Гиппиус Владимир Васильевич |
|
1876-1941 |
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ |
XPOHOCВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТФОРУМ ХРОНОСАНОВОСТИ ХРОНОСАБИБЛИОТЕКА ХРОНОСАИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИБИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫСТРАНЫ И ГОСУДАРСТВАЭТНОНИМЫРЕЛИГИИ МИРАСТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫМЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯКАРТА САЙТААВТОРЫ ХРОНОСАРодственные проекты:РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙДОКУМЕНТЫ XX ВЕКАИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯПРАВИТЕЛИ МИРАВОЙНА 1812 ГОДАПЕРВАЯ МИРОВАЯСЛАВЯНСТВОЭТНОЦИКЛОПЕДИЯАПСУАРАРУССКОЕ ПОЛЕ |
Владимир Васильевич Гиппиус
Гиппиус Владимир Васильевич (псевд. Вл. Бестужев, Вл. Неделинский) (15[27].07.1876—5.11.1941), поэт, литературовед. Брат Вас. В. Гиппиуса. Окончил Петербургский университет в 1900. Начал печататься в 1895. Гиппиус был ранним представителем русского декадентства, примыкал к символизму. В его лирике преобладают религиозно-мистические мотивы (сб. «Песни», 1897). Книга Гиппиуса «Пушкин и журнальная полемика его времени» (1900) содержит ценный фактический материал. Более поздняя работа о Пушкине («Пушкин и христианство», 1915) пронизана религиозными идеями. Произведения Гиппиуса, написанные после 1928, остались неопубликованными. С. С. Использованы материалы сайта Большая энциклопедия русского народа - http://www.rusinst.ru ГИППИУС Владимир Васильевич (псевдонимы Вл. Бестужев, Вл. Нелединский) [15(27). 7.1876, Химки, близ Москвы — 5.11.1941, Ленинград] — поэт, прозаик, лит. критик. Родился в семье чиновника. Предки Г.— немецкого происхождения. Учился в 6-й пе-тербургской гимназии, в которой сблизился с Александром Добролюбовым. Оба они, влияя друг на друга, пытались сочинять стихи в духе нарождавшейся «декадентской» поэзии. Позднее Г. вспоминал: «В 1893-1894 гг. два петербургских мальчика-гимназиста стали проповедовать повсюду... новую литературную веру, известную уже по имени Метерлинка и носившую самую пренебрежительную кличку „декадентство", ни в ком не вызывая серьезного к себе отношения» (Гиппиус Вл. Александр Добролюбов // Русская лит-ра XX в. 1890-1910. М„ 1914. Т. 1.С.272). Печататься начал в 1892 (стихи в газ. «Север». 18 окт.). В 1895 поступил на историко-филол. ф-т Петербургского ун-та. В 1894-95 Г. познакомился с В. Брюсовым, Ф. Сологубом, Н. Минским. В. Брюсов почти восторженно отозвался о нем в своем дневнике в апр. 1896: «...о, это человек победы! Он горд и смел и самоуверен. Через год он будет читаться, через пять лет он будет знаменитостью» (Брюсов В. Дневники. 1891-1910. М., 1927. С. 24). Внимательно следил за творчеством Г. и Ф. Сологуб. Знаменательна дарственная надпись в первой книге Г. «Песни» (1897), преподнесенной им Ф.Сологубу: «Любезному Федору Кузьмичу Сологубу от единомышленного автора. 1 8/Х 1896» (экземпляр хранится в б-ке ИРЛИ). В этом сб. стихов и «стихотворений в прозе» юный поэт экспериментировал в поисках новых форм для выражения своих смутных настроений, зыбких переживаний мистического характера, мотивов духовной отверженности, одиночества и др. Характерны, например, строки из стих. «Requiem» (1895): «Безмолвие строгих речей навсегда — одиноко... / Не пройден ли путь?» В произведениях сб. ощутимо влияние, с одной стороны, лирики Фета, а с другой, вероятно,— образцов западных поэтов-новаторов: Э. По, 111. Бодлера, М. Метерлинка и др. Сб., однако, не принес Г. удовлетворения. Во второй половине 1890-х он постепенно разочаровывается в основных идейно-эстетических положениях «декадентского» искусства. Позднее он даже был склонен противопоставлять себя А. Добролюбову той поры, подчеркивая: «Добролюбов был декадент без упрека, беззаветный, я скорее символист, потому что символизм это уже измена декадентству, это уже соприкосновение одним концом с религией, с верованиями; символизму есть выход и к жизни, и к природе, и к общественности. Декадентство — крайнее самоутверждение личности, угрюмо-эстетическое, совершенно замкнутое. Это предел всякого самообособления...» (Русская лит-ра XX в. 1890-1910. М„ 1914. Т. 1. С. 272). Отречению Г. от крайностей декадентства в определенной мере способствовали Мережковские, которые сами в середине 1890-х пережили сходную метаморфозу. В альм. «Северные цветы на 1901 г.» Г. опубликовал цикл из 5 стих, за подписью «Владимир Г...