Геродот |
|
480-425 до н.э. |
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ |
XPOHOCВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТФОРУМ ХРОНОСАНОВОСТИ ХРОНОСАБИБЛИОТЕКА ХРОНОСАИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИБИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫСТРАНЫ И ГОСУДАРСТВАЭТНОНИМЫРЕЛИГИИ МИРАСТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫМЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯКАРТА САЙТААВТОРЫ ХРОНОСАРодственные проекты:РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙДОКУМЕНТЫ XX ВЕКАИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯПРАВИТЕЛИ МИРАВОЙНА 1812 ГОДАПЕРВАЯ МИРОВАЯСЛАВЯНСТВОЭТНОЦИКЛОПЕДИЯАПСУАРАРУССКОЕ ПОЛЕ |
Геродот
Геродот (между 490 и 480 — ок. 425 до н. э.), древнегреческий историк, прозванный «отцом истории». Автор сочинений, посвященных описанию греко-персидских войн с изложением истории государства Ахеменидов, Египта и др.; дал первое систематическое описание жизни и быта скифов. + + + Геродот (ок. 484 до н.э./ок. 425 до н.э.) — древнегреческий писатель, известный, прежде всего, своими трудами, посвященными изучению истории многих государств, важных событий древнегреческой истории. Геродот соединял в своих работах описание событий и свои размышления по поводу изложенного. В его произведении «История» описаны греко-персидские войны и обычаи древних народов. Труды Геродота сегодня представляют большую ценность в культурно-историческом, художественном и других отношениях. Гурьева Т.Н. Новый литературный словарь / Т.Н. Гурьева. – Ростов н/Д, Феникс, 2009, с. 63-64.
Геродот (Hemdotos) (ок. 484-120 гг. до н.э.). Историк, выходец из известного галикарнас- ского рода. Во времена политической нестабильности (60-е гг. V в. до н.э.) уехал или был изгнан на Самос, после чего много путешествовал, в конечном итоге поселился в афинской колонии Фурии (основана в 443 г. до н.э.), где и умер. Некоторое время, в том числе несколько лет на исходе жизни, провел в Афинах. Написал «Историю» (Historiai) — девять книг о греко-персидских войнах со множеством отступлений, посвященных различным темам. В этом труде описывается борьба между Грецией и Азией со времен Крёза (сер. VI в. до н.э.) до изгнания персов из Греции после разгрома при Платеях и Микале. Цицерон и ряд других авторов назвали Геродота «отцом истории». Адкинс Л., Адкинс Р. Древняя Греция. Энциклопедический справочник. М., 2008, с. 304.
Геродот (около 484—425 до н. э.). Греческий историк, «отец истории». Из Галикарнаса переехал на Самос, а потом в Афины; много путешествовал по Египту, Восточной Европе и Азии. Умер в Фуриях (Южная Италия). Описывая в своей девятитомной «Истории» войну между греками и персами, Геродот впервые отнесся критически к своим источникам и систематизировал факты. На греко-персидскую войну Геродот смотрел как на конфликт европейских и восточных идеалов. Свои наблюдения, сделанные во время путешествий, Геродот использовал для антропологических и географических отступлений, а Египту он посвятил целую книгу. Известен колоритный эпизод, когда Геродота его собратья-греки называли «отцом лжи» (см. Аримаспы и Гипербореи). Геродот был практически свободен от национальных предрассудков: понимание культурного многообразия народов и глубокий интерес к отдельным личностям делают Геродота одним из самых интересных античных авторов. Кто есть кто в античном мире. Справочник. Древнегреческая и древнеримская классика. Мифология. История. Искусство. Политика. Философия. Составитель Бетти Редис. Перевод с английского Михаила Умнова. М., 1993, с. 70.
