Гегель Георг Вильгельм Фридрих
       > НА ГЛАВНУЮ > БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ > УКАЗАТЕЛЬ Г >

ссылка на XPOHOC

Гегель Георг Вильгельм Фридрих

1780-1831

БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
ФОРУМ ХРОНОСА
НОВОСТИ ХРОНОСА
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ
1937-й и другие годы

Георг Вильгельм Фридрих Гегель

Гегель на кафедре.

Гегель в России

ГЕГЕЛЬ В РОССИИ. Наивысший уровень интереса к гегелевской философии относится к 30-40-м годам XIX века. Одним из первых упоминаний о Гегеле как о «знаменитейшем муже» современной философии, вышедшем из Шеллинговой школы (известно, что интерес ко взглядам Шеллинга приходится на 10-20-е годы), была ссылка Галича в «Истории философских систем» (Спб., 1810). Особенно высоко была им оценена гегелевская «Наука логики». В 1821 году в журнале «Благонамеренный» (орган Вольного общества любителей российской словесности) высказывалась критика в адрес философских обзоров «Вестника Европы», завершающихся Кантом в не воздающих должной оценки философским учениям Фихте, Шеллинга и Гегеля. Очень близкую точку зрения с высокой оценкой Шеллинга, Окена и Гегеля высказал в своем журнале «Мнемозина» Одоевский. Определенную роль в истории пропаганды «гегелизма» сыграл «Телескоп» Надеждина, но наибольшее значение имел «Московский наблюдатель», который поставил перед собой задачу освещения всех сторон русской общественной жизни и литературы с точки зрения гегелевской философии. Среди солидных публикаций о ней в русских журналах обращают на себя внимание исследования Редкина «Обозрение гегелевской логики» (Москвитянин. 1841. Ч. 4. № 8), «Взгляд на философию Гегеля» (Православное обозрение. 1861. Т. 1), а также его 7-томный труд «Из лекций по истории философии права в связи с историей философии вообще» (Спб., 1889-1891), содержащий обширный текстологический и аналитический материал о философии Гегеля. Заметную роль в распространении гегелевских идей сыграл Белинский и журнал «Современник», на страницах которого появилась первая русская публикация Гегеля - «Гимназические речи». Центрами изучения гегелевской философии стали кружки Станкевича (после отъезда Станкевича за границу его возглавил М. А. Бакунин) и Герцена - Огарева. Следует отметить, что философская переписка Герцена и Огарева по своей глубине и содержательности является одной из ярчайших страниц русского гегельянства. Тема гегелевской философии была центральной также в философско-литературных салонах Павловых, Елагиной, Чаадаева. Именно в этих кружках и салонах произошло разделение представителей русской мысли на славянофилов и западников, которое в самом общем плане соответствовало установившейся поляризации между приверженцами шеллингианской и гегелевской системам. Конечно, подобные градации очень условны и очерчивают лишь самую общую границу философских тенденций. Период 30-40-х годов не фиксирует рамок русского гегельянства, а характеризует только время общего интереса к гегелевской философии, который, перестав быть таковым, сохранился на протяжении всего XIX века и с определенными интервалами возрождался и затихал в XX веке. Определенный интерес к гегелевскому учению, положительный или отрицательный, испытали почти все течения русской мысли XIX и XX веков. Например, философские симпатии ведущих теоретиков почвенничества разделились традиционным образом - шеллингианская основа «органической критики» Григорьева и консервативное гегельянство Страхова, В России всегда был велик интерес не только к философии самого Гегеля, но и к историческим судьбам его школы. Особенную известность в России имели соч. т. наз. левых гегельянцев. Русские критики гегельянства неоднократно подчеркивали, что следование шаг за шагом букве философской системы Гегеля неизбежно приведет к материализму и атеизму. Возможно, что такой ход мысли объясняет интерес к учению Гегеля со стороны представителей русского философского материализма. Особенно тщательную проработку в историко-философской литературе получила тема «Гегель и Чернышевский». Автор «Эстетического отношения искусства к действительности», «Что делать?» и «Полемических красот» был страстным критиком философского идеализма, в т. ч. и системы абсолютного идеализма Г., завещав борьбу за чистоту материалистического миросозерцания таким своим последователям, как Антонович, который в работе «О гегелевской философии» (Спб., 1861) в определенной мере превзошел своего учителя, упростив и вульгаризировав ряд проблем гегелевской философии. Как ни странно, устойчивый интерес к гегелевской философии в XIX веке не сопровождался активной публикацией переводов его трудов. Помимо вышеупомянутых «Гимназических речей» были переведены лишь: «Курс эстетики, или Наука изящного» (Т. 1-3. М., 1859- 1860), «Энциклопедия философских наук в кратком очерке» (М., 1861-1864. Т. 1-3).

