Григорий Богослов |
|
329-389 |
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ |
XPOHOCВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТФОРУМ ХРОНОСАНОВОСТИ ХРОНОСАБИБЛИОТЕКА ХРОНОСАИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИБИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫСТРАНЫ И ГОСУДАРСТВАЭТНОНИМЫРЕЛИГИИ МИРАСТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫМЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯКАРТА САЙТААВТОРЫ ХРОНОСАРодственные проекты:РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙДОКУМЕНТЫ XX ВЕКАИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯПРАВИТЕЛИ МИРАВОЙНА 1812 ГОДАПЕРВАЯ МИРОВАЯСЛАВЯНСТВОЭТНОЦИКЛОПЕДИЯАПСУАРАРУССКОЕ ПОЛЕ |
Григорий Богослов (Назианзин)Григорий Богослов, Константинопольский патриарх (ок. 329-389), принадлежал к почетному сонму Вселенских учителей Церкви. В древнейшем центре мировой образованности — Афинах — он приобрел знания в богословии, поэзии, геометрии, астрономии и ораторском искусстве. Но более всего его влекло духовное совершенствование и пустынническая, подвижническая жизнь. Некоторое время он посвятил этой жизни вместе со св. Василием Великим. По просьбе Собора епископов он приезжает в Константинополь для искоренения ереси. В 381 на II Вселенском Соборе св. Григорий Богослов был утвержден Константинопольским патриархом. Но, узнав, что на ту же кафедру был тайно рукоположен Максимиан, святитель добровольно отказался от высокого поста и удалился в пустыню, чего он всегда жаждал. Теперь он целиком занялся написанием богословских сочинений. Высокой поэтичностью отличаются духовные стихи святителя, которые занимают значительное место в его творчестве. Память свт. Григорию отмечается 25 января/7 февраля и 30 января/12 февраля (в Соборе Вселенских учителей и святителей).
Григорий Богослов (Назианзин) — святитель, архиепископ Константинополя в 379-381 гг., византийский поэт и прозаик, церковный деятель и мыслитель, отец Церкви, один из виднейших представителей патристики, чьи сочинения пользовались исключительно широкой известностью и авторитетом на христианском Востоке. Получил почетное прозвище Богослов за свои трактаты о Троице, Боге-Слове — Спасителе мира и о Духе Святом. Родился около 330 г. близ г. Назианз в Каппадокии в Малой Азии, умер около 390 г. там же. Получил блестящее риторическое и философское образование, завершенное в языческой высшей школе в Афинах, где Григорий Назианзин подружился с Василием Великим. В 379 г. был призван православной общиной на кафедру в Константинополе для борьбы с арианством и в 381 г. председательствовал на Втором Вселенском соборе, но в том же году, в обстановке смут и интриг, сложил с себя епископский сан и вернулся на родину. Как богослов Григорий Назианзин принадлежит вместе с Василием Великим и Григорием Нисским к так называемому каппадокийскому кружку, переносившему в богословие методы платоновской идеалистической диалектики. Григорий Богослов дал законченное догматическое толкование учения о Лицах Святой Троицы, причем с особой силой раскрыл смысл идеи Бога — Святого Духа. Высшее достижение прозы Григория Назианзина — надгробные панегирики отцу и Василию Великому. Лирика Григория Назианзина отличается интимностью тона и разнообразием интонаций. Автобиографические поэмы «О моей жизни», «О моей судьбе» и «О страданиях моей души» с их глубоким психологизмом и культурой самоанализа стоят в том же ряду, что и «Исповедь» блаженного Августина. Византийский словарь: в 2 т. / [ сост. Общ. Ред. К.А. Филатова]. СПб.: Амфора. ТИД Амфора: РХГА: Издательство Олега Абышко, 2011, т. 1, с. 262-263.