Геродот (Hrodoios) (родился между 490 и 480 годами - умер между 430 – 424 годами до н. э.) - древнегреческий историк. Уроженец города Галикарнаса (на Юго-Западе Малой Азии); происходил из семьи, игравшей значительную роль в политической жизни города. Участвовал в борьбе против тиранической власти и был вынужден покинуть родину; некоторое время жил на острове Самосе, много путешествовал. Посетил Малую Азию, Вавилон, Финикию, Египет, Кирену, Фракию, ряд островов Эгейского моря, города Пелопоннеса и Средней Греции, отдельные пункты Северной Греции; в конце жизни - города Южной Италии и Сицилии. Геродоту безусловно было известно западное побережье Черного мря - от Византия до Ольвии, где он прожил некоторое время, собирая сведения о Скифии. По-видимому, Геродот совершил поездку по Черному морю и вдоль его северного побережья. Решающее значение в окончательное формировании политических взглядов Геродота имело его длительное пребывание в Афинах (отпечаток афинской ориентации заметен в его труде), близость к Периклу и его кружку. Из Афин Геродот переселился в город Фурии (Южная Италия) и принял фурийское гражданство. Точных сведений о том, где умер Геродот (в Фуриях или в Афинах), нет. Написанный на ионийском диалекте труд Геродота, условно называемый «Историей», остался незаконченным. Впоследствии александрийские ученые разделили его на 9 книг (по числу муз) и назвали их «Музами». Он содержит обширный географический, этнографический и исторический материал. Объединяющий принцип труда Геродота - идея борьбы греческого мира с восточным миром. Кульминационный пункт этой борьбы - поход Ксеркса (480 год до н. э.), описанию которого посвящены 3 последние книги. Геродот не всегда концентрирует внимание на главной теме; он подробно описывает страны, вошедшие в состав Персидской державы, излагает их историю (с наибольшей подробностью - Лидии, Мидии, Египта), нравы жителей. Большое место уделено и самой Персии. Рассказывая о походе Дария на скифов, Геродот описывает их страну и быт, сообщает сведения о соседних с ними народах. Разнообразные сообщения вводного и побочного характера, длинные и краткие отступления от главной темы, многочисленные вставные рассказы, потребовавшие от Геродота выработки особой техники экскурсов, придают изложению Геродота то свойство «пестроты», которое было отмечено еще древними критиками. Отдельные части труда Геродота различаются не только по содержанию, но и по стилю. Точные описания, деловые справки, фактические сообщения о событиях чередуются с новеллистическими и даже сказочными рассказами. По мере дальнейшего изложения резкие различия стиля в значительной степени сглаживаются, и Геродот вырабатывает свой стиль исторического повествования, в котором фактичность сочетается с художественностью. В объяснении исторических событий у Геродота нет единой точки зрения. Большое место занимают у него объяснения, уходящие корнями в религиозные воззрения и ставящие события в связь с божественной волей. Наряду с этим события объясняются иногда предопределением, велением судеб. В иных случаях успехи исторического деятеля представлены как результат его собственных способностей и умения. Наконец, в «Истории» Геродот имеется немало мест, где объяснение событий основано на политическом опыте, на анализе реальных исторических и географических данных. Геродот не стремится синтезировать эти разнообразные точки зрения. Вопрос о достоверности сочинения Геродота тесно связан с вопросом об источниках, которыми он пользовался. Из письменных источников, которые могли быть у Геродота только для географической и этнографической частей его труда, главный и лучше всего нам известный – «Объезд земли» Гекатея Милетского. Во многих случаях фольклорный стиль рассказов Геродота изобличает их происхождение на устной традиции. Сам Геродот указывает, что он писал, опираясь на свои наблюдения, умозаключения и разыскания. Таким образом, Геродот пишет о том, что сам видел, до чего дошел путем рассуждений, что узнал благодаря расспросам (и чтению). Описания виденного отличаются у Геродота большой точностью и достоверностью. В своих рассуждениях он мог ошибаться (так как зависел от воззрений и уровня знаний своего времени). Расспросы и чтение давали Геродоту неравноценный материал, который он старался добросовестно воспроизводить, часто добавляя свои критические замечания. В целом труд «отца истории» (как принято называть Геродота уже с древних времен) - ценнейший источник по истории греко-персидской войн, а также по отдельным периодам более ранней истории Греции и