Гербарт Иоганн Фридрих |
|
1776-1841 |
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ |
XPOHOCВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТФОРУМ ХРОНОСАНОВОСТИ ХРОНОСАБИБЛИОТЕКА ХРОНОСАИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИБИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫСТРАНЫ И ГОСУДАРСТВАЭТНОНИМЫРЕЛИГИИ МИРАСТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫМЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯКАРТА САЙТААВТОРЫ ХРОНОСАРодственные проекты:РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙДОКУМЕНТЫ XX ВЕКАИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯПРАВИТЕЛИ МИРАВОЙНА 1812 ГОДАПЕРВАЯ МИРОВАЯСЛАВЯНСТВОЭТНОЦИКЛОПЕДИЯАПСУАРАРУССКОЕ ПОЛЕ |
Иоганн Фридрих Гербарт
Гербарт (Herbart) Иоганн Фридрих (1776-1841) — немецкий философ, психолог и педагог, основоположник эмпирической психологии в Германии. Биография. Профессор Геттингенского (с 1805 и с 1833 г.), Кенигсбергского (с 1809 по 1833 г.) университетов. Исследования. Выступая против теории способностей X. Вольфа, считал, что душевная жизнь — это единая связанная целостность и ее нельзя делить на отдельные функции. В качестве элементов сознания И. Ф. Гербарт рассматривал представления. Представления — это сложные образы восприятия, которые возникают под влиянием внешних объектов. Они имеют, кроме качественных, также и количественные характеристики, к которым относится сила (ясность) представления. Объясняя статику и динамику представлений, говорил о необходимости применения математики, поскольку представления — по критерию степени ясности — могут быть истолкованы как силовые величины. По его мнению, в сознании — по критерию степени ясности представлений — можно выделить три области: ясного сознания, «просто» сознания и бессознательного, между которыми существуют переходы («пороги»). Так, возможен переход представлений из бессознательного в сознание за счет силы самого представления и количества связей данного представления с прошлым опытом (нри условии отсутствия препятствий при переходе представления в сознание), а также — обратный переход представления в область бессознательного, получивший название «вытеснения». В частности, из-за того что объем ясного сознания ограничен, то попадает в него только такое представление, которое обладает достаточной интенсивностью. Попадающее в со-знание представление может вытеснять из него присутствовавшее в нем ранее, тем более если оно имело противоположное содержание. При родственности же содержания представлений они могут объединяться в одно. Применение этих идей в области педагогики привело его к критике учения о способностях как первичных, ни из чего не выводимых свойствах души, и к выдвижению тезиса о необходимости изучения естественной истории развития психики. Педагог — при управлении процессом обучения ребенка — должен целенаправленно сформировать у него способность держать в центре внимания необходимое содержание с помощью создания «апперцептивной массы» представлений. В процессе учения им выделялись следующие ступени: ступень ясности (выделение ключевых моментов и углубление в изучаемом материале); ступень ассоциаций (связывание нового материала со старым); ступень системы (поиск выводов, закономерностей на основе новых материалов); ступень метода (применение знаний к новым фактам и явлениям). В области эстетики считал основой эстетического чувства удовольствие, которое вызывается самой формой и со-отношением форм (пропорцией). Кондаков И.М. Психология. Иллюстрированный словарь. // И.М. Кондаков. – 2-е изд. доп. И перераб. – СПб., 2007, с. 131. Вернуться на главную страницу Гербарта
|
|
ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ |
|
ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,Редактор Вячеслав РумянцевПри цитировании давайте ссылку на ХРОНОС |