Губонин Петр Ионович |
|
- |
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ |
XPOHOCВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТФОРУМ ХРОНОСАНОВОСТИ ХРОНОСАБИБЛИОТЕКА ХРОНОСАИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИБИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫСТРАНЫ И ГОСУДАРСТВАЭТНОНИМЫРЕЛИГИИ МИРАСТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫМЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯКАРТА САЙТААВТОРЫ ХРОНОСАРодственные проекты:РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙДОКУМЕНТЫ XX ВЕКАИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯПРАВИТЕЛИ МИРАВОЙНА 1812 ГОДАПЕРВАЯ МИРОВАЯСЛАВЯНСТВОЭТНОЦИКЛОПЕДИЯАПСУАРАРУССКОЕ ПОЛЕ |
Петр Ионович ГубонинГубонин Петр Ионович (1825 - 30. IX. 1894) - один из крупных русских железнодорожных и промышленных дельцов 60-80-х годов 19 века. Выходец из крестьян. Вначале - мелкий откупщик, затем подрядчик на строительстве Исаакиевского собора в Петербурге. В 60-70-х годах, разбогатев, стал концессионером и главой правлений целого ряда железнодорожных обществ: Лозово-Севастопольской, Грязе-Царицынской, Орловско-Витебской, Балтийской, Уральской, а также Петербургской и Московской конки. Нажив миллионное состояние, в 70-80-е годы Губонин стал одним из учредителей ряда крупнейших промышленных предприятий, создаваемых при усиленной правительственной поддержке. В 1875 году добился титула потомственного дворянина; стал крупным земельным собственником (имение Гурзуф в Крыму и др.). Советская историческая энциклопедия. В 16 томах. — М.: Советская энциклопедия. 1973—1982. Том 4. ГААГА - ДВИН. 1963. Губонин Петр Ионович (1825-1894), предприниматель, общественный деятель. Родился в д. Борисово Коломенского у. Московской губ. Из крепостных крестьян-старообрядцев помещика Д.Г. Бибикова, почетный гражданин (1868), дворянин (1872), действительный статский советник (1875), тайный советник (1885). Землевладелец (ок. 36 тыс. дес. в разных губерниях Европейской России). Унаследовал от отца две каменоломни: в с. Лыткарино Бронницкого у. и с. Котельники Московского у. Московской губ. Разбогател на подрядных работах, в т.ч. на строительстве Московско-Брестского шоссе (1848). В 1858 получил от помещика вольную, записался в Москве в купцы 3-й гильдии. Один из активных учредителей акционерных железнодорожных обществ в к. 1860-х – 1-й пол. 1870-х. Начал в 1864 с подряда на постройку каменных мостов на казенной Московско-Курской железной дороге, в 1866 вместе с инженером Т.Л. Садовским и генерал-майором А.Б. Казаковым получил подряд от Орловского земства на строительство Орловско-Витебской железной дороги (завершена в 1868). При его участии на условиях концессии построены Грязе-Царицынская (1871), Лозово-Севастопольская (1875), Уральская горнозаводская (Пермь – Екатеринбург, 1878) и др. железные дороги. Губонин входил в число директоров правлений ряда железнодорожных обществ, в т.ч. обществ Оренбургской, Уральской и Фастовской железной дороги. Был учредителем и строителем Петербургской (совместно с С.Д. Башмаковым) и Московской конно-железных дорог. Совместно с В.А. Кокоревым учредил Волжско-Камский банк (1870), «Северное общество страхования и склада товаров с выдачей варрантов» (1872), Бакинское нефтяное общество (1873), Пермское товарищество по торговле солью (1873). Участвовал в учреждении Русского общества механических и горных заводов (владело Невским судостроительным и механическим заводом в Петербурге), Коломенского машиностроительного завода акционерного общества, Брянского завода акционерного общества (совместно с В.Ф. Голубевым и В.Н. Тенишевым), товарищества «Нефть». В результате активной предпринимательской деятельности нажил многомиллионное состояние. В к. 1870-х стал терпеть убытки, в т.