, пугавший короля своим воинственным задором, получил отставку, на пост министра иностранных дел в новом кабинете Сульта был призван апостол "покоя" - Гизо. Он и взял курс на "умиротворение", отказавшись от политики поддержки египетского паши Мухаммеда Али, которому Франция раньше "покровительствовала", без труда выторговал у Англии закрытие проливов для России и формальное аннулирование одиозного пакта 15. VII 1840 (см. Лондонская конвенция 1840 года). Это не помешало ему много лет спустя говорить Киселёву, русскому послу в Париже, намекая на недовольство в России в связи с отменой Ункяр-Искелесийского договора (...): "Ваша основная ошибка, что вы, ради изоляции Франции и ослабления правительства Луи Филиппа, отказались от своей традиционной политики, заключавшейся в том, чтобы вести свои дела в Турции самостоятельно, без постороннего участия, без согласования с кем бы то ни было. Вы сами перенесли это дело в Лондон и договором от 15. VII 1840 года превратили его своими собственными руками в общее дело". Это был лицемерный упрёк, потому что Франция с самого начала выражала недовольство Ункяр-Искелесийским договором, в 1841 года настояла на закрытии проливов и в 1854 году выступила против России, не желая допустить её "вести самостоятельно свои дела в Турции". В дальнейшем внешняя политика Гизо была направлена к тому, чтобы не нарушать осложнениями с Англией спокойного хода "обогащения" французской буржуазии. Так, Гизо поспешно отказался от задуманного плана вовлечения Бельгии во французскую орбиту путём таможенного объединения её с Францией, стоило только Англии устами Роберта Пиля заявить громкий протест. Эта политика уступок Англии унижала национальное достоинство Франции и вызывала резкое общественное недовольство. Наиболее скандальный характер эта политика Г. приобрела в "деле Притчарда" в 1844 году, когда, уступая грубым угрозам Англии, Франция отказалась от аннексии о. Таити и согласилась компенсировать английского консула Притчарда, игравшего в этом деле провокационную роль. Упорное стремление Гизо ценой национального унижения сохранить мир с Англией создало ему репутацию "иностранного министра по делам Франции", как иронически называли его в одном памфлете. Впрочем, однажды Гизо добился успеха в соперничестве с Англией: в деле брака сына короля, герцога Монпансье, с младшей сестрой испанской королевы Изабеллы, против чего яростно боролась Англия, считавшая опасной династическую связь Франции с Испанией. Но этот успех сильно ухудшил отношения с Англией, и, таким образом, несмотря на все унижения Франции, Гизо не удалось обеспечить с ней дружбу. Чтобы избежать изоляции, которая уже привела Францию к кризису 1840 года, он стал искать иной опоры в международной политике. Будучи реакционным политиком, Гизо пытался установить сотрудничество Франции прежде всего с реакционными государствами Европы. Сближение с царской Россией исключалось вследствие непримиримо враждебного отношения Николая I к Луи Филиппу: с 1841 года в Париж не назначали русского посла. Зато нетрудно оказалось найти общий язык с Меттернихом; со второй половины 40-х годов Гизо установил самые дружеские отношения с венским кабинетом; он фактически санкционировал присоединение Австрией в 1846 году вольного города Кракова, ограничившись лишь робким протестом; в 1847 году Гизо и Меттерних пытались вмешаться в гражданскую войну в Швейцарии на стороне реакционного Зондербунда. Гизо также оказывал помощь римскому папе, снабжая его оружием, и потворствовал Австрии в её борьбе против итальянского национально-освободительного движения. В первый же день февральской революции 1848 года Гизо бежал в Англию и с тех пор уже больше не появлялся на политической сцене. Дипломатический словарь. Гл. ред. А. Я. Вышинский и С. А. Лозовский. М., 1948.
Далее читайте:Философы, любители мудрости (биографический указатель). Исторические лица Франции (биографический указатель). Сочинения:Meditationes sur l'essence de la religion chretienne. P., 1864 (рус. пер.: 1864); Meditation sur l'&at actuel de la religion chretienne. P., 1865. Литература:Rosanvallon P. Le moment Guizot. P., 1985.
|
|
ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ |
|
ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,Редактор Вячеслав РумянцевПри цитировании давайте ссылку на ХРОНОС |