Востока. Исторические сочинения о греко-персидских войнах до Геродота не существовало. Не менее важен его труд и как источник по античной этнографии Юго-Западной Европы и Ближнего Востока (в частности, невозможна никакая серьезная работа о скифах без привлечения 4-й книги Геродота). Вопрос о достоверности сообщений Геродота вызывал разногласия уже в древнем мире. Фукидид, не называя Геродота, полемизировал с ним. Резко отрицательную позицию по отношению к Геродоту занимали Ктесий, старавшийся уличить Геродота во лжи, и автор трактата «О злостности Геродота» (по-видимому, Плутарх), обвинявший Геродота в недобросовестном пристрастии. Отдельные выпады против Геродота встречаются и у других авторов (Аристотель, Страбон, Авл Геллий, Лукиан). В науке нового времени преклонение перед Геродотом (издатели его труда называли его «точнейшим» писателем) сменилось в конце 19 - начале 20 веков отрицательным отношением к нему. Некоторые ученые (Сейс, Макан и др.) стремились показать, что Геродот сам мало видел и рассказывал главным образом с чужих слов, к источникам относился без достаточной критики и не умел отрешаться от своих политических симпатий и антипатий. Эта точка зрения с самого начала вызвала споры, приведшие к более углубленному изучению труда Геродота. В работах ряда ученых (например, Ф. Г. Мищенко) дается положительная оценка Геродота как ученого: не свободный от ошибок, не чуждый определенным политическим тенденциям, он все же дал последующим векам огромный, в основе своей достоверный, запас исторических, географических и этнографических сведений. А. И. Доватур. Ленинград. Советская историческая энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1973—1982. Том 4. ГААГА - ДВИН. 1963. Издания: первое печатное изд. Г. - Herodoti libri novem..., (ab Aldo Manutio edita), Venetiis, 1502; первые критич. изд.: Herodoti Historiae, ed. K. Abicht, Bd 1-2, Lpz., 1869; Herodotos. Für den Schulgebrauch erklärt, ed. K. Abicht, Bd 1-5, Lpz., 1861-1865; Herodoti Historiae, recensuit H. Stein, В., 1869-1871; Lhardy. кн.: I-IV, Lpz., 1850-52; дальнейшие изд.: Sayce A. Н., кн.: I-III, L., 1883; Wiedemann A., Lpz., 1890, кн. II; Macan R. W., кн.: IV-IX, L., 1895; Hude C., Oxf., 1908; Legrand E., P., 1932; комментарий без текста: How W. W. and Wells J., A commentary on Herodotus, v. 1-2, Oxf., 1912, 2 ed., Oxf., 1928; словарь: Powell J. E., A lexicon to Herodotus, Camb., 1938; Геродот, История в девяти книгах, пер. с греч. Ф. Г. Мищенко, 2 изд., т. 1-2, М., 1888. Литература: Клингер В., Сказочные мотивы в истории Геродота, К., 1903; Бузескул В., Введение в историю Греции, 3 изд., П., 1915, с. 57-82; Лурье С. Я., Геродот, М.-Л., 1947; Доватур А., Повествоват. и науч. стиль Геродота, Л., 1957; Hauvette A., Hérodote, historien des guerres médiques, P., 1894; Jacoby T., Herodotos, PWK, Supplement, H. 2, Stuttg., 1913; Aly W., Volksmärchen, Sage und Novelle bei Herodot und seinen Zeitgenossen, Gött., 1921; Pohlenz M., Herodot, der erste Geschichtschreiber des Abendlandes, Lpz., В., 1937.
Путешествие Геродота вокруг Понта (по Б.А. Рыбакову).
Геродот [1][статья из словаря Свиды [2]] Геродот, сын Ликса и Дрио, галикарнассец знатного происхождения, имел брата Феодора, переселился на Самос через Лигдамида, третьего от Артемисии тиранна Галикарнасса. Ибо Писинделид был сын Артемисии, а Лигдамид сын Писинделида. На Самосе Геродот научился ионийскому наречию и написал историю в девяти книгах, начав от перса Кира и царя лидийцев Кандавла. По возвращении в Галикарнасс и изгнании тиранна он увидел зависть к себе граждан и добровольно отправился в Фурий, там умер и погребен на площади. Некоторые утверждают, что Геродот умер в Пелле. Повествования его называются «Музами». Примечания[1] Пер. Ф.Г. Мищенко. Статья приводится по изданию: Мищенко Ф.Г. Геродот и место его в древнеэллинской образованности // Геродот. История / Пер. Ф.Г. Мищенко. Прим. О.А. Королевой. – М.: Эксмо; СПб.: Мидгард, 2008 [1885]. – С. 34. [2] Свида, или Суда (Suda, Soada). Византийский словарь X в. Происхождение названия неясно – долгое время считалось, что оно происходит от имени автора. Содержит массу сведений по истории, филологии, искусству, естествознанию и т.п., представляя собой энциклопедическое обозрение культурного багажа Византии того времени. Особенная ценность «Свиды» с точки зрения антиковедения состоит в сохранении массы известий и преданий археологического и биографического характера, отсылающих к эллинистической и позднеантичной образованности. Электронная версия словарной статьи подготовлена: Тесля А.А.