ч. по строительству Уральской железной дороги (св. 5 млн руб.). Пользовался значительной государственной поддержкой. Владел лесопильными заводами в Орловской и Смоленской губ., солеваренным и солемольным производством в Царицыне, угольными копями на Юге России. Приобрел имение Гурзуф в Крыму, превратив его в курорт и центр местного виноделия. Состоял присяжным попечителем Московского коммерческого суда, казначеем 1-го арбатского отделения Попечительства о бедных в Москве и почетным членом его совета, выборным от Московского купеческого общества, гласным Московской городской думы, членом и жертвователем Общества попечения о раненых и больных воинах. В 1869 передал 25 тыс. руб. на содержание Николаевского дома призрения вдов и сирот московского купечества. Совместно с Х.Х. Мейном основал Комиссаровское техническое училище в Москве, являлся его пожизненным почетным попечителем. Был в числе организаторов Политехнической выставки 1872 в Москве (в том же году получил дворянство за пожертвования и устройство выставки и участие в организации ее железнодорожного отдела), а также Всероссийской художественной промышленной выставки 1882 в Москве, участвовал в финансировании строительства здания Политехнического музея в Москве. Принимал участие в строительстве Херсонского храма близ Севастополя и Храма Христа Спасителя в Москве, реконструкции Петропавловского собора в Петербурге. На свои средства построил и реконструировал церковь Параскевы Пятницы, а также церкви при Комиссаровском училище и Успения Богородицы в Гурзуфе. В 1876 два сына Губонина (Сергей и Николай Петровичи) возведены в дворянство. В 1878 Губонины получили дворянский герб с девизом «Не себе, а Родине». По воспоминаниям С.Ю. Витте, Губонин представлял собой «русского простого мужика с большим здравым смыслом». Источники: Барышников М. Деловой мир России. СПб., 1998. Использованы материалы сайта Большая энциклопедия русского народа. Губонин Пётр Ионович (1825, д. Борисово Федосьинской волости Коломенского уезда Московской губ. - 30.9.1894, Москва, по завещанию захоронен в Гурзуфе) тайный советник (24.3.1885), действительный статский советник (25.12.1875), окончил три класса приходской школы, помогать отцу, набравшись опыта, принят десятником к купцу Русанову, строившему Брестское шоссе (1845-58), приобрёл бывшую усадьбу генерала-от-инфантерии Н.Д. Дурново в Климентовском переулке Пятницкой улицы Кузнецкой слободы Замоскворечья (1861), церковный староста храма великомученицы Параскевы Пятницы (1867-94), получил подряд на постройку каменных мостов в Воронежской губернии для ж\д дороги Воронеж-Москва и Воронеж-Курск (1864), в с. Казаковка Бобровского уезда в имении Казакова А.Б., который состоял его компаньоном, решалась большая часть железнодорожных дел Воронежской губернии (1855-70), за строительство ж\д дороги пожалован в кавалеры ордена св. Станислава 3-й ст. (1867), вместе прокладывали 199 верст по территории Воронежской губернии 1-й участок земской железной дороги от Грязей до Борисоглебска (1868-79), 2-й участок от Борисоглебска до Царицына, с ветвью в Урюпино, соединил балтийское поморье с берегами нижней Волги (1879-93); для перевозки соли от оз. Баскунчак до р. Волга главный участник концессий по постройке Грязе-Царицынской железной дороги (1868-71), в г. Борисоглебск на базе железнодорожных мастерских создал Техническое железнодорожное трехклассное училище (1878) для подготовки специалистов железнодорожного транспорта; ученый-географ, академик П.П. Семенов-Тян-Шанский, посетивший училище назвал его лучшим в России (1904); первоначально акции Грязе-Царицынской железной дороги гарантировались Борисоглебским земством (1868-78), рекомендовал правлению Грязе-Царицынской железной дороги прибегнуть к правительственной гарантии (1879), выступил с предложением о соединении Грязе-Царицынской железной дороги с Козлово-Воронежско-Ростовской и преобразовании в Юго-Восточную (1893); учредил Северное страховое общество (1857), вместе с Кокоревым В.А. учредил Волжско-Камский банк (1870), вместе с Д.И. Менделеевым создал Бакинское нефтяное общество (1874), в Крыму на мысе Суук-Су приобрел у наследниц сенатора Фундуклея и князя Барятинского в 12 верстах от Ялты у подножия Аю-Даг\\Медведь-горы имение «Гурзуф» (15.5.1881), на ок300 гектарах завёл обширное виноделие, на заводе в Ай-Даниле значительная часть церковного вина поставлялось в Россию (1881-82), в Гурзуфе стремился европейский курорт: открыл шесть гостиниц, почтово-телеграфную станцию, торговые лавки, фешенебельный ресторан, для наслаждения свежайшими гастрономическими изысками, построил: рыбный завод и пекарню, разбил сад и огород, ландшафтный парк, с фонтанами: «Рахиль», «Первая любовь», с венской выставки привёз фонтан «Богиня ночи» (1881-87), построил однопрестольную крестово-купольную Успенскую церковь Пресвятой Богородицы (1887-91), при храме выстроено специальное здание и открыта церковно-приходская школа на 40 учеников (1893), за счет внушительных пожертвований построены собор Святого Равноапостольного князя Владимира в Севастополе и Владимирский кафедральный собор в Херсонесе, в Москве принимал ближайшее участие в постройке храма Христа Спасителя (1883), Почётный член педагогического совета Императорского московского технического училища (1870), член Общества любителей естествознания, антропологии и этнографии (1872), пожалован дворянский герб с девизом «Не себе, а Родине» (14.6.78); первый Почётный гражданин Царицына, кавалер орденов: св. Станислава 1-й ст. (1877), св. Анны 1-й ст. (1878), 2-й ст. и 3-й ст., св. Владимира 2-й ст. (1882) и 3-й ст. (1871), сербским Белого Орла, черногорским Князя Даниила 2-й ст. (1870), австрийским Командорского креста Франца Иосифа (1872), персидским Льва и Солнца 2-й ст. (1874); жена (6.2.46, Свято-Духовская церковь с. Шкинь) Марина Севастьяновна Блатова (1827, с. Шкинь Коломенский уезд Московская губ. - пс1890, Москва, по завещанию захоронена в Гурзуфе), вместе воспитали сыновей: Сергей Петрович (3.7.1852, Москва - 1918, Москва) действительный статский советник (1.1.1907), купец 1-й гильдии, торговец винами, председатель Совета Директоров Общества Русского Рельсового производства, почётный попечитель Комиссаровского технического училища (1916), Московский Потомственный Дворянин, наследник пароходства в г. Астрахань для перевозки соли, кавалер ордена св. Анны 3-й ст.; Николай Петрович (7.5.1861, Москва - 18.5.1918, Новодевичье кладбище Москвы) надворный советник, член Совета Директоров Общества Русского Рельсового Производства, член Попечительного совета Комиссаровского технического училища; отец Ион Губонин выкупился из крепостной зависимости у помещика Д.Г. Бибикова (1858), владелец каменоломни в с. Лыткарено Бронницкого уезда и с. Котельники Московского уезда, записался в 3-ю гильдию московского купечества и получил первое широкое признание общественности, промышленник поставил гранит для облицовки цоколя в завершении строительства Исаакиевского во имя преподобного Исаакия Далматского собора в Санкт-Петербурге (1858); дед крепостной камнерез. см.: РГИА: ф.1343, оп.49, д.466, л.3; стр.401, Списки гражданским чинам первых трёх классов по старшинству 1892 г. Здесь цитируется по электронному изданию: Энциклопедия «Воронежская губерния». Автор-составитель А.Н. Юрасов. Раздел «Погоны золотые». 2021.
Далее читайте:Воронежского края исторические лица (биографический проект). Воронеж (краткое описание истории города) Табель о рангах (см. чины) Литература:Гиндин И. Ф., Государственный банк и экономическая политика царского правительства (1861-92), М., 1960, с. 272, 291; Витте С. Ю., Воспоминания, т. 1, М., 1960.
|
|
ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ |
|
ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,Редактор Вячеслав РумянцевПри цитировании давайте ссылку на ХРОНОС |