Громов Евгений Сергеевич |
|
р. 1931 |
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ |
XPOHOCБИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫБИБЛИОТЕКА ХРОНОСАПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬИСТОРИЧЕСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИСТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫКАРТА САЙТА |
Громов Евгений Сергеевич (р. 1931 г.) - советский киновед, сценарист. В 1954 г. окончил Московский университет. Доктор философских наук (1971). Профессор (1978). Член КПСС (1956 г.). С 1974 г. —заместитель директора ВНИИ киноискусства. Печатается с 1961 г. Основные труды посвящены вопросам эстетики и проблемам киноискусства. Громов — автор фундаментального исследования «Сталин: Власть и искусство» (М., 1998). В аннотации к книге указано: «Автор, опираясь на архивные, а также мемуарные и другие материалы, анализирует суть и последствия сталинских методов руководства литературой и искусством. В книге показано, как умело Сталин использовал творческие силы и авторитет художественной интеллигенции для укрепления своей власти. Создав жесткий идеологический режим, кремлевский диктатор, к тому же не лишенный личного интереса к литературе, театру, кино, применял „тонкие" методы воздействия на писателей, режиссеров, художников в сочетании с преследованиями и репрессиями. Как это выглядело на практике, как его взгляды и художественные вкусы отражались на судьбах деятелей литературы и искусства, автор рассматривает на примерах личных и творческих драм М. Горького, М. Булгакова, А. Ахматовой, С. Эйзенштейна, М. Зощенко и др.» В предисловии к книге сам Громов, в частности, пишет: «...Объективность нужна и в рассмотрении собственно сталинской темы. Стоит признать, что здесь мы нередко проигрываем зарубежным исследователям. При несомненном антисталинизме они подчас пишут о Сталине более взвешенно, аргументированно и без скучного морализаторства. Мы же зачастую словно боимся показаться недостаточно прогрессивными и быть заподозренными в симпатиях к диктатору. Конечно, нам психологически труднее, чем благополучным западным авторам, писать о Сталине. Он слит с памятью о единой великой державе и великих победах, и в то же время он — наша боль, незаживающая рана, ужас, стыд, трагедия. Тем не менее, стремиться к большей объективности и беспристрастности необходимо. Впрочем, беспристрастность вовсе не означает бесстрастности и стыдливого ухода от собственных оценок. Эмоции могут служить и служат зачастую убедительными аргументами в пользу своей точки зрения. Но эмоции не должны подменять логику, насиловать факты. Такие вот "должны" автор, естественно, обращает, прежде всего, к самому себе». Заканчивает книгу автор следующими словами: «Сталин любил искусство, и оно многое значило в его жизни. Только несравненно сильнее любил Сталин беспредельную власть. И сделал все от него зависящее, чтобы жестоко и планомерно подавить свободу творчества, мысли и поставить ее в услужение своим политическим целям и амбициям, художественным взглядам и вкусам. Спору нет, и при нем в советском искусстве появились произведения высокого эстетического уровня. Иным из них суждена, наверное, нетленность. Но в конечном итоге Сталин привел советское искусство к глубочайшему внутреннему кризису. Сколько одаренных людей выжег огонь репрессий, сколько прекрасных замыслов погибло на корню, сколько талантов, так и не сумев раскрыться, бесследно ушло в небытие? Всего этого не счесть». Использованы материалы кн.: Торчинов В.А., Леонтюк А.М. Вокруг Сталина. Историко-биографический справочник. Санкт-Петербург, 2000
|
|
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ |
редактор Вячеслав Румянцев30.01.2004 |