Гудеа
       > НА ГЛАВНУЮ > БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ > УКАЗАТЕЛЬ Г >

ссылка на XPOHOC

Гудеа

-

БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
ФОРУМ ХРОНОСА
НОВОСТИ ХРОНОСА
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ
1937-й и другие годы

Гудеа

Статуя молодого Гудеи. Из Лагаша. XXII век до н. э. Диорит.

Гудеа - правитель города-государства Лагаш в Шумере (около 2200-2140 до н. э.). При Гудеа возросло могущество Лагаша; число полноправных граждан города, судя по сохранившимся надписям Гудеа, доходило до 216 тысяч (против 36 тысяч при Урукагине, 24 век до н. э.). Гудеа украсил город многими храмами. В его правление достигли расцвета шумерская литература и искусство. Сохранилось не менее 16 диоритовых статуй Гудеа, глиняные цилиндры с надписями и т. п.

Советская историческая энциклопедия. В 16 томах. — М.: Советская энциклопедия. 1973—1982. Том 4. ГААГА - ДВИН. 1963.


Гудеа, царь Лагаша 2-й династии (Месопотамия), правивший ок. 2130 г. до Р. X.+ ок. 2123 г.до Р. X.
Гудеа был сыном жрицы богини Нгатумду от ее священного брака со жрецом или правителем города. Высокого положения Гудеа достиг благодаря тому, что женился на дочери управлявшего Лага-шем Ур-Бабы, преемником которого он стал. Его царствование пришлось на эпоху владычества в Месопотамии кутиев (см. Кутиев династия). Гудеа признавал над собой власть их царя и платил ему дань. Но во внутренних делах на подвластной ему территории (кроме Лагаша в нее входили Ур, У рук и некоторые другие города) он был полновластным повелителем. От Гудеа до нас дошли многочисленные надписи, сообщающие о его обширной хозяйственной и строительной деятельности. Все это говорит о том, что царь был весьма набожным человеком — в эти годы обновлялись многие старые и возводились великолепные новые храмы (особым попечением Гудеа пользовался храм главного бога Лагаша Нгирсу в Нин-Нгирсу). Характерно, что Гудеа никогда не рассматривал храмовое хозяйство как свою собственность и в надписях бесчисленное число раз называл хозяином его не себя, а бога. Таким образом, его деятельность проходила в русле реформ Уруи-нимгины.

Использованы материалы кн.: Константин Рыжов. Все монархи мира. Древний Восток. Москва, 2001.


С этого момента началось постепенное падение династии Аккаде. Вначале борьба с горцами шла с переменным успехом, но уже сын Нарам-Суэна должен был, по-видимому, уступить свой титул «царя четырех сторон света» царю Элама (который в тот момент был объединен) в обмен на помощь против кутиев. Но вскоре власть в Месопотамии целиком переходит в руки кутийских вождей. Они называли себя «царями», но, по-видимому, избирались племенным собранием воинов лишь на срок (от двух до семи лет). Кутии разорили своими нападениями почти всю страну, за исключением Лагаша, лежавшего несколько в стороне от главного пути их набегов, и, может быть, Урука и Ура, защищенных полосою болот.

Конечно, кутии не создали своего общегосударственного управления для Нижней Месопотамии; когда они прекратили военный грабеж, они продолжали ограбление в форме даней, которые для них и за них собирали местные аккадские и шумерские правители.

Гудеа, живший во второй половине XXII века до н. э. в Лагаше, был сыном жрицы, представлявшей богиню в «священном браке» со жрецом. Поэтому официально он не имел «человеческих» родителей. Однако такое рождение было почетным, и Гудеа был женат первым браком на дочери лагашского энси, а потом унаследовал должность своего тестя. Таким образом, он представлял номовое жречество.

