Гейлинкс Арнольд |
|
1624-1669 |
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ |
XPOHOCВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТФОРУМ ХРОНОСАНОВОСТИ ХРОНОСАБИБЛИОТЕКА ХРОНОСАИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИБИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫСТРАНЫ И ГОСУДАРСТВАЭТНОНИМЫРЕЛИГИИ МИРАСТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫМЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯКАРТА САЙТААВТОРЫ ХРОНОСАРодственные проекты:РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙДОКУМЕНТЫ XX ВЕКАИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯПРАВИТЕЛИ МИРАВОЙНА 1812 ГОДАПЕРВАЯ МИРОВАЯСЛАВЯНСТВОЭТНОЦИКЛОПЕДИЯАПСУАРАРУССКОЕ ПОЛЕ |
Арнольд ГейлинксГейлинкс (Geulincx) Арнольд (31.1.1624, Антверпен,— 1669, Лейден), голландский философ-идеалист. Подверг критике схоластический аристотелизм. Философия Гейлинкса сложилась под влиянием Декарта. Как один из главных представителей окказионализма доказывал невозможность взаимовлияния души и тела, уподобляя их двум часам, ход которых изначально согласован богом (позже Лейбниц использовал этот пример для теории предустановленной гармонии). Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983. Сочинения: Gnotti se auton sive Ethica, [s. 1.1, 1675; Physica vera, Is. 1.1, 1688; Metaphysica vera..., Amst., 1691; Opera philosophica, v. 1—3, Is. l.j, 1891 — 93. Литература: История философии, т. 1, M., 1957, с. 406—08; VIeeschauwer H. J. de, Three centuries of Geulinrx research. A bibliographical survey, Pretoria, 1957; L a t t r e A. de, L'oc-casionallsme d'A. Geulincx, P., 1967.
Гейлинкс (Geulincx) Арнольд (31 января 1624, Антверпен — 1669, Лейден) — голландский философ. Профессор Лувенского (1646—58), Лейденского (с 1665) университетов. При жизни издал несколько произведений, которые были переизданы посмертно под общим названием «Познай самого себя, или Этика» (Gnothi se auton sive Ethica, 1675); по записям учеников были опубликованы «Истинная физика» (Physica vera, 1688), «Истинная метафизика...» (Metaphisica vera... 1691) и др. Как один из главных представителей окказионализма всемерно подчеркивал противоположность духа и тела и доказывал невозможность их взаимовлияния в человеке (психофизический параллелизм). Взаимоотношения души и тела иллюстрировал примером двух часов, так заведенных Богом, что ход их постоянно согласован (пример этот в дальнейшем использован Лейбницем для теории предустановленной гармонии). В основе этики Гейлинкса лежал принцип: «Где ничего не можешь, там и не желай ничего». Бог требует от людей не дела, а только умонастроения, поэтому нравственная задача состоит в отречении от мира, углублении в самих себя (отсюда название главного труда Гейлинкса), в любви к Богу и разуму как образу божества в человеке. В теории познания отрицал способность человека познавать вещи; поэтому идеи, по Гейлинксу, есть лишь познание разумом своих собственных модусов и проявлений. В. В. Соколов Новая философская энциклопедия. В четырех томах. / Ин-т философии РАН. Научно-ред. совет: В.С. Степин, А.А. Гусейнов, Г.Ю. Семигин. М., Мысль, 2010, т. I, А - Д, с. 494-495.
Далее читайте:Философы, любители мудрости (биографический указатель). Сочинения:Quaestiones quodlibeticae, 4 ed. Hanoviae, 1669; Logica... Amst., 1698; Methodus inveniendi argumenta... Lugduni Batavorum, 1663; Disputatio ethica de virtute. Lugduni. 1664; A. G. Annotate majora in principia philosophia... Dordraci, 1691; Opera philosophica... v. 1—3. Hagae, 1891-93. Литература:История философии, т. 1. М., 1957, с. 406-08; Pfleiderer Е. Arnold Geulincx als Hauptvertreter der okkasionalistischen Metaphysik und Ethik. Tiib., 1882; Land J. P. N. Arnold Geulincx und seine Philosophic Haag, 1895; Brulez L. HoUandische Philosophie Breslau, 1926; Schmitz G. Mystische Wurzeln der Geulincxschen Philosophie Bonn, 1944 (Diss.); Vleeschauwer H. de. Three centuries of Geulincx research. A bibliographical survey. Pretoria, 1957.
|
|
ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ |
|
ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,Редактор Вячеслав РумянцевПри цитировании давайте ссылку на ХРОНОС |