Значителен был интерес к гегелевской философии в среде духовно-академической и университетской философии. Изучение философии Гегеля было обязательным для историко-философских курсов академий и университетов. Так, большим поклонником гегелевской философии являлся Гогоцкий, выбравший в качестве темы докторской диссертации «Обозрение системы философии Гегеля» (Киев, 1860) и уделивший ей много места на страницах своего «Философского лексикона». О взглядах Гегеля немало писали в своих соч. такие представители духовно-академической философии, как Юркевич, Голубинский, Кудрявцев-Платонов. Видным гегельянцем во 2-й половине XIX века был Чичерин. Идеями гегелевской философии пронизаны его «Философия права» и «Курс государственной науки», в своих философских работах он развил и дополнил отдельные положения гегелевской системы. Ошибка Гегеля, по мнению Чичерина, состояла в том, что он «начинает с крайнего отвлечения, с понятия бытия, т. е. со второй части процесса» (Наука и религия. М., 1879. С. 72-73).

Точка зрения консервативного гегельянства была доминирующей почти во всех оценках Чичерина. Сложным и неоднозначным было отношение к Гегелю у В. С. Соловьева. Его общая антигегелевская установка сформировалась уже в магистерской диссертации «Кризис западной философии», в которой Гегель и его философская система воспринималась как вершина западноевропейского рационализма. С другой стороны, статья Соловьева о Гегеле в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона свидетельствовала о том, что русский мыслитель понял и разобрался в гегелевской философии намного глубже и полнее многих из приверженцев и последователей немецкого философа. К русскому консервативному гегельянству часто относят Дебольского - автора таких сочинений, как «О диалектическом методе» (1872), «Логика Гегеля в ее историческом основании и значении» (1912). Однако основная его философская работа «Философия феноменального формализма» (1892-1895), построенная на обильном гегелевском материале, была уже преодолением гегельянства и переходом к кантианскому стилю философствования. Призыв О. Либмана «назад к Канту» вызвал в России широкий интерес к различным школам неокантианства и привел к ослаблению интереса к гегелевской философии. Метафизика всеединства Соловьева породила в России историко-философскую традицию создания самостоятельных учений о всеединстве Бога, мира и человека (Булгаков, Флоренский, Франк, Карсавин). Все вышеперечисленные мыслители, а также Бердяев, Е. Н. Трубецкой и многие другие в своих работах в той или иной форме дали критическую оценку гегелевской философии, подчеркивая в то же время высокую значимость этой философской системы и используя отдельные ее положения и выводы в собственных философских построениях. Критическое отношение к философскому учению Гегеля, связанное с возрождением интереса к философии Канта и к философским учениям таких неокантианцев, как Г. Коген, Г. Риккерт, П. Наторп, было отчасти прервано в 1910 году докладом В. Виндельбанда «Возрождение гегельянства» и его попыткой обосновать программу нового общеевропейского философского движения.

В России эта тенденция нашла свое отражение в докторской диссертации Новгородцева «Кант и Гегель в их учениях о праве и государстве» (1901), а также в сочинение последнего крупного исследователя Гегеля в России начала XX в. - И. А. Ильина. Его труд «Философия Гегеля как учение о конкретности Бога и человека» (1918. Т. 1-2) был лебединой песней русского идеалистического гегельянства. Именно его изложением и анализом завершился обзор Яковенко «История гегельянства в России» (Прага, 1938-1939, на нем. языке). Интерпретация гегелевского наследия в СССР осуществлялась в рамках марксистско-ленинской философии. Была создана огромная по объему традиция материалистического прочтения Гегеля с акцентом на его диалектическом методе. В конце 60-х годов XX века возникли и функционировали гегелевские кружки в Институте философии АН СССР под руководством Ильенкова и в Московском университете под руководством Д. И. Киреева. Особенно много публикаций о Гегеле появилось перед X Международным гегелевским конгрессом 1974 года, состоявшимся в Москве. Гегелеведение в постсоветской России поначалу характеризовалось некоторым спадом, в дальнейшем возрос интерес к его «Феноменология духа» (Ю. Р. Селиванов и др.). Продолжаются разработки в русле традиционного подхода (Мареев, В. Д. Рута и др.), возникают новые подходы: герменевтический (М. Ф. Быкова), структурный (А. Д. Власов, В. И. Коротких), синергетический (А. Е. Черезов) и др. 

А. И. Абрамов, В. Д. Рута

Русская философия. Энциклопедия. Изд. второе, доработанное и дополненное. Под общей редакцией М.А. Маслина. Сост. П.П. Апрышко, А.П. Поляков. – М., 2014, с. 127-128.

Литература: Гиляров-Платонов Н. П. Онтология Гегеля // Вопросы философии и психологии. 1891. Кн. 8; Чижевский Д. И. Гегель в России. Париж, 1939: Гегель и философия в России. М,, 1974; Систематический указатель литературы о Гегеле: Русская литература XIX - нач. XX века: Советская литература (1917-1974). М., 1974; Селиванов Ю. Р. Феноменология отчужденного духа. М., 1997; Рута В. Д. Развитие концепции доказательства в философии Гегеля. М., 2005.


Вернуться на главную Гегеля

 

 

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ



ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС