Гёте, Иоганн Вольфганг |
|
1749-1832 |
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ |
XPOHOCВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТФОРУМ ХРОНОСАНОВОСТИ ХРОНОСАБИБЛИОТЕКА ХРОНОСАИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИБИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫСТРАНЫ И ГОСУДАРСТВАЭТНОНИМЫРЕЛИГИИ МИРАСТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫМЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯКАРТА САЙТААВТОРЫ ХРОНОСАРодственные проекты:РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙДОКУМЕНТЫ XX ВЕКАИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯПРАВИТЕЛИ МИРАВОЙНА 1812 ГОДАПЕРВАЯ МИРОВАЯСЛАВЯНСТВОЭТНОЦИКЛОПЕДИЯАПСУАРАРУССКОЕ ПОЛЕ |
Иоганн Вольфганг Гёте
И.-В.Гёте. Художник Штимер, 1828 г. Гёте (Goethe), Иоганн Вольфганг (28.VIII.1749 - 22.III.1832) - немецкий поэт и мыслитель, выдающийся деятель европейского Просвещения. Родился во Франкфурте-на-Майне в семье зажиточного бюргера. Гёте изучал право в Лейпциге (1765-1768) и в Страсбурге (1770-1771). В Страсбурге стал одним из зачинателей литературного движения «Бури и натиска» (Sturm und Drang), участники которого выражали энергичный протест против феодального убожества и провинциальной узости немецкого быта. Под влиянием И. Г. Гердера, впервые выдвинувшего принципы народности и историзма в оценке явлений культуры, Гёте обращается к изучению нацецкой истории и культуры. В статье «О немецком зодчестве» (1773) он прославляет нацецкую самобытность в искусстве. В истории Германии особое внимание Гёте привлекает 16 век, эпоха Реформации и Крестьянской войны. Он создает драму «Гёц фон Берлихинген», (1773) - о непокорном, восстающем против окружающего зла рыцаре. Впервые в немецкой драматургии воссоздается реальный исторический колорит, дается широкая панорама событий в духе хроник Шекспира. С 16 века связан и образ Фауста - Гёте создает первый набросок трагедии (1773). Период «Бури и натиска» в творчестве Гёте (1770-1775) отмечен замечательными образцами яркоэмоциональной лирики, созданием образа Прометея (неоконченная драма, 1773); мировую славу Гёте принес роман «Страдания молодого Вертера» (ч. 1-2, 1774), повествующий о трагической истории юноши, не находящего себе места в жизни. В 1775 году Гёте принял приглашение саксен-веймарского герцога Карла Августа и переехал в Веймар, где вскоре занял ряд административных постов, а в 1782 году стал фактически главой правительства и получил дворянское звание. Гёте удалось привести в сравнительный порядок государственные финансы, организовать дорожное строительство, повысить роль Веймара как культурного центра. «Его темперамент, его энергия, все его духовные стремления толкали его к практической жизни, а практическая жизнь, с которой он сталкивался, была жалка» (Энгельс Ф., см. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 4, с. 233). К 1786-1788 годам относится пребывание Гёте в Италии, вызванное желанием вырваться из веймарской придворной обстановки. Переживая творческий подъем, Гёте завершил драмы «Ифигения в Тавриде» (1787), «Торквато Тассо» (1790), поэтический цикл «Римские элегии» (1795). В драме «Эгмонт» (1788) звучит призыв к борьбе за национальную свободу, против иноземных угнетателей. Гёте утверждает в 80-х годах принцип так называемого веймарского классицизма, для которого характерен идеал гармонической личности, выраженный в классически строгих формах. В эти же годы Гёте много занимался естественными науками (морфологией растений и животных, геологией). Гёте принадлежит открытие межчелюстной кости человека (1784). Научные исследования привели Гёте к мысли об эволюции в природе, помогли ему утвердиться на материалистических позициях. Понятие эволюции Гёте распространял и на историю. Он разделял просветительскую идею прогресса и энергично поддержал Канта в его борьбе против теологического объяснения явлений. Но общественные события для Гёте не существовали вне связи с культурой и духовным миром эпохи. В этом сказалось и характерное для Гёте стремление к синтезу, к всеобъемлющему охвату явлений и типичное для немецкого Просвещения преобладание морально-философских, общекультурных и эстетических интересов над социально-политическими. Гёте объединял такое целостное восприятие эпохи понятием «духа времени», которому он остался верен всю жизнь, начиная от «Прометея» («всемогущее время и вечная судьба») и до позднего, более конкретного, уже обогащенного опытом 19 века, высказывания «время находится в вечном движении вперед, и дела человеческие каждые пятьдесят лет имеют новый вид; поэтому то учреждение, которое в 1800 году было благодетельным, в 1850 году станет, быть может, преступным» (из разговора с Эккерманном, 4 января 1824 года). Французскую революцию Гёте встретил сдержанно и вместе с тем с глубоким интересом, стремясь проникнуть в ее исторический смысл. Так, победу революционной французской армии при Вальми (20 сентября 1792 года) Гёте оценил как начало «новой эпохи всемирной истории». Вместе с тем в первых художественных откликах на революцию Гёте выступает против революционного насилия (драма «Мятежные», новелла «Беседы немецких эмигрантов», 1794). Реакция на события во Франции немецкого общественного мнения во всей противоречивости представлена в поэме «Герман и Доротея» (1797). Наиболее яркое выражение философские идеи переломной эпохи, связанной с французской революцией, нашли в трагедии «Фауст» (1 ч. изд. 1808, 2 ч. изд. 1832), в которой Гёте утверждает веру в прогресс и в неограниченные возможности человеческой личности. 2-я часть «Фауста» завершалась мечтой о свободном труде на свободной земле и активно-оптимистическим девизом: «Лишь тот достоин жизни и свободы, кто каждый день за них идет на бой!». В «Фаусте» отчетливо выступают черты диалектики в мышлении Гёте. Самостоятельную позицию занимал Гёте в идейной борьбе начала 19 века. Сын века Просвещения, он критически отнесся к романтизму. Отдав ему некоторую дань в поздней лирике («Западно-восточный диван», 1819), он резко выступил против мистики, болезненной надломленности и поэтизации феодального средневековья в творчестве реакционных романтиков; особенно энергично Гёте восставал против реакционной националистической пропаганды. Из поздней прозы Гёте наиболее примечательны: автобиографическая книга «Поэзия и правда из моей жизни» (ч. 1-4, 1811-33) и роман «Годы странствий Вильгельма Мейстера» (1821-1829), в котором рисуется утопический идеал ремесленной общины. Историеская роль Гёте очень велика. В условиях раздробленности страны Гёте внес огромный вклад в формирование немецкого национального сознания. Он способствовал завоеванию немецкой литературой мирового признания. Подведя итог просветительской мысли 18 века, Гёте наметил новые пути развития литературы в 19 веке. С. В. Тураев. Москва. Советская историческая энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1973—1982. Том 4. ГААГА - ДВИН. 1963. Сочинения: Werke, 3 Aufl., Bd 1-10, Weimar, 1961; в рус. пер. - Собр. соч., т. 1-13, М.-Л., 1932-49. Литература: Маркс и Энгельс об искусстве, т. 1-2, М., 1957 (см. Указат. имен); Эккерман И. П., Разговоры с Гёте в последние годы его жизни, М.-Л., 1934; Лит. наследство, (кн.) 4-6, М., 1932; Шагинян М., Гёте (1749-1832), М.-Л., 1950; Вильмонт Н., Гете. История его жизни и творчества, М., 1959; Гейман Б. Я., "Фауст" Гёте в свете исторического перелома на рубеже XVIII и XIX вв., Уч. зап. ЛГПИ, т. 121, 1955; его же, К спорам о Гёте, "ВЛГУ", 1961, No 14, вып. 3; Яковлев Б., Ленин и Гёте. (Ист.-лит. обзор), "Ин. лит-ра",1957, No3; Гулыга А. В., Исторические взгляды немецких просветителей XVIII в., "ННИ", 1963, No 3; Mencke-Glückert E., Goethe als Geschichtsphilosoph..., Lpz., 1907; Mommsen W., Die politischen Anschauungen Goethes, Stuttg., (1948); Dem Tüchtigen ist diese Welt nicht stumm. Beiträge zum Goethe-Bild, Jena, (1949); Götting Fr., Chronik von Goethes Leben (neue Aufl.), Lpz., 1957. Вернуться на главную страницу Гёте
|
|
ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ |
|
ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,Редактор Вячеслав РумянцевПри цитировании давайте ссылку на ХРОНОС |