Геннадий Новгородский
       > НА ГЛАВНУЮ > БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ > УКАЗАТЕЛЬ Г >

ссылка на XPOHOC

Геннадий Новгородский

?-1506

БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
ФОРУМ ХРОНОСА
НОВОСТИ ХРОНОСА
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ
1937-й и другие годы

Геннадий Новгородский

Геннадий Новгородский, архиепископ (ск. 4.12.1506), происходил из боярской семьи Гонзовых, но светской карьере предпочел иноческую жизнь, которую начал в Валаамском монастыре под руководством прп. Савватия Соловецкого. Вскоре он становится архимандритом Московского Чудова монастыря, а затем посвящается в архиепископа Новгородского. В это время в Новгороде, а затем в Москве иудейскими проповедниками стало распространяться тайное учение, получившее наименование “ереси жидовствующих”. Оно искажало основы Православия и грозило изменить весь ход истории Русской Церкви и государства. Дело доходило до прямого осквернения святынь. Тяжелую двадцатилетнюю борьбу с еретиками, успевшими получить некоторую поддержку при великокняжеском дворе, возглавил архиеп. Геннадий, совместно с известным государственным и церковным деятелем прп. Иосифом Волоцким. Ересь была низложена, но клевета — любимое оружие диавола — преследует память исповедников вплоть до наших дней. Противодействуя случайному, а часто и намеренному искажению библейских книг, которые на Руси переписывались отдельными частями, свт. Геннадий взял на себя огромный труд — свести их в отдельный свод. И вот в 1499 вышел первый полный свод Священного Писания на славянском языке, названный Геннадиевской Библией. С именем свт. Геннадия связаны и создание “Четвертой Новгородской летописи”, и первое уставное указание о почитании русских подвижников, и составление пасхалии “на осьмую тысячу лет” (от Сотворения мира), появление которой пресекло злонамеренные слухи о скором конце света.

Память свт. Геннадию отмечается 4/17 декабря.

Русское небо


Геннадий (? - 1505) - рус. церк. и политич. деятель, сторонник «воинствующей церкви». В 1470-x гг. - архимандрит московского Чудова монастыря. Назначенный в 1484 новг. архиепископам, Геннадий должен был стать проводником великокняж. политики в недавно присоединённом к Моск. гос-ву Новгороде Великом. Но вскоре у Геннадия и вел. кн. Ивана III Васильевича обнаружились серьёзные противоречия из-за земельных владений архиепископ. кафедры. Вместе с Иосифом Волоцким боролся против ересей и жестоко расправлялся с еретиками. Публицистич. деятельность литератур. кружка, организованного Геннадием, была непосредственно связана с борьбой против еретиком. Смущённый «простатой» своих сподвижников и образованностью вольнодумцев, Геннадий выступил за создание училищ для духовенства и распространял церк.-полемич. литературу. При дворе Геннадию было написано «Слово кратко» в защиту церк. имущества - наиболее яркий памятник публицистики воинствующих церковников, составлен первый в России полный библейский кодекс - «Геннадиевская библия» (1499). В 1504 Г. и его сподвижникам удалось добиться полного осуждения еретиков, но сам Г. по воле вел. князя был смещен с архиепископ, кафедры за нарушение постановления собора (1503) об отмене поборов при назначении на церк.-иерархические должности. Он был лишён епархии и заключён в Чудовом монастыре. Умер в опале.

Использованы материалы из кн.: Богуславский В.В., Бурминов В.В. Русь рюриковичей. Иллюстрированный исторический словарь.


Лист из Геннадиевской Библии.

Геннадий (ум. 1505) - русский церковный и политический деятель, сторонник «воинствующей церкви». В 1470-х годах архимандрит московского Чудова монастыря. Назначенный в 1484 году новгородским архиепископом, Геннадий должен был стать проводником великокняжеской политики в недавно присоединенном Новгороде. Но вскоре у Геннадия и великого князя Ивана III обнаружились серьезные противоречия из-за земельных владений архиепископской кафедры. Вместе с Иосифом Волоцким Геннадий боролся против новгородско-московской ереси («жидовствующих») и жестоко расправлялся с еретиками. Под влиянием Геннадия церковные соборы 1488, 1490 годов осудили еретиков (см. Ереси). Публицистическая деятельность литературного кружка, организованного Геннадием, была непосредственно связана с борьбой против еретиков. Смущенный «простотой» своих сподвижников и образованностью вольнодумцев, Геннадий выступал за создание училищ для духовенства и распространял церковно-полемическую и астрономическую литературу, которой пользовались еретики. При дворе Геннадия было написано «Слово кратко» в защиту церковных имуществ, наиболее яркий памятник публицистики воинственных церковников, и составлен первый в России полный библейский кодекс – «Геннадиевская библия» (1499). В 1504 году Геннадию и его сподвижникам удалось добиться полного осуждения еретиков, но сам Геннадий по воле великого князя был смещен с архиепископской кафедры за нарушение постановления собора 1503 года об отмене поборов при назначении на церковно-иерархические должности. Умер в опале.

Я. С. Лурье. Ленинград.

Советская историческая энциклопедия. В 16 томах. — М.: Советская энциклопедия. 1973—1982. Том 4. ГААГА - ДВИН. 1963.

Литература:

«Слово кратко» в защиту монастырских имуществ, "ЧОИДР", 1902, кн. 2, отд. 2; Седельников А. Д., Очерки католического влияния в Новгороде в кон. XV - нач. XVI в., "Докл. АН СССР", 1920. сер. В., No 1; Казакова Н. А. и Лурье Я. С., Антифеодальные еретические движения на Руси XIV - нач. XVI в., М.-Л., 1955 (Прилож. No 12, 13, 16, 18, 19 - послания Геннадия); Лурье Я. С., Идеологическая борьба в русской публицистике конца XV - начала XVI в., М.-Л., 1960.


Геннадий Новгородский свт., архиепископ (ск. 4.12.1506), происходил из боярской семьи Гонзовых, но светской карьере предпочел иноческую жизнь, которую начал в Валаамском монастыре под руководством прп. Савватия Соловецкого. Вскоре он становится архимандритом Московского Чудова монастыря, а затем посвящается в архиепископа Новгородского. В это время в Новгороде, а затем в Москве иудейскими проповедниками стало распространяться тайное учение, получившее наименование «ереси жидовствующих». Оно искажало основы Православия и грозило изменить весь ход истории Русской церкви и государства.

Тяжелую 20-летнюю борьбу с еретиками, успевшими получить некоторую поддержку при великокняжеском дворе, возглавил архиеп. Геннадий, совместно с др. русскими свв. Иосифом Волоцким и Нилом Сорским.

Прежде всего были пересмотрены церковные книги, и из них изъято все чуждое русской православной традиции, ликвидированы иудейские синагогальные тексты, все сомнительные места, которыми еретики прельщали православных священников. По инициативе и под редакцией архиеп. Геннадия была полностью переведена Библия, точнее, все книги Ветхого Завета. До этого их полного перевода не было не только у русских, но и у др. славянских народов. Полный свод переведенных священных текстов составил Геннадиевскую Библию (1499). Этот перевод окончательно обезоруживал еретиков, которым в своих аргументах против христианства оставалось прибегать только к открытому обману.

Архиеп. Геннадий организовал также перевод полемических сочинений, в которых представлялось систематическое опровержение иудейских сект. Были переведены сочинения магистра Николая Делира «чина меньших феологии преследователя, прекраснейшие стязания, иудейское безверие в Православной вере похуляюще»; сочинение «учителя Самоила Еврейна на Богоотметные жидове, обличительно пророческими речьми»; сочинение Иакова Жидовина «Вера и противление крестившихся иудей в Африкии и Карфагене».

В 1504 свт. Геннадию и его сподвижникам удалось добиться полного осуждения еретиков. С именем свт. Геннадия связаны и создание «Четвертой Новгородской летописи», и первое уставное указание о почитании русских подвижников, и составление пасхалии «на осьмую тысячу лет» (от Сотворения мира), появление которой пресекло злонамеренные слухи о скором конце света.

Смущенный «простотой» своих сподвижников, свт. Геннадий выступил за создание училищ для духовенства.

При дворе свт. Геннадием было написано «Слово кратко» в защиту церковной собственности, позволяющей церкви вести просветительскую и благотворительную работу.

Деятельность свт. Геннадия вызывала злобу тайных врагов Православия при дворе. Их интригами святой был смещен с архиепископской кафедры и заключен в Чудовом монастыре.

Память свт. Геннадию отмечается 4/17 дек.

О. П.

+ + +

Геннадий Новгородский свт., архиепископ (?–4.12.1506), происходил из боярской семьи Гонзовых, но светской карьере предпочел иноческую жизнь, которую начал в Валаамском монастыре под руководством прп. Са-

ватия Соловецкого. Вскоре он становится архимандритом Московского Чудова монастыря, а затем посвящается в архиепископа Новгородского. В это время в Новгороде, а затем в Москве иудейскими проповедниками стало распространяться тайное учение, получившее наименование «ереси жидовствующих». Оно искажало основы Православия и грозило изменить весь ход истории Русской церкви и государства.

Тяжелую 20-летнюю борьбу с еретиками, успевшими получить некоторую поддержку при великокняжеском дворе, возглавил архиеп. Геннадий, совместно с др. великими русскими святыми Иосифом Волоцким и Нилом Сорским.

Прежде всего были пересмотрены церковные книги, и из них изъято все чуждое русской православной традиции, ликвидированы иудейские синагогальные тексты, все сомнительные места, которыми еретики прельщали православных священников. По инициативе и под редакцией архиеп. Геннадия была полностью переведена Библия, точнее, все книги Ветхого Завета. До этого их полного перевода не было не только у русских, но и у др. славянских народов. Полный свод переведенных священных текстов составил Геннадиевскую Библию (1499). Этот перевод окончательно обезоруживал еретиков, которым в своих аргументах против христианства оставалось прибегать только к открытому обману.

Архиеп. Геннадий организовал также перевод полемических сочинений, в которых представлялось систематическое опровержение иудейских сект. Были переведены сочинения магистра Николая Делира «чина меньших феологии преследователя, прекраснейшие стязания, иудейское безверие в Православной вере похуляюще»; сочинение «учителя Самоила Еврейна на Богоотметные жидове, обличительно пророческими речьми»; сочинение Иакова Жидовина «Вера и противление крестившихся иудей в Африкии и Карфагене».

В 1504 свт. Геннадию и его сподвижникам удалось добиться полного осуждения еретиков. С именем свт. Геннадия связаны и создание «Четвертой Новгородской летописи», и первое уставное указание о почитании русских подвижников, и составление пасхали «на осьмую тысячу лет» (от сотворения мира), появление которой пресекло злонамеренные слухи о скором конце света.

Свидетельством осмысления русскими книжниками возможного в 1492 конца света, прорицаемого некоторыми христианскими богословами, стало «Послание» Геннадия Новгородского Иоасафу Ростовскому. «Послание» написано в 1489, сохранилось в единственном списке. В нем Геннадий излагает не только обвинения против еретиков, но и некоторые важные положения самих еретических учений. А одним из главных положений оказывается сомнение еретиков в том, что в 1492, по окончании седьмого тысячелетия от сотворения мира, наступит конец света. Проблемой конца седьмой тысячи лет архиеп. Геннадий интересовался и ранее. В послании Димитрия Траханиота новгородскому владыке, датируемом сент. 1488 — мартом 1489, воспроизводится вопрос Геннадия: «Како седми тысущь лета приходят, а знамения съвръшения не явись никоторое?» Следовательно, новгородский архиепископ уже тогда задумался над проблемой приближения конца времен и не мог понять, почему Господь не предупреждает человечество Своими знамениями.