Политика Гудеа соединяла черты политики традиционных ломовых энси с принципами, созданными при династии Аккаде. Он решительно отказался от права собственности правителя государства на храмовые земли, следуя в этом позиции Уруинимгины, а не Саргона и Нарам-Суэна. Но он не вернулся к системе множества храмовых хозяйств отдельных богов, а слил их все в одно общегосударственное (общелагашское) храмовое хозяйство бога Нингирсу. Работников этого хозяйства он держал в положении илотов на пайке, как при Саргонидах. На строительство нового, грандиозного храма Нингирсу он но жалел средств и ради этого ввел новые налоги на все население и новые повинности; к строительным повинностям при нем привлекались иногда даже женщины. В то же время есть косвенные данные в пользу того, что сонет старейшин всего Лагаша имел при Гудеа столь большое значение, что за ним признавалось право избирать и назначать правителя.

От кутиев Гудеа откупался богатой данью, зато Нижняя Месопотамия — не только ном Лагаш — почти целиком была в его фактическом распоряжении. Он имел возможность воевать с Эламом и вести торговлю со странами Передней Азии и даже с Мелахой (Индией); ввозил он, по-видимому, исключительно материалы для строительства и богатого убранства храма Нингирсу. От правления Гудеа осталось много памятников. Его сын и внук не сумели сохранить его политического положения, и могущество Лагаша уменьшилось.

Цитируется по изд.: И. М. Дьяконов.  Ранние деспотии в Месопотамии //  История древнего мира. Ранняя древность. Под. ред. И.М. Дьяконова, В.Д. Нероновой, И.С. Свенцинской. М., 1989, с. 79-80.


Гудеа - правитель шумерского города-государства Лагаш во времена господства кутиев в Междуречье (XXII в. до н.э.). Согласно легенде, Гудеа был сыном жрицы, представлявшей богиню в "священном браке" со жрецом; поэтому официально он не имел "земных" родителей и считался сыном богини. Такое происхождение было весьма почетным и выгодным. Энеи Лагаша выдал за Гудеа свою дочь. После смерти тестя Гудеа унаследовал его власть.
Посылая царю кутиев ежегодную дань, Гудеа добился для Лагаша относительной независимости. Кроме этого ему удалось установить мирные взаимоотношения с соседними странами и народами. Он заботился о расширении внешней торговли, что принесло его государству немалые доходы; торговые караваны Лагаша достигали Индии.
Гудеа известен и как законодатель. В надписях говорится, что он опекал слабых и бедных, защищал должников от ростовщиков, облегчал участь заключенных, даже рабы при нем пользовались определенной свободой и практически не подвергались наказаниям. В годы правления Гудеа число полноправных жителей Лагаша достигло 216 тыс.
Гудеа развернул в Лагаше широкую строительную деятельность. По его повелению были возведены храмы многим богам. Однако особое внимание он уделил строительству храма бога Нингирсу. В одной надписи говорится: "Как корова, которая обращает взор на своего теленка, он всю свою любовь вложил в храм". Строительные материалы для этого храма доставлялись из Элама, Ливана, Амана, Магана (возможно, Аравия) и Мелуххи (возможно, Индия). Храм Нингирсу был богато украшен барельефами и статуями. В нем имелся выложенный изразцами бассейн для священной воды. Вокруг храма был разбит роскошный парк с диковинными животными и певчими птицами.
При Гудеа начался расцвет шумерской литературы, о чем свидетельствуют многочисленные надписи, представляющие собой образцы изысканного литературного стиля древних шумеров.
Таким образом, в годы правления Гудеа Лагаш достиг необычайного могущества, даже невзирая на владычество кутиев в Междуречье. Однако преемники Гудеа не сумели сохранить его достижений.

Использованы материалы кн.: Тиханович Ю.Н., Козленко А.В. 350 великих. Краткое жизнеописание правителей и полководцев древности. Древний Восток; Древняя Греция; Древний Рим. Минск, 2005.


Гудеа (XXIII век до н. э.)

