Гвиччардини Франческо
       > НА ГЛАВНУЮ > БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ > УКАЗАТЕЛЬ Г >

ссылка на XPOHOC

Гвиччардини Франческо

1483-1540

БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
ФОРУМ ХРОНОСА
НОВОСТИ ХРОНОСА
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ
1937-й и другие годы

Франческо Гвиччардини

Гвиччардини. Идея политического единства страны содержится и в сочинениях другого крупного историка этой эпохи — Франческо Гвиччардини (1483—1540). В своей «Истории Италии», охватывающей период с 1492 по 1534 г., Гвиччардини впервые изложил историю не отдельных государств, а всей страны, как единого целого. Гвиччардини, принимавший активное участие в сложных политических интригах итальянских государств, прекрасно разбиравшийся во всех важных событиях своего времени, дал красочное изображение этой бурной эпохи. Подобно Макиавелли, он считал необходимым применение в дипломатии характерных для итальянских тиранов методов политики — притворства, обмана и т. п. «Делайте всё, чтобы оказаться на стороне победителя», — заявлял Гвиччардини. Он сам неизменно следовал этому правилу: ненавидя папство и считая его главным виновником постигших Италию бедствий, он долгое время был папским наместником в Модене и других городах; считая лучшей формой правления республику, в которой правили бы «люди с головой и влиянием», Гвиччардини в то же время ревностно служил Медичи. Принадлежа к крупной флорентийской буржуазии в период её начавщегося феодального перерождения, Гвиччардини с ненавистью относился к народным массам. Он заявлял, что «народ... это чудовище, полное путаницы и заблуждений»; управляя народом, утверждал Гвиччардини, в случае надобности «необходимо прибегать к мерам жестоким и бессовестным». Беспринципность Гвиччардини сказалась и на его философии истории: объяснение исторических событий он искал в скрытых мотивах деятельности отдельных лиц; главным из этих мотивов он считал расчёт, жажду денег и власти и т. п.

Цитируется по изд.: Всемирная история. Том IV. М., 1958, с. 116.

Гвиччардини (Guicciardini) Франческо (6 марта 1483, Флоренция — 22 мая 1540, вилла Арчетри, ок. Флоренции) — итальянский социальный мыслитель, историк, политик. С 1498 изучал право во Флоренции, Ферраре и Падуе, с 1505 — доктор и профессор гражданского права. Занимался адвокатской практикой во Флоренции, составил «Историю Флоренции» с 1378 по 1509 (Storie Florentine, 1508-09). В 1512-13 - посол при дворе Фердинанда Католика в Испании, затем на службе у папы Льва X, который назначает его правителем Модены (с 1516) и Реджо (с 1517); в 1522 возглавил оборону осажденной французами Пармы. В 1521—25 написал диалог «О государственном устройстве Флоренции» (Del reggimento di Firenze). В 1523 —28 — правитель всей Романьи, военный министр у папы Климента VII. После sacco di Roma (разграбление Рима) в 1527 и в годы второй флорентийской республики (1527—30), отойдя от дел, упорядочивает «Политические и гражданские записки» (Ricordi policici е civili, 1512—30), пишет Соображения о Беседах Макиавелли» (Considerazioni sui Discorsi del Machiavelli, 1530). В 1531—34 управитель и вице-легат Климента VII в Болонье, в 1534—37 — советник герцога Алессандро Медичи во Флоренции. Пользуясь семейным и личным архивами и доступом к государственным документам, создает многотомную «Историю Италии» (Storia d'ltalia, 1537—40) с элементами критики источников, в которой, следуя за изменениями сил в европейской политике, поместил события в Италии в международную перспективу.