Григорий Богослов (Grngorios o Teologos), или Назианзин (Nazianznnos) (ок. 328 - ок. 389), - деятель восточно-римской церкви, один из так называемых «отцов церкви». Происходил из каппадокийской землевладельческой знати. Получил блестящее философское образование. В 379 году в Константинополе участвовал в борьбе с арианами (см. Арианство). Опираясь на вооруженную силу, изгнал в 380 году арианское духовенство из города. На 2-м Вселенском соборе (381) утвержден архиепископом Константинополя, но не смог установить единства внутри православной церкви и в июне 381 года отказался от сана. Сыграл важную роль в оформлении догм христианской церкви (окончательно формулировка православного учения о троице и др.). Сочинения Григория Богослова - важный источник истории идеологической борьбы 4 века. Некоторые послания Григория Богослова вошли в каноническое право. Советская историческая энциклопедия. В 16 томах. — М.: Советская энциклопедия. 1973—1982. Том 4. ГААГА - ДВИН. 1963. Сочинения: Gregorii Theologi opera omnia, J. P. Migne, PG, v. 35-38, P., 1862-1864; в рус. пер. - Творения Григория Богослова, т. 1-6, М., 1843-48; тоже, т. 1-4, 3 изд., М., 1889. Литература: Болотов В. В., Лекции по истории древней церкви, т. 4, П., 1918; Гарнак А., История догматов, сокр. пер. с нем., в кн.: Общая история европейской культуры, т. 6, СПБ, (б. г.)
Григорий Богослов, Григорий Назианзин (Γρηγόριος о θεολόγος και Ναζιανζινός) (около 330, близ Назианза, Каппадокия в Малой Азии,— около 390, там же), греческий мыслитель и церковный деятель, поэт, один из виднейших представителей патристики. Вместе со своими друзьями Василием Великим и Григорием Нисским принадлежал к так называемому каппадокийскому кружку, переносившему в теологию методы платоновской идеалистической диалектики. Искал адекватного описания христианских концепции ступеней познания бога в терминах философии. Активно участвовал в тринитарных спорах, подготавливая стабилизацию ортодоксальной догмы. Автобиографические поэмы «О моей жизни», «О моей судьбе» и «О страданиях моей души» с их глубоким психологизмом и культурой самоанализа стоят в том же ряду, что и «Исповедь» Августина. Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983. Сочинения: в кн.: Migne PG, t. 35—38; Briefe, hrsg. v. P. Gallay, ., 1969; в рус. пер.—Творения, т. 1—6, M., 1844—68; в кн.: Памятники визант. лит-ры 4—9 вв., М., 1968, с. 70—83. Литература: Виноградов Н., Догматич. учение св. Г. Б., Казань, 1887; Fleurу E., Hellenisme et Christianisme. S. Gregoire de Nazianze et son temps, P., 1930; P l a g n i e u χ J., S. Gregoire de Nazianze theologien, P., 1952.
Григорий Богослов (около 330-390) — великий Отец и учитель церкви, философ, самый популярный оратор христианской древности, поэт, писатель. Получил лучшее по тому времени образование в Афинах и Александрии. С юности полюбил словесность и остался верен этой любви на всю жизнь, примиряя церковность с поэзией и философией. Автор 45 бесед («слое») на философско-религиозные темы (в 27-31-м «словах», снискавших Григорию славу Богослова, изложена догматика христианства); 38 поэм нравственно-религиозного и исторического содержания, сборника из 243 писем. Св. Григорий прославлен церковью как «троичный богослов»: он дал законченное толкование о Лицах Святой Троицы — соотношении Отца, Сына и Святого Духа. Г. Б. утверждал, что лицам Божества одинаково свойственно и тождество по бытию, и различие реальное, субстанциональное, ипостасное. На языке античной диалектики три Лица Бога представляют самотождественное различие, или саморазличное тождество. Бог по сущности один, но он имеет три ипостаси, из которых каждая есть Бог, но тем не менее существуют не три бога, а только один Бог. Тринитарная проблема, в немалой степени благодаря авторитету Г. Б., была завершена на втором Вселенском соборе в 381 г. Центральный догмат христианства для Г. Б. был средоточием всей духовной жизни, но тема человека также постоянно занимала его. Антропологические построения Г.