Древние шумерийские города воспользовались ослаблением Аккада, чтобы восстановить и даже расширить свою внешнюю торговлю. Это привело к новому расцвету некоторых древних центров шумерийской культуры, особенно Лагаша. В это время в Лагаше правил патэси Гудеа, очевидно, находившийся в зависимости от царя гутиев. Откупаясь от него тяжёлой данью и посылая ему ценные дары, золотые слитки, изделия из драгоценных металлов, троны, дорогое оружие, Гудеа сумел обезопасить свой город от иноземного Вторжения. Установив мирные взаимоотношения с соседними странами и пользуясь благами мира, Гудеа заботится о расширении внешней торговли и об украшении своего родного города богатыми постройками. Надписи этого времени подробно говорят о широкой строительной деятельности Гудеа. Материалы для постройки храмов доставлялись из разных, порой далёких стран. В одной из надписей говорится о том, что «для того, чтобы построить храм Нингирсу, эламит приходил из Элама, житель Суз приходил из Суз, Маган и Мелухха с гор доставляли лес». Наиболее ценные сорта кедрового леса доставляли с Ливанских гор и с гор Амана. Мрамор привозили из «Тидана, горы в Амурру», медь, золотой песок и разные Деревья — из гор Мелуххи, диорит для статуй — из страны Маган, т. е. Западной Аравии. Всё это указывает на то, что внешняя торговля Шумера достигла в это время значительного расцвета. Постройки храмов при Гудеа производились в большом масштабе. В течение целого года большие камни доставлялись в Лагаш специальными караванами. Храмы возводились по точным, заранее разработанным планам и чертежам. Сам Гудеа вошёл в историю в качестве правителя, особенно поощрявшего архитектурное искусство. Многочисленные сохранившиеся статуи изображают Гудеа не в гордой позе властителя или полководца, а в скромном облике человека, внимательно рассматривающего строительный чертёж, разложенный на его коленях. В надписях, сохранившихся на глиняных цилиндрах, подробно описывается постройка этих храмов.

В одной из них повествуется о том, как Гудеа, повинуясь вещему сну, предпринимает перестройку храма Энинну в Лагаше. По приказу патэси перед началом работ весь город очищался от мусора, все жители должны были готовиться к постройке, как к всенародному торжеству, во время которого прекращались судебные тяжбы, изгонялись колдуны и совершались всенародные молебствия. Сам правитель города руководил постройкой, лично закладывая первый камень. Примитивный стиль надписи в следующих словах рисует строительный энтузиазм Гудеа: «Как корова, которая обращает взор на своего телёнка, он всю свою любовь вложил в храм». Храм был богато украшен барельефами и статуями. В нём был устроен специальный бассейн для священной воды. Близ храма были разбиты сад с голубями, рыбный садок и парк с дичью. В сокровищнице храма были сосредоточены большие богатства. В торжественный день окончания постройки в храм были внесены статуи богов. Об общем расцвете шумерийской культуры этого времени говорят также и надписи времени Гудеа, которые являются классическими образцами литературного стиля древних шумерийцев.

Гутии господствовали в покорённой ими Месопотамии 125 лет. К концу этого периода культурно-отсталые племена гутиев в некоторой степени ассимилировались с культурно-развитыми племенами Аккада и Шумера. Цари гутиев восприняли более высокую и древнюю шумерийскую культуру и стали пользоваться в своих надписях аккадским языком. Но иноземцы были ненавистны населению Двуречья. Очевидно, неоднократно происходили восстания против власти гутиев. Наконец, постепенно усилившийся Шумер открыто выступил против иноземных властителей. Утухэгаль, царь Урука, во главе своих войск выступил против царя гутиев Тирикана, которого надписи этого времени называют «драконом гор, врагом богов, унесшим в горы царство Шумера». После кровопролитной битвы Утухэгаль одерживает решительную победу над гутиями, обращает в бегство Тирикана, разбивает его войска, а его самого берёт в плен. Так окончилось господство гутиев в Месопотамии.

Авдиев В.И. История Древнего Востока. Издание второе переработанное и дополненное. [Л.], 1953, с. 70-72.


Литература:

Флиттнер Н. Д., Культура и искусство Двуречья и соседних стран, Л.-М., 1958;

Thureau-Dangin F., Die sumerischen und akkadischen Königschriften, Lpz., 1907;

Barton G., The royal inscriptions of Sumer and Akkad., New Haven, 1929.

 

 

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ



ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС