Глушко Валентин Петрович |
|
1908-1989 |
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ |
XPOHOCВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТФОРУМ ХРОНОСАНОВОСТИ ХРОНОСАБИБЛИОТЕКА ХРОНОСАИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИБИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫСТРАНЫ И ГОСУДАРСТВАЭТНОНИМЫРЕЛИГИИ МИРАСТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫМЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯКАРТА САЙТААВТОРЫ ХРОНОСАРодственные проекты:РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙДОКУМЕНТЫ XX ВЕКАИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯПРАВИТЕЛИ МИРАВОЙНА 1812 ГОДАПЕРВАЯ МИРОВАЯСЛАВЯНСТВОЭТНОЦИКЛОПЕДИЯАПСУАРАРУССКОЕ ПОЛЕ |
Валентин Петрович ГлушкоГлушко Валентин Петрович (20.8/2.09.1908-10.01.1989), русский физик, основоположник отечественного жидкостного ракетного двигателестроения, один из пионеров ракетной техники. В 1921 начал интересоваться вопросами космонавтики, с 1923 переписывался с К.Э. Циолковским, с 1924 публиковал научно-популярные и научные работы по космонавтике. По окончании учебы в Ленинградском университете (1925-1929) работал в Газодинамической лаборатории (ГДЛ). Основные работы посвящены теоретическим и экспериментальным исследованиям по важнейшим вопросам создания и развития жидкостных ракетных двигателей (ЖРД). Конструктор первого в мире электротермического ракетного двигателя (ЭРД) (1929-33) и первых отечественных ЖРД (1930-31). + + + Глушко Валентин Петрович [р. 20.8 (2.9). 1908, г. Одесса], советский учёный в области физико-техн. проблем энергетики, один из пионеров ракетной техники, основоположник отечеств, ракет, двигателестроения, академик (1958), дважды Герой Социалистического Труда (1956, 1961). Чл. КПСС с 1956. С 1921 увлекался вопросами космонавтики. С 1923 переписывался с К. Э. Циолковским. В 1924 начал публиковать научно-популярные и науч. труды по космонавтике. После окончания Ленингр. ун-та в 1929 возглавил созданное по его предложению отделение по разработке электротермич. и жидкостных ракетных двигателей (ЖРД) в газодинамической лаборатории. Впоследствии на основе этого отделения было создано опытно-конструкторское бюро, бессменным руководителем которого является Г. Основные его работы посвящены теоретическим и экспериментальным исследованиям по вопросам создания и развития жидкост. ракет, двигателей. Г.— конструктор первого в мире электротермического ракетного двигателя (1929—33) и первых отечеств. ЖРД (1930—31). В 30-е гг. создал многочисл. опытные образцы ЖРД (от ОРМ-1 до ОРМ-102) и ракет с ЖРД, предложил и исследовал различ. компоненты ракет, топлива, в т. ч. самовоспламеняющегося, раз работал агрегаты для подачи топлива в ЖРД (поршневой, турбонасосный), профилированное сопло и керамическую теплоизоляцию камеры сгорания, карданную подвеску ЖРД для управления полётом ракеты. Ещё более плодотворной была конструкторская деятельность Г. в последующие годы. Разработанные под его руководством ракет, двигатели были установлены на всех советских ракетах-носителях, запускавшихся в 1949—76. Лауреат Ленинской пр. (1957) и Гос. пр. СССР (1967). Деп. Верх. Совета СССР 7—9-го созывов. Награждён 3 орденами Ленина, орденами Октябрьской Революции, Трудового Красного Знамени, медалями. Использованы материалы Советской военной энциклопедии в 8-ми томах, том 2. "Иногда проявлял непонятное упрямство""В мой кабинет вошли два офицера: в полковнике я сразу узнал Валентина Петровича Глушко, а другой коротко представился: «Подполковник Лист». Оба одеты не в гимнастерки, галифе и сапоги, а в добротные кители и хорошо отглаженные брюки. Глушко чуть улыбнулся и сказал: «Ну, мы с вами, кажется, уже встречались». Значит, запомнил встречу в Химках. Вошел Николай Пилюгин, и я представил его как главного инженера института. Предложил рассаживаться и выпить чаю или «чего-нибудь покрепче». Но Глушко не стал садиться, извинился и сказал, что сначала просит срочной автомобильной помощи: — Мы едем из Нордхаузена, машина очень плохо тянула и сильно дымила. В салоне мы задыхались от дыма. У вас, говорят, есть хорошие специалисты в «репаратуре». Николай Пилюгин подошел к окну и заявил: — Да она и сейчас дымит. Вы мотор-то выключили? Неожиданно спокойным тихим голосом заговорил Лист, который снял фуражку, обнаружив копну совершенно седых волос, и демонстративно опустился в кресло. — Не надо беспокоиться. Это догорают тормозные колодки ручного тормоза. Мы едем из Нордхаузена с затянутым ручным тормозом. Мы с Пилюгиным были ошарашены. — Так почему вы его не отпустили? — Видите ли, Валентин Петрович поставил мне условие: если он за рулем, я не смею ему ничего подсказывать. Позднее мы узнали, что Григорий Николаевич Лист до ареста в 1938 году работал заместителем главного конструктора автозавода имени И. В. Сталина — ЗИСа. По внешности, манере говорить и держаться это был типичный интеллигент старого поколения. Но тем не менее в автомобилях разбирался до тонкостей и прекрасно управлял ими. Из Берлина до Нордхаузена он вел машину. А в Нордхаузене Глушко потребовал управление передать ему. И вот результат. Мы с Пилюгиным не знали, то ли хохотать, то ли сочувствовать. Но у виновника происшествия — Глушко на лице не отразилось никакого негодования или удивления. Он тоже спокойно опустился в кресло, извлек чистейший платок и отер лоб. Я позвонил в нашу «репаратуру» и, объяснив в чем дело, попросил быстро заменить у «олимпии» ручной тормоз. Так прошло первое свидание с Глушко в институте RABE в Германии. Этот инцидент очень характерен и для Глушко, который иногда проявлял непонятное упрямство, если ставил себе какую-то цель, и не терпел подсказок, и для Листа, который работал в казанской «шарашке» под началом Глушко и теперь мечтал от него вырваться, но Глушко оставался его начальником и не отпускал". Б.Е. Черток. Ракеты и люди. От самолетов до ракет. М., "РТСофт", 2006. сс. 313-314. Сочинения:Избранные труды (1929 —1945 гг.).— В кн.: Пионеры ракетной техники. Т. 2. М., 1972. Библиогр.: с. 759—761, 763—778; Ракетная техника., Сборник статей. Вып. 2—6. М.— Л., 1937; Развитие ракетостроения и космонавтики в СССР. М., 1973. Литература:Романов А. П. Ракетам покоряется пространство. М., 1976.
|
|
ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ |
|
ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,Редактор Вячеслав РумянцевПри цитировании давайте ссылку на ХРОНОС |