Гавриил (Петров) |
|
1730-1801 |
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ |
XPOHOCФОРУМ ХРОНОСАНОВОСТИ ХРОНОСАБИБЛИОТЕКА ХРОНОСАИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИБИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫСТРАНЫ И ГОСУДАРСТВАИСТОРИЧЕСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИЭТНОНИМЫРЕЛИГИИ МИРАСТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫМЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯКАРТА САЙТААВТОРЫ ХРОНОСА |
Гавриил (в миру Петров Пётр), митрополит Новгородский и С.-Петербургский (1783) (18.[29].05.1730—26.01.[7.02.]1801), один из столпов учёно-монашеской школы. В 1741—54 учился в Славяно-греко-латинской академии. В 1758 пострижен в монашество и утверждён ректором Троицкой лаврской семинарии. В 1761 произведён в архимандриты Заиконоспасского монастыря и назначен ректором Славяно-греко-латинской академии. С 1763 — епископ Тверской. С 1770 — архиепископ С.-Петербургский, а с 1775 — Новгородский. В 1796 стал первым из православного священства кавалером ордена св. Андрея Первозванного. В 1800 отошёл от управления епархией. Философско-богословское творчество Гавриила (Петрова) не было столь же обильным, как у Платона (Левшина), Евгения (Болховитинова) или Феофилакта (Горского) — оно склонялось к древнерусскому лаконизму. Тем не менее в нём нельзя не выделить «Толкование на все Соборные Апостольские послания» (кроме первого Петровского, изъяснённого Тихоном (Малининым), архиепископом Тверским) (1794), где Гавриил продемонстрировал целостный герменевтический (истолковательный) подход, равно включивший в себя как буквалистский, так и противоположный ему, анагогический уровень, продемонстрировал — с тем чтобы читатель Священного Писания не увлекался исключительно книжным знанием, а искал его акультурную первичную основу по примеру древнерусских людей в своём собственном опыте покаяния с его анагогической и нередко безмолвной нацеленностью на спасение (см.: Анагогия). С этой же далёкой от буквалистской и литературоцентричной учёности целью Гавриил издаёт несколько святоотеческих, аскетических сборников, среди которых выделяется огромный фолиант «Сборника поучений» (СПб, 1780), который по своему историческому и особенно конфессионально-практическому значению мало чем уступает известному «Добротолюбию», тоже, кстати, обязанному своим появлением на свет Гавриилу. Т. о., Новгородский и С.-Петербургский архипастырь сделал принципиальный акцент на внутренне покаянное и аскетическое освоение православного христианства, когда даже буква Священного Писания оставалась мёртвой без живого, непосредственного усвоения её в кающемся сердце читателя. Естественно, что такая акцентация определила настороженное, а нередко и враждебное отношение Гавриила к современной ему секулярной культуре с её ориентацией не на пробуждение покаяния, а наоборот — на обоснование его ненужности, поскольку «спастись» отныне читатель сможет при помощи той или иной «просвещённой» и «ясной» (из-за своей непротиворечивости) «истины», вернее, её элементарного абстрактного запоминания. Плоды «гуманистической» культуры показала России и всей Европе французская революция — Гавриил тогда только укрепился в своей антисекулярной правоте и стал ещё больше внимания уделять изданию святоотеческих, аскетических текстов. Более того, наряду с Платоном Гавриил инициировал повсеместное возрождение исихазма, сделав Александро-Невскую лавру одним из его средоточий. Под непосредственным руководством Новгородского и С.-Петербургского владыки оживают также Валаамский, Кирилло-Белозерский, Ферапонтов, Тихвинский и мн. др. монастыри, где утверждается строго общежитный, древнерусский устав и Православие постигается прежде всего кающимся сердцем, несущим за собой подлинное — Благодатное — просвещение: без всякой секулярной и идолопоклоннической привязки к безоглядно-абстрактным и литературоцентрическим «истинам». Подобный же крен Гавриил осуществил и при реформировании Александро-Невской семинарии, превратив её в третий образовательный центр учёно-монашеской школы (вслед за Славяно-греко-латинской академией и Троицкой лаврской семинарией митр. Платона [Левшина]). В лице Гавриила учёно-монашеская школа и в целом русская православная церковь получили наиболее последовательного выразителя святоотеческой и древнерусской традиции с её ориентацией на преимущественно исихастные пути к Богу, что органически совмещалось с по-святоотечески новыми формами противостояния усилившемуся при Екатерине II секуляризму. Калитин П. Использованы материалы сайта Большая энциклопедия русского народа - http://www.rusinst.ru Сочинения:Толкования на все Соборные послания; Правила общежития; Письма ко всем духовным и светским лицам // Вопреки веку Просвещения. М. 2000. Литература:Титлинов Б. В. Гавриил Петров, митрополит Новгородский и С.-Петербургский. Уч. записки Императорской Духовной академии. Вып. 5. Пг., 1916; Калитин П. В. Уравнение русской идеи. М., 2002. Здесь читайте:Сокращения (в том числе краткая расшифровка аббревиатур).
|
|
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ |
Проект ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,на следующих доменах:
|