Пуританская суровость, с юности трезвое отношение к миру при энергичной деятельности, неприязнь (внушенная отцом, гуманистом из круга М. Фичино) к лицемерию и распущенности духовенства сблизили Гвиччардини с культурным типом Северного Ренессанса и Реформации. Он завершает начатый его другом Макиавелли поворот флорентийской историко-политической мысли от антично-идеальных образцов к анализу реального явления. Подобно Леонардо да Винчи, Гвиччардини не ценит книжное знание, обобщения, правила и ищет опоры для практики в учете неповторимых обстоятельств, в неослабном усилии аналитического ума, в опыте. Абсурдно полагаться на идеальные нормы, раз «мир уже не такой, какой должен быть, а такой, какой есть». Природные добро и воля искажены глупостью, страстями и эгоизмом, превращающими человеческую массу в бешеное животное и провоцирующими в ответ государственное насилие. Мудрый правитель, одинаково далекий от деспотии и охлократии, восстанавливает мир, «дивное согласие», когда только и возможны благополучие, культурно-историческое творчество и сама жизнь людей. Всевластный случай правит историей, но ему равномощна целеустремленная чуткая воля. Сосредоточенность на поступках делает Гвиччардини историком отдельных личностей, в отличие от Макиавелли, ощущающего в социальном теле реальность особого рода, но Гвиччардини превзошел Макиавелли широтой и точностью описания. Ж. Боден назвал Гвиччардини «отцом исторической науки». Идущая от Гвиччардини традиция философского осмысления факта продолжена Монтескье, Вольтером, Гиббоном, Гегелем.

В. В. Бибихин

Новая философская энциклопедия. В четырех томах. / Ин-т философии РАН. Научно-ред. совет: В.С. Степин, А.А. Гусейнов, Г.Ю. Семигин. М., Мысль, 2010, т. I, А - Д, с. 488.

Гвиччардини (ит. Guicciardini), Франческо (06.03.1483, Флоренция — 22.05.1540, Арчетри) — итальянский политический деятель и историк. До 1527 года на службе у семьи Медичи, выполнял дипломатические и другие поручения. В результате поражений Коньякской лиги (в создании которой участвовал) и республиканских восстаний 1527 года во Флоренции был лишен имущества и уехал в Рим; после Реставрации Медичи вернулся к политической деятельности. Козимо I (см. Козимо Медичи) отправил Гвиччардини в отставку, после чего тот занялся написанием исторических и других сочинений. В «Истории Флоренции» (Storie fiorentine, 1508—1509, впервые издана в 1859 году) представил историю как результат действия крупных исторических личностей, удостаивавшихся однозначно положительных или отрицательных оценок. Главное сочинение Гвиччардини — «История Италии» (Storia d'ltalia, 1537— 1540), описывающая политические события 1492—1532 годов. Гвиччардини анализировал причины происшедшего, искал их не только в сложном переплетении итальянских политических реалий, но и в интересах европейских держав. Главным достоинством историка Гвиччардини считал способность видеть множество деталей и разнонаправленных факторов, а основной движущей силой политической истории — благородное стремление каждого персонажа действовать в интересах себя и своего государства. Эти интересы были противопоставлены историографической (см. Историография) традиции, объявлявшей историю сферой реализации априорных общих правил и закономерностей (Макиавелли). Гвиччардини опирался на античную традицию: принцип изложения материала сближал его с Тацитом, приемы экспозиции — с Фукидидом и Саллюстием. Восхвалял знать и «мудрых», которым противопоставлял находившийся в плену предрассудков и низменных страстей «народ». При описании истории Флоренции вписывал ее в общеитальянский контекст, в меньшей степени по сравнению с Макиавелли прибегая к традиционным риторическим приемам гуманистической историографии. Взгляды Гвиччардини в области этики выражены в «Заметках о делах политических и гражданских» (Ricordi politic! е civili, 1530), ставших образцом жанра моральной афористики.

И. Е. Андронов.

Цитируется по изд.: Российская историческая энциклопедия. Т. 4. М., 2017, с. 518.

