Гладилин Анатолий Тихонович |
|
р. 1935 г. |
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ |
XPOHOCВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТФОРУМ ХРОНОСАНОВОСТИ ХРОНОСАБИБЛИОТЕКА ХРОНОСАИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИБИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫСТРАНЫ И ГОСУДАРСТВАЭТНОНИМЫРЕЛИГИИ МИРАСТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫМЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯКАРТА САЙТААВТОРЫ ХРОНОСАРодственные проекты:РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙДОКУМЕНТЫ XX ВЕКАИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯПРАВИТЕЛИ МИРАВОЙНА 1812 ГОДАПЕРВАЯ МИРОВАЯСЛАВЯНСТВОЭТНОЦИКЛОПЕДИЯАПСУАРАРУССКОЕ ПОЛЕ |
Анатолий Тихонович Гладилин
Гладилин Анатолий Тихонович [21.8.1935, Москва] — прозаик. Окончил школу в Москве в 1953. Яркое представление о юности Г. дают такие его произведения, как повесть «Хроника времен Виктора Подгурского», роман «История одной компании», герои которых завершили среднее образование в памятный год смерти Сталина. Подобно своему персонажу Виктору Подгурскому, Г., потерпев неудачу на вступительных экзаменах в вуз, работал электриком в научно-исследовательском ин-те. В 1954-58 учился в Лит. ин-те им. Горького. Публикация в 1956 «Хроники времен Виктора Подгурского» принесла Г. широкую известность и положила начало т. н. «исповедальной прозе». Как и в последующих книгах «исповедальщиков» (к их числу тогдашняя критика относила Г. Садовникова, В. Московкина, Л. Жуховицкого, А. Кузнецова, В. Аксенова), героем повести Г. стал молодой мечтатель, для которого вступление в самостоятельную жизнь совпало с началом «оттепели» в общественной жизни конца 1950-х - начала 1960-х. Не сумев поступить в ин-т, Виктор Подгурский надолго потерял уверенность в себе. Постепенно, однако, герой обретает спокойствие, поступает на работу, все в его жизни налаживается. По сути дела, Г. воспроизвел сюжетную схему широко распространенного в те годы «производственного» романа о молодом герое: первые неудачи и разочарования, а затем начало трудовой жизни и духовное мужание под влиянием коллектива. Однако сходство здесь кажущееся. В центре внимания Г. частная жизнь героя, а не его общественно-полезная деятельность, отсюда и совершенно иная, чем в тогдашней «официальной» лит-ре, система ценностных ориен таций. Неудача на экзаменах для Подгурского оборачивается в какой-то мере благом: он внезапно выпадает из отлаженного механизма, оказывается вне системы — один на один с самим собой. «Безделье», за которое упрекают Виктора окружающие, приносит чувство свободы и способность самостоятельно размышлять. Все переживания и поступки героя носят подчеркнуто приватный характер. Подгурский не хочет знать текущей перед ним общественной жизни — он не читает газет, а о радиоприемнике говорит, что самая полезная его деталь — выключатель. Следующим этапным произведением Г. стала также рассказывающая о самоопределении молодого героя повесть «Бригантина поднимает паруса» (1957). Вся она, начиная с эпиграфа, строится как спор с бытовавшими в те годы расхожими книжными представлениями о реальности, с казенным оптимизмом передовиц. Как и в «Хронике...», Г. берет за основу стандартное сюжетное построение очерка-штампа «о юноше, которому было поначалу трудно, но под влиянием общественности он преодолел эти трудности». Но если в первой повести полемика с шаблоном скрыта в подтексте, то в «Бригантине...» она становится важнейшим стилеобразую щим фактором. Пронизанное иронией повествование построено на контрасте казенно-официальной мифологии и подлинной жизни. В то время Г., подобно большинству своих современников, критиковал не столько содержание официальной идеологии, сколько ее формы, стремясь вернуть девальвированным ценностям изначальную чистоту. Плакатному несуществующему энтузиазму в повести противопоставляется подлинный задор молодых строителей, казенному патриотизму — искренняя любовь к советской власти и т. д. Тем не менее ирония Г., в зоне которой оказывается буквально все, придает многим его произведениям амбивалентный характер. Так, повесть «Вечная командировка» (1962) на первый взгляд воспевает подвиги майора контрразведки Краминова, борца с расхитителями социалистической собственности и диссидентами. Однако в повествовании о безупречном чекисте ощущается и привкус пародии. В романе «История одной компании» (1965) речь идет о судьбе неудачника. Все приятели Руслана Звонкова взрослеют, добиваются благополучия, только ему, вечному ребенку, не везет ни в карьере, ни в любви. Он не заканчивает ин-т и работает шофером, а потом слесарем. Окончательно ломается его жизнь после ухода любимой женщины к преуспевающему приятелю. Опустошенный Звонков опускается, начинает пить. Основной причиной драмы героя оказывается изменившаяся общественная ситуация: «оттепель» закончилась, жизнь стала трезвой и прагматичной, наивная доброта Руслана больше никому не нужна, и он обречен на одиночество. С конца 1960-х Г. обращается к исторической беллетристике. В серии «Пламенные революционеры» были опубликованы роман «Евангелие от Робеспьера» (1970) и «Сны Шлиссельбургской крепости. Повесть об Ипполите Мышкине» (1974). С 1972 отд. произведения Г. публикуются за рубежом, в 1976 писатель эмигрирует в Париж, где становится одним из ведущих сотрудников русской службы Парижского отделения радио «Свобода». Зарубежный период жизни Г. освещен в романе «Меня убил скотина Пелл» (1991), где писатель отказывается от какой бы то ни было идеализации эмигрантской «третьей волны». А. О. Большев Использованы материалы кн.: Русская литература XX века. Прозаики, поэты, драматурги. Биобиблиографический словарь. Том 1. М., 2005, сс. 492-493. Сочинения:Идущий впереди. М., 1958; Бригантина поднимает паруса. М., 1959; Песни золотого прииска. М., 1960; Вечная командировка. М., 1962; Евангелие от Робеспьера. М., 1970; Сны Шлиссельбургской крепости. Повесть об Ипполите Мышкине. М., 1974; Два года до весны. М., 1975; ФССР. Французская Советская Социалистическая республика. Нью-Йорк, 1985; Меня убил скотина Пелл. М., 1991; Беспокойник. М., 1992. Литература:Соловьева И. Материал и прием // Новый мир. 1963. № 4; Аннинский Л. Ядро ореха. М., 1965; Чудакова М., Чудаков А. Современная повесть и юмор // Новый мир. 1967. № 7; Белова И. Поколение, потерявшее своих прозаиков // Синтаксис. 1983. № 11; Соколов Б. Горькая исповедь // Независимая газ. 1992. 26 авг. С. 8.
|
|
ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ |
|
ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,Редактор Вячеслав РумянцевПри цитировании давайте ссылку на ХРОНОС |