"Отец истории"Геродот - древнегреческий историк, прозванный "отцом истории". Один из первых географов и ученых-путешественников. На основании виденного и расспросных сведений дал первое общее описание известного тогда мира. Для написания своей знаменитой "Истории", как предполагается, объехал почти все известные страны своего времени: Грецию, Южную Италию, Малую Азию, Египет, Вавилонию, Персию, посетил большинство островов Средиземного моря, побывал на Черном море, в Крыму (вплоть до Херсонеса) и в стране скифов. Автор сочинений, посвященных описанию греко-персидских войн с изложением истории государства Ахеменидов, Египта и др.; дал первое описание жизни и быта скифов. Геродот родился около 484 года до нашей эры в малоазиатском городе Галикарнасе. Он происходил из богатой и знатной семьи, имевшей обширные торговые связи. В 464 году Геродот отправился в путешествие первоначальной целью которого был сбор точных сведений о греко-персидских войнах. Результатом же явилось еще и обширное исследование о народах, о которых греки в то время еще мало что знали, предварявшее историю греко-персидских войн. Удалось восстановить маршруты путешествий Геродота. Он поднялся вверх по Нилу до Элефантины (Ассуана), крайней границы Древнего Египта, проходившей вблизи от первого порога. На востоке он достиг Вавилона, отстоящего от Эгейского моря на две тысячи километров, возможно даже, что он добрался до Суз, однако это лишь предположение. На севере Геродот, возможно, посетил греческие колонии, основанные на Черноморском побережье, на территории современной Украины. На западе он побывал в Южной Италии, где принимал участие в основании греческой колонии. Также посетил нынешнюю Киренаику и нынешнюю Триполитанию. Так как целью его путешествия были события, связанные с греко-персидскими войнами, он стремился посетить районы, где происходили боевые действия, чтобы получить на месте все необходимые ему подробности. Эту часть своей истории Геродот начинает с описания нравов и обычаев персов. Они, в отличие от других народов, не придавали своим богам человеческой формы, не воздвигали в их честь ни храмов, ни жертвенников, исполняя религиозные обряды на вершинах гор. Они питают отвращение к мясу, любовь к фруктам и пристрастие к вину; любят удовольствия. Персы проявляют интерес к чужестранным обычаям, ценят воинскую доблесть, серьезно относятся к воспитанию детей, уважают право на жизнь всякого, даже раба. Они терпеть не могут лжи и долгов, презирают прокаженных. Заболевание проказой служит для персов доказательством, что "несчастный согрешил против Солнца". Геродоту принадлежит первое дошедшее до нас описание Скифии и народов, населяющих ее, главным образом по расспросам сведущих лиц из числа греческих колонистов (нет доказательств, что Геродот побывал в крымских и приазовских городах). Характеристику скифских рек Геродот начинает с Истра (Дуная), который "течет через всю Европу, начинаясь в земле кельтов". Он считает Истр величайшей из известных рек, к тому же всегда полноводной, летом и зимой. После Истра наибольшая река - Борисфен (Днепр). Геродот правильно указывает, что течет она с севера, но ничего не говорит о днепровских порогах, следовательно, не знает о них. "Близ моря Борисфен - уже мощная река. Здесь к нему присоединяется Гипанис [Южный Буг], впадающий в один и тот же [Днепровский] лиман". В своих описаниях Геродот пересказывает много мифов о происхождении скифского народа; в которых большая роль отводится Геркулесу. Описание Скифии он заканчивает рассказом о браках скифов с воинственными женщинами из племени амазонок, чем и можно, по его мнению, объяснить скифский обычай, состоящий в том, что девушка не может выйти замуж, пока не убьет врага. Геродот располагал сведениями о западных берегах Черного моря от устья Днестра до Босфора и большей части побережья Балканского полуострова. Путешествия Геродота охватили и Северо-Восточную Африку: он побывал в Кирене. Его описание этой части материка - смесь опросных сведений и личных впечатлений - первая характеристика рельефа и гидрографии Древнего Египта и территорий к западу от него. В экзотической фауне его интересует отчасти странность внешнего вида и поведения животных, но еще больше характер связей, которые возникли между человеком и животными. Эта взаимосвязь в Египте гораздо теснее, чем в Греции, и налагает на человека необычные обязательства. Геродот задумывается над "договором", заключенным египтянином с кошкой, ибисом и крокодилом, и его исследования позволяют ему сделать поразительные открытия не в отношении животного, а в отношении человека. Путешественник с удовольствием собирает сведения о диковинных обрядах. Его картина Египта, какой бы чудесной или неполной она ни была, все же в основном подтверждается современными историками или, во всяком случае, считается ими правдоподобной. Вернувшись еще молодым человеком на свою родину, в Галикарнас, путешественник принял участие в народном движении против тирана Лигдамиса и содействовал его свержению. В 444 году до нашей эры Геродот присутствовал на Панафинейских празднествах и прочитал там отрывки из описания своих путешествий, вызвав всеобщий восторг. Под конец своей жизни он удалился в Италию, в Туриум, где прожил остаток своих дней, оставив о себе славу знаменитого путешественника и еще более знаменитого историка.