Сочинения: Storie Fiorentine dal 1378 al 1509. Bari, 1968; Opere. Roma, 2006; Storia d'ltalia. 3 vols. Milano, 1988. Сочинения. M., 1934; Заметки о делах политических и гражданских. М„ 2009.

Литература: Francesco Guicciardini. 1483— 1983. Nel V centenario della nascita. Firenze, 1984; Дживелегов A. K. Франческо Гвиччардини // Гвиччардини Ф. Сочинения. М., 1934. С. 11 — 101; Брагина Л. М. Итальянский гуманизм эпохи Возрождения. Идеалы и практика культуры. М., 2002.

Гвиччардини (Guicciardini), Франческо (6.III.1483 - 22.V.1540) - итальянский историк и политический деятель, выдающийся знаток политической истории Италии своего времени. В "Истории Италии" ("Storia d'Italia" (написана в 1537-40, опубл. посмертно в 1561-64)), насыщенной богатым фактическим материалом, Гвиччардини впервые дал историю не отдельных итальянских государств, а всей страны как единого целого. Основными движущими силами истории Гвиччардини считал эгоистические побуждения людей. Как идеолог нарождающейся крупной флорентийской буржуазии, с ненавистью относился к народу, считал необходимым отстранить его от власти, сосредоточив власть в руках аристократии ("Диалог об управлении Флоренции" ("Dialogo del reggimento di Firenze"), написан в 1525). Гвиччардини полагал, что в реальной действительности надо приспосабливаться к обстоятельствам и принимать сторону победителя ("Заметки политич. и гражданские" ("Ricordi politici e civili"), написаны в 1525-1529). Этим правилом Гвиччардини руководствовался и в своей практической деятельности: будучи противником папства, много лет занимал высокие должности при папах (папский наместник в Модене в 1516-1524, в Романье в 1524-1526, в Болонье в 1531-1534); являясь поборником аристократической республики с сенатом во главе, ревностно служил Медичи (с 1534).

M. Л. Абрамсон. Москва.

Советская историческая энциклопедия. В 16 томах. — М.: Советская энциклопедия. 1973—1982. Том 4. ГААГА - ДВИН. 1963.

Сочинения: Storia d'Italia, ed. A. Gherardi, v. 1-4, Firenze, 1919; Scritti inediti, Firenze, 1940; Opere. A cura di V. de Caprariis, Mil. - Napoli, (1953); Carteggi. A cura di Roberto Palmarochi, v. 1-2, Bologna, 1938; рус. пер. - Соч., M.-Л., 1934.

Литература: Самаркин В. В., К вопросу о формировании политич. взглядов Франческо Гвиччардини, Вестн. Моск. ун-та, 1960, No 5, сер. 9, Ист. науки, с. 42-60; Benoist Ch., Guichardin, historien et homme d'état florentin au XVI siècle, Marsiglia, 1862; De Caprariis V., Francesco Guicciardini: Dalla politica alla Storia, Bari, 1950; Saitta G., Il pensiero italiano nell'Umanesimo e nel Rinascimento, v. 3, Bologna, 1951.

Далее читайте:

Философы, любители мудрости (биографический указатель).

Историки (биографический справочник).

Исторические лица Италии (биографический справочник).

Сочинения:

Opere. Mil.—Napoli, 1953; Storia d'ltalia, v. 1—3. Torino. 1971;

Caneggi, v. 1-17. Bologna—Roma, 1938-72; в рус. пер.: Соч. М., 1934.

Литература:

Житомирская С. В. Политические воззрения Франческо Гвиччардини. М., 1945;

Бибихин В. В. Гвиччардини. — В кн.: Он же. Новый Ренессанс. М., 1998;

Caprariis V. de. Francesco Guicciardini: Delia politica alia storia. Ban, 1950;

Gilbert F. Machiavelli and Guicciardini: Politics and History in Sixteenth-Century Florence. Princeton, 1965;

Bondanella P. К Francesco Guicciardini. Boston, 1976.

 

 

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ



ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС