Ганди Мохандас Карамчанд |
|
1869-1948 |
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ |
XPOHOCВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТФОРУМ ХРОНОСАНОВОСТИ ХРОНОСАБИБЛИОТЕКА ХРОНОСАИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИБИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫСТРАНЫ И ГОСУДАРСТВАЭТНОНИМЫРЕЛИГИИ МИРАСТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫМЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯКАРТА САЙТААВТОРЫ ХРОНОСАРодственные проекты:РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙДОКУМЕНТЫ XX ВЕКАИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯПРАВИТЕЛИ МИРАВОЙНА 1812 ГОДАПЕРВАЯ МИРОВАЯСЛАВЯНСТВОЭТНОЦИКЛОПЕДИЯАПСУАРАРУССКОЕ ПОЛЕ |
Ганди Мохандас Карамчанд
Ганди, Мохандас Карамчанд (1869—1948) — выдающийся политический, общественный деятель, лидер национально-освободительного движения. Родился в приморском городе Порбандар (Гуджарат), принадлежал к варне вайшьев, однако был исключен из касты за несовершение очистительных обрядов после возвращения из Англии, где провел студенческие годы, изучая юриспруденцию. В 1893 году отправился в Южную Африку, где в течение 21 года занимался адвокатской деятельностью и участвовал в борьбе за демократические права наемных рабочих, главным образом выходцев из Индии. В начале 1915 года возвратился в Индию, где первое время, по совету друзей, воздерживался от активной политической деятельности, но много ездил по Индии и знакомился с ее проблемами. Последующая жизнь Ганди тесно сливается с историей индийского национально-освободительного движения, фактическим вождем которого он остается до дня своей трагической гибели. 30 января 1948 года Ганди был убит в Дели Натхурамом Годзе, индусом-фанатиком, связанным с коммуналистской организацией Хинду Маха Сабха. Войдя в мировую историю как крупный политик, в Индии Ганди воспринимается скорее как духовный Учитель, наставник — недаром там его называют Махатма, т. е. Великая душа. Его жизнь — это постоянная борьба, но отнюдь не только с английскими колонизаторами и за освобождение Индии. Он боролся со всем, что угнетает и порабощает человека, за освобождение внутреннего божественного Я. И поэтому наиболее жестокую и непримиримую борьбу Ганди вел с самим собой, со своими страстями, желаниями, с действительными и мнимыми недостатками своего характера. Его отношение к себе воспроизводило в миниатюре (и в более бескомпромиссной форме) стремление Ганди реформировать сознание и жизнь человека вообще, распространявшееся, кстати сказать, не только на всех индийцев, но и на их британских «хозяев», а в перспективе — на весь род человеческий, на весь мир. По сути дела, весь мир, как и душа каждого человека, были для Ганди местом столкновения Божественной Истины и человеческой неправедности (к которой относились и личные пороки, и общественная несправедливость, и дискриминационные законы государства или обычаи общества). Союзником же Ганди был внутренний божественный глас в каждом человеке — будь то индус, мусульманин или их английский поработитель. К совести каждого и взывал Ганди в своих политических обращениях и морально-этических проповедях. Самооценки Ганди порой достаточно противоречивы. Он, например, считал себя реформатором, но вместе с тем и правоверным индусом. Но хотя он, несомненно, придерживался некоторых традиционных представлений, в целом его религиозные воззрения вряд ли могут быть определены как ортодоксальные. К тому же они демонстрируют довольно ощутимое влияние джайнизма и христианства, что уводит их еще дальше от ортодоксального индуизма. Важной чертой его религиозной доктрины явилась своеобразная детеологизация, т. е. подмена собственно религиозных идей расплывчатыми морально-этическими категориями. В учении Ганди «религия» означает извечный и универсальный закон, в соответствии с которым строится жизнь и деятельность человека. Закон этот включает признание ненасилия, поиски истины, готовность к самопожертвованию, осознание добрых и светлых потенций в себе и, что особенно существенно, в оппоненте, отсутствие злобы, гнева против него, борьбу с несправедливостью, но не с людьми, творящими ее, защиту всего живого, непричинение зла и пр. Терпимость к другим сочетается с беспощадной требовательностью к себе. Религия для Ганди — это служение людям. Понятие «бог» у Ганди несет прагматическое содержание — иногда это истина, иногда «закон, господствующий во всей жизни», а иногда атеизм атеиста. В любом случае это очень далеко от традиционного индуистского представления. Детеологизация убедительно иллюстрируется тем, что Ганди, выдвинувший сначала тезис «Бог есть истина», заменил его на «Истина есть бог» и считал это важнейшим из своих открытий. О реформаторском подходе Ганди к религии свидетельствует поливариантность толкования им традиционных установок. Многие положения, заимствованные из ортодоксального индуизма, применяются им в обычном значении, но одновременно получают расширительную интерпретацию. Так, принцип защиты коровы, о чем столь часто говорил и писал Ганди, расшифровывается и в старом и в новом смысле как нравственный долг человека защищать все живое. Борьба с неприкасаемостью и проповедь ненасилия — наиболее важные стороны его религтозного реформаторства. Эта проповедь приобрела в гандизме значение законченной догмы, в результате чего конкретное вероучение в немалой степени подменяется в данной системе «религией ненасилия». Последняя, по мнению ее создателя, с одной стороны, носит всеобщий характер и адресована всему человечеству, с другой — имеет определенную национальную окраску, что якобы обусловлено не объективной генетической связью гандизма с религиозно-философской традицией страны, а субъективными факторами. Иными словами, Ганди считал, что выдвигаемые им принципы знаменуют не столько фазу развития индийской общественной мысли (в том числе и религиозного реформаторства) — это казалось ему второстепенным, — сколько некий универсальный закон, одинаково проявляющий свое действие (хотя в различных формах) в любых исторических условиях. Р. Рыбаков Использованы материалы изд.: Индуизм. Джайнизм. Сикхизм: Словарь. — М.: Республика. М. Ф. Альбедиль, А. М. Дубянский. 1996. Вернуться на главную страницу Ганди
|
|
ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ |
|
ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,Редактор Вячеслав РумянцевПри цитировании давайте ссылку на ХРОНОС |