По сути дела, рассуждение о возможном конце света является главной темой и всего «Послания Иоасафу». Архиеп. Геннадий пытается понять основания «сомнений» еретиков и в то же время дать собственный ответ на вопрос о ближайших судьбах мира и человечества.

Ответы Геннадий ищет в Библии, в святоотеческой и др. христианской литературе. Он не может воспринимать пророчество о конце света просто на веру, а пытается серьезно разобраться в этом вопросе. Поэтому он просит своего адресата, бывшего Ростовского епископа Иоасафа, прислать ему книги. Из Библии его интересуют книги Бытия, Царств, книги Пророков, Притчи Соломона, книга Иисуса Сираха. Кроме того, он разыскивает труды Афанасия Александрийского против ариан и сочинение болгарского писателя X в. Козьмы против ереси богомилов, послание патриарха Фотия (IX в.) и житие римского папы Сильвестра I (IV в.), сочинения Дионисия Ареопагита. Внимательно изучает он и еретические сочинения, в частности «Шестокрыл» — еврейское астрологическое сочинение, состоящее из таблиц для определения лунных фаз и затмений. Именно в «Шестокрыле» Геннадий находит объяснения «сомнений» еретиков — их сомнения основываются на иудейском летосчислении. Дело в том, что в византийском и древнерусском календарях дата сотворения мира определялась как 5500 или 5508 до Р. Х. А в иудейском лунном календаре — как 3761 до Р. Х. и, следовательно, до конца света было еще почти два тысячелетия. Глубокое изучение вопроса поселяет сомнение в душе самого архиеп. Геннадия: «А Еуангелие кончины не явлено, когда будеть». Более того, ему представляется, что чисто математическое решение этой важнейшей эсхатологической проблемы неверно в принципе. Ведь Промысел Божий неподвластен человеческому разуму, и рассчитать с уверенностью Божии деяния никто не в силах. Именно поэтому несколько раз повторяет Геннадий слова Григория Богослова о том, что конца мира нужно ждать во всякий час: «А по Богуслову, и намъ на всякъ часъ ждати сканчаниа». Архиеп. Геннадий понимает — если конец света не состоится, то это будет сильный удар по всему христианскому богословию и придется выдержать великое борение, ибо если окончатся годы пасхалии, а Бог еще продлит жизнь мира, то это прибавит дерзости еретикам: «Ино надобе о том подвигъ великъ дръжати, егда скончаются лета, а животом еще прибавитъ Богъ миръ. Ино то еретикомъ, жидовьскаа мудрьствующимь, будеть дрезость, а христианству будеть спона велика».

Смущенный «простотой» своих сподвижников, свт. Геннадий выступил за создание училищ для духовенства.

При дворе свт. Геннадием было написано «Слово кратко» в защиту церковной собственности, позволяющей Церкви вести просветительскую и благотворительную работу.

Деятельность свт. Геннадия вызывала злобу тайных врагов Православия при дворе. Их интригами святой был смещен с архиепископской кафедры и заключен в Чудовом монастыре.

Память свт. Геннадию отмечается 4/17 дек.

О. П., С. П.

Использованы материалы сайта Большая энциклопедия русского народа.


Сочинения:

Послание к волоцкому князю Борису Васильевичу; Грамота соборному духовенству о пасхалии // РИБ. Т. 6. СПб., 1908; Послание епископу Прохору Сарскому; Послание Никифору Суздальскому; Послание Иоасафу, бывшему архиепископу Ростовскому; Послание митрополиту Зосиме; Послание собору епископов; Послание неизвестному // Казакова Н. А., Лурье Я. С. Антифеодальные еретические движения на Руси XIV — н. XVI в. М.—Л., 1955.Лит.: О ереси жидовствующих // ЧОИДР. 1902. Т. 3; Прохоров Г. М. Прения Григория Паламы «с хионы и турки» и проблема «жидовская мудрствующих» // Тр. отдела древнерусской литературы. Т. 27. Л., 1972; Грандицкий П. Геннадий, архиепископ Новгородский // Православное обозрение. 1880. № 12.

 

 

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ



ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС