Гердер Иоганн Готфрид |
|
1744-1803 |
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ |
XPOHOCВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТФОРУМ ХРОНОСАНОВОСТИ ХРОНОСАБИБЛИОТЕКА ХРОНОСАИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИБИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫСТРАНЫ И ГОСУДАРСТВАЭТНОНИМЫРЕЛИГИИ МИРАСТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫМЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯКАРТА САЙТААВТОРЫ ХРОНОСАРодственные проекты:РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙДОКУМЕНТЫ XX ВЕКАИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯПРАВИТЕЛИ МИРАВОЙНА 1812 ГОДАПЕРВАЯ МИРОВАЯСЛАВЯНСТВОЭТНОЦИКЛОПЕДИЯАПСУАРАРУССКОЕ ПОЛЕ |
Иоганн Готфрид Гердер
Гердер (Herder) Иоганн Готфрид (25.8.1744, Морунген,— 18.12.1803, Веймар), немецкий философ-просветитель. С 1770 года генерал-суперинтендант в Веймаре. Программа просветитительско-философской деятельности Гердера была намечена в «Дневнике моего путешествия в 1769 году» («Journal meiner Reise in Jahre 1769», опубл. 1846). Гердер представляет новый этап просветительства в Германии, он отказывается от одностороннего рационализма, свойственного ещё Лессингу, подчеркивает роль чувства в человеческой личности, а в связи с этим — многообразие творческих проявлений человека и различных народов. Уже в начале 70-х годов Гердер становится одним из наиболее влиятельных мыслителей Германии, главным вдохновителем движения «Бури и натиска», оказавшим воздействие на Гёте. Эта роль Гердера стала возможна благодаря усвоению им английской сенсуалистической философии и эстетики 18 века и идей Гамана, главного философского учителя Гердера. В многочисленных работах Гердер сумел синтезировать многогранные естественнонаучные и философские искания 18 века; склонный не к систематическому изложению, но к вдохновенной рапсодии, Гердер сумел в отчётливой и доступной форме сформулировать идею органического развития мира, прослеживая её и в неживой, и в живой природе, в жизни общества и в человеческой истории, как бы на разных уровнях единого мирового организма. В трактате «Исследование о происхождении языка» (1772, рус. пер. «Начало языка. Исследования о происхождении языка», в. 1, 1906) Гердер впервые выразил принцип своего мировоззрения, преодолевавшего теологическую картину истории: язык, по Гердеру,— создание человеческого разума. После фрагментарной работы «И ещё одна философия истории человечества» («Auch eine Philosophie der Geschichte zur Bildung der Menschheit», 1774) Гердер создаёт монументальные «Идеи к философии истории человечества» (Т11—4, 1784—91, рус. пер. 1977), где изложение начинается с картины постепенного формирования Земли и завершается очерком исторического развития человечества. Продолжением «Идей» явились «Письма для поощрения гуманности» («Briefe zur Beförderung der Humanität», Bd 1—10, 1793—97). Поздний Гердер вёл острую полемику против Канта («Метакритика критики чистого разума» — «Metakritik zur Kritik der reinen Vernunft», 1799, «Каллигона» — «Kalligone», T 1 1—3, 1800, посвящённая критике кантовской эстетики), в которой высказал ряд материалистических идей. Проведённая Гердерем идея становления и развития мира как органического целого, равно как его философия культуры во многом определили последующее развитие всей немецкой философской мысли. Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983. Сочинения: Sämtliche Werke, hrsg. v. B. Suphan, Bd 1— 33,1877—1913; Werke, Bd 1—5, B.— Weimar, 1978; в рус. пер.— ИзОр. соч., M,—Л., 1959. Литература: Гаим Р., Г., его жизнь и соч., пер. с нем., т. 1—2, М., 1888; Г у л ы г а А. В., Г., М., 1975'; KantzenbachF. W., J. G. Herder in Seibstzeugnissen und Biiddokumenten, Reinbek bei Hamb., 1970. Вернуться на главную страницу Гердера
|
|
ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ |
|
ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,Редактор Вячеслав РумянцевПри цитировании давайте ссылку на ХРОНОС |