Грановский Тимофей Николаевич |
|
1813-1855 |
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ |
XPOHOCВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТФОРУМ ХРОНОСАНОВОСТИ ХРОНОСАБИБЛИОТЕКА ХРОНОСАИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИБИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫСТРАНЫ И ГОСУДАРСТВАЭТНОНИМЫРЕЛИГИИ МИРАСТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫМЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯКАРТА САЙТААВТОРЫ ХРОНОСАРодственные проекты:РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙДОКУМЕНТЫ XX ВЕКАИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯПРАВИТЕЛИ МИРАВОЙНА 1812 ГОДАПЕРВАЯ МИРОВАЯСЛАВЯНСТВОЭТНОЦИКЛОПЕДИЯАПСУАРАРУССКОЕ ПОЛЕ |
Тимофей Николаевич Грановский
«Авторитет добра и истины»ГРАНОВСКИЙ Тимофей Николаевич (9 марта 1813, Орел – 4 октября 1855, Москва) – просветитель, историк, один из идеологов западничества. Из дворянской семьи среднего достатка. После начального обучения дома, несвязного и недостаточного, около двух лет учился в Москве (с 1826), в частном пансионе доктора прав Ф.И. Кистера. Романтически настроенный юноша проявлял повышенный интерес скорее к словесности, чем к истории, активно участвуя в литературных вечерах, занимаясь переводами, пробуя силы в поэзии. Учение, однако, завершено не было: после летних вакаций 1828 г., его «задержали» в отчем доме на три года (!) В январе 1831 г. Грановский уехал в незнакомый ему Петербург; на следующий год поступил в столичный университет, на юридический факультет, который и окончил в 1835 г. Стесненный материально, он мог при дальнейшем жизненном обустройстве рассчитывать лишь на собственные силы. Важную роль сыграло знакомство, а в последующем и дружба с Н.В. Станкевичем – литератором и философом, московский кружок которого притягивал молодежь, обеспокоенную судьбами России. При поддержке В.К. Ржевского, близкого к этому кружку «европейцев» и служившего при попечителе Московского учебного округа и университета графе С.Г. Строганове, Грановский в начале 1836 г. получил предложение отправиться в Германию для усовершенствования в исторических науках. Давая согласие, – других перспективных вариантов и не было – Грановский сделал свой профессиональный выбор. Счастливый для себя и для России. Стажировка в Берлинском университете (1836 – 1839), слывшем в то время царством европейской учености, имела важнейшее значение не только для формирования Грановского как историка, но и для определения его гражданских позиций, во многом базировавшихся на постулатах о важности разума и просвещения, свободы мысли и творчества, прав людей. В это же время, во многом под влиянием Станкевича, он увлекается Г. Гегелем, диалектика которого вела к утверждению идей развития, порождала веру в разумную целесообразность исторического процесса и давала возможность ретроспективно оценивать путь, пройденный цивилизацией, отдельными странами и народами. Находясь на чужбине, Грановский вместе с И.С. Тургеневым, Я.М. Неверовым, Станкевичем, географом и журналистом Н.Г. Фроловым и его супругой Е.П. Фроловой (сестра западника И.П. Галахова) участвует в дискуссиях о важности распространения просвещения, желательности и путях отмены крепостного права, возможностях участия разных сословий в государственной и общественной жизни России. Парадокс состоял в том, что серьезно и свободно обсуждать настоящее и будущее родной страны было легче и плодотворнее за ее пределами, применяя новые знания, взращенные на почве новых европейских идей. Вероятно, Грановский мог продлить пребывание за границей (в последний год стажировки он много болел), но молодой историк стремится на родину, чтобы работать, быть полезным другим своими знаниями. «Пока я вне России, этого нельзя сделать» – утверждает он. По возвращении на родину, с августа 1830 г. и до конца дней, Грановский работал в Московском университете. «В него, – замечал А.И. Герцен, подчеркивая значение университета, – как в общий резервуар вливались юные силы России со всех сторон, из всех слоев» (Г е р ц е н А.И. Собр. соч. В 8 т. М., 1975. Т. 4. С. 102). С самого начала Грановский занял видное место среди «образованного меньшинства», передовой профессуры, которая противостояла ученым-охранителям николаевского режима, идеологии «официальной народности». Грановский полагал, что исторические знания должны помогать пониманию «бытия», настоящего и будущего. Ученый никогда не был отвлеченным мыслителем; «живая действительность», главным образом, обуславливала его интерес к истории. Наука для него – предмет профессиональных занятий, но они, эти занятия, опосредованы задачами просветительства. «Распространение гуманизма – вот цель», – заявлял ученый. «Грановский думал историей; учился историей и историей впоследствии делал пропаганду» (Г е р ц е н А.И. Там же. Т. 5. С. 203). Грановский – публичный историк, активно участвующий в общественной жизни, реализующий себя прежде всего на университетской кафедре и посредством публицистики. Первый университетский курс западноевропейской «средней истории» читался им с сентября 1839 по апрель 1840 г.; в последующем курс обогащался новыми материалами, уточнялись концептуальные положения и выводы. Стремясь, чтобы наука «была воспитательницей и руководительницей не только одной учащейся молодежи, но и всего нашего общества» (К а р е е в Н.И. Историческое миросозерцание Грановского. СПб., 1905. С. 2), Грановский по собственному почину провел первые в России публичные чтения по истории (ноябрь 1843 – апрель 1844). Чтения, оживившие умственную и общественную жизнь Москвы, были продолжены в 1845 – 1846 и в 1851 гг. В феврале 1845 г. Грановский защитил магистерскую диссертацию, посвященную исследованиям норманнского поселения Йомсбург и существовавшего в том же районе балтийского побережья славянского города Волин. Его докторская диссертация (1649) о Сугерии, настоятеле аббатства Сен-Дени под Парижем, раскрывала роль церкви в строительстве французского государства в первой половине XII в. Одна из особенностей развития общественной мысли 1840 – нач. 1850-х гг. состояла в том, что не было готового, ранее выработанного мировоззрения, с которым могла солидаризироваться растущая интеллигенция, выступавшая за обновление России, против деспотизма и крепостничества. Российский интеллектуальный либерализм только начинал формироваться, и Грановский как историк и просветитель способствовал обоснованию некоторых положений либерального западничества. Так, серьезное внимание он уделял осмыслению закономерностей истории, судеб России с учетом опыта исторического развития других стран. В этой связи его интересовала не прагматичная «всемирная история» как таковая, претендующая на описание прошлого всех стран и народов, а «всеобщая история», которая «имеет по понятию своему предметом не весь род человеческий, а только общее, существенное в нем» (Лекции Т.Н. Грановского по истории средневековья. М., 1961. С. 47). Используя построения Гегеля, Тимофей Николаевич показывал в лекциях, как конкретно, в то или иное историческое время, совершенный в своей многообразии «абсолютный дух» выражает себя в «духе народном», благодаря которому история двигается вперед, обогащаются новыми достижениями не только отдельные страны, но и все человечество. Таким образом история развивается поступательно, хотя и неравномерно. Подобные утверждения, несмотря на их идеалистическое обрамление, имели прогрессивное значение. Если история не терпит незыблемости форм и устоев (в том числе средневековых), если, к примеру, односторонний личный эгоизм феодалов в Европе уже преодолен, то может ли быть неизменным российское бытие? На примерах западной истории Грановский показывал проявления «тяжелого и безобразного деспотизма», который тяготел над крестьянами, трудившимися «не для себя, а для человека чуждого и ненавистного» (Там же. С. 8). Грановский не ссылался прямо на современную ему Россию, но его слушателям вполне была ясна общая антикрепостническая направленность подобных заключений. Принципиальное значение имели выводы ученого о том, что абсолют творит историю через людей, через народ. При этом он критиковал просветителей XVIII в., видевших в истории лишь результат приложения извечных и стоящих вне истории законов, и особенно сенсуалистов, утверждавших, что «человек сам по себе собственно ничто, без содержания и направления, без определения, простой материал, который получает форму и все извне». (Там же. С. 39). В отличие от многих других западников, Грановский смотрел на народ не как на некую толпу, а подчеркивал его потенциально важную роль для достижения целей духа, для развития исторического процесса. Но для того, чтобы тот или иной народ стал историческим, он должен возмужать, иметь возможность «свободно и обдуманно создать и расширить свое бытие…» (Там же. С. 45). Что касается России, то Грановский считал, что абсолютный дух в должной мере еще не осенил ее, страна пока не внесла весомого вклада на поприще истории человечества. Показательна в этой связи дискуссия, которая состоялась еще летом 1837 г., когда Тимофей Николаевич во время стажировки совершал поездку по славянским землям Австро-Венгрии. Встречаясь в Чехии с П.Й. Шафариком, он оспаривал тезис этого лидера культурного движения властенцев об особой роли славян в истории. Спор имел очевидную идейно-политическую подкладку: Грановского больше интересуют рубежи, которых уже достигла Европа и на которые еще только предстоит выйти России. Необходимо продолжить дело Петра I, при котором Россия начала «входить в Европу». И в последующем ученый критиковал проявления подчеркнутого русофильства, избегал излишних славословий в адрес России, славянских стран, и, в противовес славянофилам, обосновывал единый «правильный путь развития» для всех стран, включая Россию. Для своих выводов он прибегал к сравнительному анализу фактов и явлений русской и западноевропейской истории, к аналогиям. В статье «О родовом быте у древних германцев» (1855), т.е. задолго до Г. Мэйна и М.М. Ковалевского, ученый доказывал, что русская община явление отнюдь не уникальное, что общинный строй на определенной стадии развития был свойствен не только славянским, но и германским, а также кельтским и многим азиатским народам. Подчеркивая общие моменты в развитии разных народов, Грановский повышенное внимание уделял опыту их взаимовлияния. Ученый отмечал значительное воздействие на историю России гуннов в период великого переселения народов, а позднее норманнов, аваров, монголов. В то же время Русь влияла на своих соседей, особенно на востоке. Положениям об особых исторических судьбах славянства Грановский противопоставляет тему о том, какой вклад в будущем смогут внести Россия и другие славянские страны в сокровища цивилизации, чем обогатят человечество. В ответ славянофилы нередко винили Грановского в том, что он не почитает Русь, не видит ее особость, мало уделяет внимания православию. Несмотря на теоретические и идейные разногласия, Грановский, как никто другой из западников, умел поддерживать отношения со славянофилами (особенно К.С. Аксаковым, братьями И.В. и П.В. Киреевскими), ценя, прежде всего, общую позицию о необходимости устранения крепостничества в России. В 1844 г. обсуждалась даже идея совместного журнала западников и славянофилов под редакцией Тимофея Николаевича, однако этот проект не был реализован. Грановский выступал умеренным западником, и в этой связи показательны обобщения Герцена, писавшего в «Былом и думах», что «Грановский по всему строению своей души, по ее романтическому складу, по нелюбви к крайностям скорее был бы гугенот и жирондист, чем анабаптист или монтаньяр» (Г е р ц е н А.И. Там же. Т. 5. С. 201). До середины 1840-х гг. он был весьма близок к В.Г. Белинскому, Н.П. Огареву, Герцену, но постепенно усиливались разногласия «в нашем», собственно западническом кругу. Грановский был среди тех, кто отстаивал в спорах с Герценом догмат о бессмертии души, кто был чужд увлечению материализмом и социализмом. Он всегда оставался приверженцем исходных посылов объективного идеализма. Это, однако, не вело к отрицанию ученым значения «материального фактора» в развитии исторического процесса. Так, 12 января 1852 г. в актовой лекции «О современном состоянии и значении всеобщей истории» в Московском университете ученый выступил за сближение истории с естественными науками, за учет независимых от духа человеческого «данных природой условий его деятельности» (Г р а н о в с к и й Т.Н. Сочинения. М., 1900. С. 26). Стремление ввести «материальный фактор» в общую ткань исторического процесса не означает, однако, что проявлялись некие материалистические тенденции в его миросозерцании. Грановский, не отрицая в принципе насилия и даже революций в истории, показывал, со ссылками на исторический опыт, предпочтительность разумных и постепенных преобразований и предостерегал против необдуманных порывов, ибо слишком весомой может быть цена силовых, разрушительных действий. Его смущал, например, радикализм Т. Мюнцера во время Крестьянской войны в Германии в 1524 – 1526 гг., негативно относился он и к опыту анабаптистской Мюнстерской коммуны 1534 – 1535 гг. Весьма точные оценки в этой связи дал А.В. Станкевич: «Несомненно, что Грановский любил свободу, но ему были дороги также и все другие начала и цели гражданского и политического общества. Ему были дороги все интересы и успехи человека, все условия его развития, все, в чем выражается его сознание духа и природы – религия, искусство, наука» (Т.Н.Грановский и его переписка. М., 1897. Т. I. С. 283). Повышенный интерес Грановский проявлял к роли государства в истории зарубежных стран и России, особо выделяя значение монархии. Высшая власть, доказывал он, в переломные времена нередко консолидировала народы и общества, поддерживала «в пользу всех и против всех справедливость и порядок». В записке к программе учебника по всеобщей истории (1850, опубликована посмертно) ученый подчеркивал значение монархической власти в России: «Самодержавие наложило свою печать на все важные явления русской жизни: мы приняли христианство от Владимира, государственное единство от Иоаннов, образование от Петра, политическое значение в Европе от его преемников» (Г р а н о в с к и й Т.Н. Сочинения. С. 591). Историк надеялся, что ликвидация крепостничества, другие назревшие реформы произойдут сверху. Неслучаен поэтому разрыв с более радикальными по взглядам Герценом и Н.П. Огаревым – он был порожден дальнейшим процессом самоопределения различных групп интеллигенции. После отъезда Герцена за границу в начале 1847 г., Грановский стал неформальным лидером московских западников. «Около него, – свидетельствовал И.И. Панаев, – группируются все остальные. Авторитет его доходит в это время до своей высшей ступени» (П а н а е в И.И. Литературные воспоминания. М., 1988. С. 248). В годы «мрачного семилетия» (1848 – 1855) власти стремились приблизить ученого к себе: он выполнял ряд правительственных поручений, в 1855 г. получил звание коллежского советника, был награжден орденом Анны II степени. Грановский, однако, прекрасно понимал обстановку в стране. В июне 1849 г. он писал Герцену: «Положение наше становится нетерпимее день от дня. Всякое движение на Западе (имеются в виду революционные события в Европе. – А.С.) отзывается у нас новою стеснительною мерою. Доносы идут тысячами. Обо мне в течение трех месяцев два раза собирали справки. Но что значит личная опасность в сравнении с общим страданием и гнетом» (цит. по: Г е р ц е н А.И. Там же. Т. 7. С. 500). Грановский не изменил своим убеждениям, сохранил независимый образ мыслей, но его начали покидать надежды на близкие преобразования сверху, на скорое и успешное приобщение России к всеобщему творчеству цивилизованных стран. Тяжело воспринял Грановский неудачи России в Крымской войне. Все больше проявлялись у него апатия и усталь. Только в будущем, стал думать он, примирятся неразрешимые в настоящее время противоречия жизни. Человечество должно пережить века труда и учения, века подвига, прежде чем достигнет цели своих стремлений (см. Т.Н. Грановский и его переписка. Т. I. С. 221). Преждевременная смерть обострила внимание к личности и наследию Грановского. Уже в 1856 г. усилиями С.М. Соловьева и П.Н. Кудрявцева издали два тома его сочинений. Приветствуя их появление, Н.Г. Чернышевский отмечал в журнале «Современник», что Грановский был «авторитетом добра и истины»; «одним из сильнейших посредников между наукою и нашим обществом; очень немногие лица в нашей истории имели такое могущественное влияние на пробуждение у нас сочувствия к высшим человеческим интересам…» (Ч е р н ы ш е в с к и й Н.Г. Полн. собр. соч. М., 1947. Т. 3. С. 352 – 353). С этим выводом Чернышевского в последующем вполне соглашались и буржуазные консерваторы и особенно либералы. Представители более радикальных, революционных кругов, отмечая важную роль Грановского в «движении 40-х годов», прежде всего подчеркивали направленность его выступлений против крепостничества и деспотизма. Очевидно, что Грановский, и это главное, – был одним из первых сознательных и активных Граждан в истории России. Вернуться на главную страницу Грановского
|
|
ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ |
|
ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,Редактор Вячеслав РумянцевПри цитировании давайте ссылку на ХРОНОС |