Важным этапом в развитии исторической науки в V в. до н. э. явился труд Геродота Галикарнасского, получившего в античной традиции почетное прозвище «отца истории». Геродот родился около 484 года в городе Галикарнасе, на побережье Малой Азии. Покинув родину, он долгое время жил в Афинах, где находился в близком общении с кружком ученых и писателей, собиравшихся вокруг Перикла. Геродот много путешествовал; он посетил страны Ближнего Востока, берега Чёрного моря, жил в Великой Греции. Его труд (позднее разделенный на 9 книг, по числу муз) имел своей основной целью дать изложение истории греко-персидских войн. Что касается первых четырёх книг, то они в основном посвящены истории Востока: 1-я и 3-я — Ассирии, Вавилону и Персии, 2-я — Египту, 4-я — Скифии. Эти книги являлись как бы введением к основной части труда и должны были осветить историю взаимоотношений между греками и «варварами» в период, предшествовавший греко-персидским войнам. Любознательный путешественник, внимательный наблюдатель, Геродот постарался добросовестно передать то, что он видел и слышал во время своих странствий. Сочинение его содержит большое количество географических, этнографических и естественнонаучных сведений. В частности, 4-я книга является ценным источником наших знаний о скифах, населявших территорию нынешней Южной Украины. Объездив страны Востока и восточную половину Средиземного моря, Геродот довольно правильно представлял себе эти районы. В его труде уже наметилось ставшее позднее традиционным деление на три части света: Европу, Ливию (Африку) и Азию. Восточных языков Геродот не знал, поэтому для получения сведений ему приходилось прибегать к переводчикам, а документальные источники (например, хроники) остались ему недоступны. Несмотря на то, что Геродот стремился доказать справедливость войны, которую греки (и прежде всего афиняне) вели против персов, великий историк был чужд односторонности. По его собственным словам, главную цель своего труда он видел в том, чтобы «от времени не изгладились в нашей памяти деяния людей, а также, чтобы не были бесславно забыты огромные и удивления достойные сооружения, возведённые частью эллинами, частью варварами». Он сумел отдать должное культуре Персии и Египта, с восхищением рассказывал, например, о таких технических достижениях персов, как государственные дороги. В своём труде Геродот руководствовался принципом: передавать то, что говорят, но не всему верить. В некоторых отношениях Геродот сохранил связь с приёмами работы логографов. В первых книгах его труда вкраплено много отдельных эпизодов, носящих характер законченных новелл. Но в отличие от более ранних авторов, вплетавших подобные рассказы в основную ткань своего изложения как её органическую часть, он с большим чувством такта подчёркивал их самостоятельность; это нашло своё выражение и в особенностях стиля, и в легендарно-сказочной трактовке содержания. Не особенно веря в эти легенды, Геродот воспользовался ими как художественным средством, чтобы оживить своё изложение, придать ему яркость и занимательность. Впрочем, Геродот ещё не мог вполне отрешиться от веры в чудеса, приметы, предсказания оракулов и т. д. Его философия истории построена на убеждении в том, что боги завидуют людям и судьба преследует тех, кто достиг слишком большого счастья. Всемирная история. Том II. М., 1956, с. 90.
Далее читайте:Историки (биографический указатель). Исторические лица Греции (биографический справочник). Греция, Эллада, южная часть Балканского полуострова, одна из наиболее важных исторических стран древности.
|
|
ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ |
|
ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,Редактор Вячеслав РумянцевПри цитировании давайте ссылку на ХРОНОС |