Б. исходили из его космологии. В слове «О мире» он говорит об источнике сущего — Боге, «Мирородном Уме, постижимом только напряжением ума». «Великий Ум измышляет образы мира» сперва умного и небесного (ангельского), затем — мира вещественного, телесного. Но это не конец. «Нужен был, — говорит Г. Б., — еще зритель Премудрости... благоговейный царь земной. И Бог сказал: угодно мне создать... род тварей средних между смертными и бессмертными, разумного человека, который был бы... великим владыкой земли». Сотворенный Богом человек — микрокосм («в мире малом мир большой»). Он поставлен на грани миров телесного и умопостигаемого, материального и духовного, существования и сущности. Для Г. Б. как эллина вопрос о связи ума и плоти вызывает недоумение. Но интуиция мыслителя говорит то, чего не знали неоплатоники: природа человека двойственна, она есть единство противоположностей (души и тела, «божественного ума и праха», «светозарного и трупоносного»), создающее «поле» личной ответственности и труда души каждого, как некоей драмы, осуществляя которую человек способен встать на путь «уподобления» совершенству Бога. В проблеме человека для Г. Б. много неясного, он больше вопрошает, нежели формулирует. Мыслитель интересен не столько ответами, сколько вопросами, стимулировавшими последующее развитие философско-богословской мысли. В слове «О природе человека» Г. Б. пишет: «Кто я был?... Кто я теперь? И чем я буду? Ни я не знаю этого, ни тот, кто обильнее меня мудростью... Я существую. Скажи: что это значит? Иная часть меня самого уже прошла, иное я теперь, а иным я буду, если только буду... Что наиболее, по-твоему, составляет мое «я»? Объясни мне это, но смотри, чтобы этот самый «я», который перед тобою, не ушел от тебя... И ты, душа моя, кто, откуда и что такое? Кто сделал тебя трупоносицею, кто твердыми узами привязал к жизни, кто заставил непрестанно тяготеть к земле?». При всех своих сомнениях, Г. Б. убежден, что «в естестве человеческом всего важнее образ Божий и сила ума». Значит, путь совершенствования, «обожения» начинается с очищения и восхождения ума, отрешения от сиюминутности чувств. Ставший на путь подвига у Г. Б. есть «любомудр», философ, близкий идеалу стоиков или платоников. Видимо, поэтому мыслитель понимает философию как «упражнение в смерти» и неоднократно цитирует платоновского «Федона»: «Занятие философов состоит в том, чтобы отрешать душу от тела». Но подозревать его в спиритуализме в понимании человека не приходится. По мысли Г. Б., данность человека недостаточна и мозаична. То, что не дано человеку, но как сущность человеческого задано («образ Божий»), может быть осуществлено только в усилии его собственного подвига. Это основная проблема, встающая перед разумом каждого «любомудра». «Обожение» как смысл и цель человеческой жизни означает полноту собственного совершенствования, помогающего нам выполнить свое предназначение. До Г. Б еще никто не говорил таких возвышенных слов о человеке: «Если будешь низко думать о себе, то напомню тебе, что ты — Христова тварь. Христово дыхание, Христова честная часть, а потому вместе и небесный, и земной, приснопамятное творение. Ты — созданный Бог, через Христовы страдания идущий в нетленную славу». При жизни Г. Б. называли христианским Демосфеном. Проповеди его переписывались, украшались миниатюрами, подобно евангелиям. В православной литургии используются его проповеди и стихи, ему отводится такое же место, как Августину в католичестве. Кириленко Г.Г., Шевцов Е.В. Краткий философский словарь. М. 2010, с. 82-84.