ъ», после чего длительное время стихов не печатал. По окончании ун-та главным образом посвятил себя преподавательской деятельности, рассматривая ее как «дело общественного обновления России»; работал в женской гимназии М. Н. Стоюниной и в Тенишевском училище (со временем заслужил высокую репутацию одного из лучших учителей-словесников Петербурга; среди его учеников были О. Мандельштам и Вл. Набоков). На рубеже 1900-10-х Г. возвращается в лит. жизнь. Приметой этого возвращения стала публикация в ж. «Русская мысль» (1909. № 4; под псевд. «Вл. Бестужев») цикла «Из книги „На семи путях"». Под тем же своим основным псевдонимом Г. издал в 1912 сб. «Возвращение», который включал лирико-философские произведения 1896-1906. Одним из самых значительных в книге можно назвать раздел «Безнадежность», куда вошли такие глубокие стих., как «Дни и сны» («Проходят дни и сны земные...»), «Все пройдет, что плотью было...» (этот ранний текст поэта еще в 1890-е получил высокую оценку Брюсова), «Нет отреченья в отреченьи...», «Ты слышишь — как в реке холодной...» и др. К 1912 относится примечательный эпизод обмена стихотворными посланиями между Г. и Блоком. Начало было положено Г., который написал стих. «Александру Блоку», явив-шееся откликом на известное стих, поэта «Все на земле умрет — и мать, и младость...» (1909). Автор послания отвечал на следующие строки блоковского текста: «И к вздрагиваньям медленного хлада / Усталую ты душу приучи, / Чтоб было здесь ей ничего не надо, / Когда оттуда ринутся лучи». Г., полемизируя, писал: «Ты думаешь — они оттуда ринутся? / Мне кажется, что — нет... / <...> Ты понял ли, что все уже известное / Лишь неизвестно нам,— / Что мы идем в стране уже прелестной, / Но горестной очам...» Скорым ответом Блока было стих. «Владимиру Бестужеву» («Да, знаю я: пронзили ночь от века...»), в последней строфе которого он вновь утверждал: «Но страннику, кто снежной ночью полон, / Кто загляделся в тьму, / Приснится, что не в вечный свет вошел он, / А луч сошел к нему». В свою очередь Г. откликнулся циклом «Александру Блоку», состоящим из 4 стих.: «Таинственно люблю — и знаю сладость в розах...», «Да, все признать! и безрассудно верить...», «Но мы забыли чувственную прелесть...», «Да, все признать!., любить с тоской пристрастной...», Эта поэтическая переписка Г. и Блока была опубликована в ж. «Гиперборей» (1912. № 2. Нояб.) (подробнее см.: ЛН. Т. 92. Кн. 3. С. 542-543,553-554). В 1915 вышла в свет брошюра Г. «Пушкин и христианство», в которой он стремился показать жизнь и творчество поэта как проявление истинно христианских начал при всей противоречивости и стихийности его натуры. В середине 1910-х Г. опубликовал поэму «Влюбленность» (1916), сб. «Ночь в звездах» (1915), «Томление духа» (1916). Жанр произведений последнего из них поэт обозначил как «вольные сонеты». Брюсов в очень сдержанной рецензии на книгу, в частности, отмечал: «Автор излагает свои мысли о современных поэтах, об Италии и Англии, о религии и смерти, но остается непонятно, зачем каждое такое размышление укорочено до 14-ти строк или растянуто на это число, стихов. Впрочем, в книге есть отдельные неплохие стихи, автор способен и любит мыслить, в манере его письма чувствуется некоторая „школа"...» (Брюсов В. Среди стихов. 1894-1924. М„ 1990. С. 480). Из последующих публикаций наиболее заметной следует считать поэму «Лик человеческий» (1922) — «опыт духовной автобиографии» (А. В. Лавров). У Г., конечно, не было такой широкой известности, как у Брюсова, Бальмонта, Мережковского, 3. Гиппиус, Блока. Однако в кругу модернистов начала века его хорошо знали и ценили как одного из поэтов-новаторов, одаренного лирика философского склада. Неслучайно Вл. Набоков в своих мемуарах «Другие берега» обмолвился о нем: «тайный автор замечательных стихов». В. Н. Быстров Использованы материалы кн.: Русская литература XX века. Прозаики, поэты, драматурги. Биобиблиографический словарь. Том 1. М., 2005, сс. 480-482. Сочинения:Возвращение. СПб., 1912; Томление духа. Пг., 1916; Лик человеческий. Пг.; Берлин, 1922; [Стихт] / публ. Е. Биневича// Новый ж. 1993.№ 3. С. 126-131. Литература:Иванов-Разумник Р. Три богатыря // Летопись Дома литераторов. 1922. № 7; Иван Коневской. Письма к Вл. В. Гиппиусу / публ. И. Г. Ямпольского // Ежегодник Рукописного отдела Пушкинского Дома на 1977 год. Л., 1979; Пять писем Брюсова к Вл. Гиппиусу / подг. текста и прим. Э. Литвин // В. Брюсов и лит-ра конца XIX - нач. XX в. Ставрополь, 1979; Тименчик Р. Вл. Гиппиус// Родник. 1988. № 4; Биневич Е. ...Тайный автор замечательных стихов//Новый ж. 1993. № 3. С. 121-125. Далее читайте:Гиппиус Василий Васильевич (1890-1942), литературовед, переводчик, брат Владимира Васильевича.
|
|
ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ |
|
ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,Редактор Вячеслав РумянцевПри цитировании давайте ссылку на ХРОНОС |