Григорий Богослов, Григорий Назианзин (Γρηγόριος Ναζιανζηνός) (329/330, Арианз, близ Назианза в Каппадокии —ок. 390, Назианз) — отец Церкви, один из каппадокийцев. Сын Григория старшего, епископа Назианза, и св. Нонны. Сначала обучался в риторской школе Кесарии Каппадокийской, затем — в христианских школах Кесарии Палестинской и Александрии; 10 лет учился в Афинах, где сдружился с Василием Великим и встретился с будущим императором Юлианом. Около 362 был против воли рукоположен отцом в сан священника. В 372 Василий Великий рукополагает его в епископы глухого городка Сасимы, на кафедру которого Григорий так никогда и не вступил, уехав на время в Назианз, чтобы помогать отцу в делах управления местной церковью. После смерти отца в 374 удаляется в Селевкию в Исаврии, где ведет монашескую жизнь. В 379 принял руководство никейской общиной Константинополя, а в 381 был утвержден в качестве епископа и председательствовал на 2-м Вселенском соборе. Вскоре вернулся в Назианз, где возглавлял епископскую кафедру до 383. Последние годы жизни провел в своем поместье, посвятив себя литературным занятиям и аскезе. Григорий не создал собственной богословской системы. Блестящий ритор, он снискал славу одного из выдающихся проповедников 4 в. («христианский Демосфен»). Первое место в его наследии занимают 45 слов, из которых выделяются «5 Богословских слов» (Ог. 27—31), произнесенные в Константинополе в 380 и давшие ему почетное имя «Богослова». Здесь он опровергает ереси евномиан и македониан и отстаивает ортодоксальное учение о Троице. Автор 245 писем и автобиографической поэмы «О своей жизни», сравнимой с «Исповедью» Августина. В своем учении о богопознании Григорий полемизирует с арианским рационализмом Евномия и отрицает возможность постичь тварным человеческим разумом Бога в его сущности. Бог, «чистая и первая природа» (Or. 28), являет свою славу лишь в подобиях, «со спины», как Моисею (Исх. 33:22,23). Непознаваемость и неизреченность (трансцендентность) утверждается т. о. на пути апофатической теологии, которая допускает только отрицательные утверждения о Боге. Богопознание реализуется как личная встреча с Богом-Троицей, что и есть собственно цель христианской жизни (спасение). Это предполагает в первую очередь отстранение от чувственного мира, очищение и восхождение ума (кабароц), т.е. обожение (..), принципиально возможное благодаря вочеловечению Бога-Слова. Различные ступени богопознания соответствуют поэтому изменениям преображаемого аскезой человека, который стремится ко все более ясному созерцанию Троицы, к соединению с чистым божественным умом. Центральными в творчестве Григория являются тринитарная проблема и христология. Как Василий Великий и Григорий Нисский, он отстаивает единосущие Троицы. Троичность как тайна есть «неразделимое разделение», «Единое в трех и три в Едином» (Or. 39). Григорий впервые обозначил различия Лиц как «нерожденность», «рождение» и «исхождение» (Or. 25), выражая тем самым взаимные отношения Лиц (…). В христологии (Ер. 101, 102) Григорий критикует Аполлинария Лаодикийского, утверждая полноценность человеческой природы Христа: в личности Христа происходит совершенное сущностное соединение двух природ. Марию Григорий называет «Богородицей». Влияние Григория на Церковь — Восточную, как и Западную — было огромным. Уже Руфин считал его учение нормой ортодоксии, а многие западные отцы, в т. ч. Фома Аквинский, постоянно обращались к нему; Григория высоко ценили и гуманисты (напр., Меланхтон). Он оказал также значительное влияние на византийскую гимнографию (рождественский, богоявленский и пасхальный каноны Иоанна Дамаскина). А. В. Михайловский Новая философская энциклопедия. В четырех томах. / Ин-т философии РАН. Научно-ред. совет: В.С. Степин, А.А. Гусейнов, Г.Ю. Семигин. М., Мысль, 2010, т. I, А - Д, с. 556.
Далее читайте:Византия (краткая справка). Хронологические таблицы и по векам - | IV | V | VI | VII | VIII | IX | X | XI | XII | XIII | XIV | XV | Константинопольские патриархи (биографический справочник). Христианские деятели: | АВ | ВА | ДА | ИА | КА | МА | НА | ПА | СА | ФА |Сочинения:MPG, t. 35—38; в рус. пер.: Творения Григория Богослова, т. 1—2. М., 1843—1848 (репринт: Свято-Троицкая Сергиева Лавра 1994). Gregorii Theologi opera omnia, J. P. Migne, PG, v. 35-38, P., 1862-1864; в рус. пер. - Творения Григория Богослова, т. 1-6, М., 1843-48; тоже, т. 1-4, 3 изд., М., 1889. Литература:Болотов В. В., Лекции по истории древней церкви, т. 4, П., 1918; Гарнак А., История догматов, сокр. пер. с нем., в кн.: Общая история европейской культуры, т. 6, СПБ, (б. г.) Иларион (Алфеев), иеромонах. Жизнь и учение св. Григория Богослова. М., 1998; Fleury Е. St. Gregoire de Nazianze et son temps. P., 1930; Ruether R. R. Gregory of Nazianzus. N. Y. - Oxf., 1969; Bernard! J. Gregoire de Nazianze. P., 1995.
|
|
ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ |
|
ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,Редактор Вячеслав РумянцевПри цитировании давайте ссылку на ХРОНОС |