Ганди Мохандас Карамчанд
       > НА ГЛАВНУЮ > БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ > УКАЗАТЕЛЬ Г >

ссылка на XPOHOC

Ганди Мохандас Карамчанд

1869-1948

БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
ФОРУМ ХРОНОСА
НОВОСТИ ХРОНОСА
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ
1937-й и другие годы

Ганди Мохандас Карамчанд

Ганди, Мохандас Карамчанд (р. 1869) - руководящий деятель индийского национального движения. Гуджератец по национальности, индус по религии; получил юридическое образование в Лондоне. С 1893 по 1914 вёл дела крупного индийского торгового дома в Южной Африке. Здесь Г. в значительной мере сложился как политический деятель и создатель религиозно-философского учения, получившего впоследствии название гандизма. Г. успешно организовал местную индийскую колонию, подвергавшуюся, подобно всем "цветным", угнетению со стороны англичан и буров, и начал кампанию в защиту национальных прав индийцев. Г. старался придать этому движению религиозную окраску, отказывался от контакта с другими угнетёнными национальностями в Южной Африке и решительно исключал насилие как средство борьбы. Защита прав индийцев не помешала Г. сформировать в помощь Англии во время англо-бурской войны добровольческие индийские санитарные отряды. Во время восстания зулусов (1906) Г. вторично оказал англичанам помощь, лично возглавив индийский санитарный отряд.

В 1914-18 Г. снова поддержал империю, призвав индийцев записываться в наёмные англо-индийские войска. Поясняя свою политическую позицию в период первой мировой войны, Г. в 1918 писал: "Ворота нашей свободы расположены на французской почве. Ни одна победа, достойная этого имени, не была достигнута без пролития крови. Если бы мы могли заполнить поле сражений во Франции могучей армией индийцев-патриотов, борющихся за дело союзников, то это было бы хорошо и для нашего (индийского) дела".

Что же касается борьбы Индии за независимость, равно как и борьбы её эксплуатируемых классов против эксплуататоров, то в этой области Г. выступал как принципиальный противник насилия.

Религиозно-философское учение Г. носит эклектический характер. Оно слагалось как под влиянием индусской и даже буддийской традиции, так и под сильнейшим воздействием русской (Толстой) и западноевропейской (Рескин) общественной мысли. Выступая против современной буржуазной цивилизации, Г. отвергает её как материалистическую и "сатанинскую", провозглашает спасение Индии в отказе от современной техники и возврате к феодальной старине.

Роль Г. в развитии индийского национально-освободительного движения была двойственной и противоречивой. С одной стороны, он расширил рамки движения, способствовал вовлечению в него широких масс. С другой стороны, его тактика ненасилия и пассивного сопротивления, его отрицание классовой борьбы и постоянные, возведённые в принцип поиски компромисса с англичанами задерживали развитие этого движения. Ярче всего это сказалось в постоянном стремлении руководителей индийского национального движения избегать революционных методов действия.

Росту влияния Г. много способствовали простота его быта, аскетизм, "верность индийским обрядам и обычаям, религии индуизма. В 1931 он явился на приём к королю в сандалиях на босу ногу, задрапированный в плащ из домотканной хлопчатобумажной материи, абсолютно не считаясь с придворным этикетом.

После смерти Б. Г. Тилака (1920) Г. стал признанным лидером индийского национально-освободительного движения, и во время подъёма антиимпериалистического движения 1919-22 он уже играл руководящую роль. Именно Г. являлся инициатором блока Национального конгресса с индийскими мусульманами в лице их Комитета защиты халифата и содействовал превращению самого Конгресса в массовую антиимпериалистическую организацию. Однако, когда в 1922 массы в ходе борьбы вышли за пределы ненасильственной гандистской программы, Г. сыграл крупнейшую роль в отказе Национального конгресса от продолжения борьбы. Арестованный в 1922 колониальными властями, Г. был осуждён на долголетнее заключение, но в 1924 был досрочно освобождён.

В 1929-33 Г. снова возглавил антиимпериалистическое движение, но и на этот раз искусственное сужение им целей самой борьбы (против английской соляной монополии) и ограничение её ненасильственными методами способствовали поражению индийских патриотов. Прежде чем это в полной мере могло обнаружиться, Г., а вместе с ним и другие лидеры Национального конгресса были в мае 1930 арестованы англичанами. Через год Г. вышел из тюрьмы и подписал в Дели "перемирие" с вице-королём лордом Ирвином (Галифаксом). По этому соглашению англичане отказывались от наиболее жестоких репрессий против патриотов, а Национальный конгресс в свою очередь прекращал массовое антиимпериалистическое движение и соглашался участвовать во второй конференции "круглого стола".

В 1935 англичане навязали Индии конституцию, прозванную рабской. Когда премьер-министр Макдональд в дополнение к выделению мусульман в отдельную избирательную курию захотел внести раскол в ряды самих индусов и объявил о создании особой избирательной курии для "неприкасаемых" каст, Г., снова находившийся в тюрьме, начал голодовку протеста, нашедшего горячий отклик во всей Индии. Макдональду пришлось уступить, и "неприкасаемые" по-прежнему остались в составе единой избирательной курии.

Годы второй мировой войны оказались серьёзным испытанием для Г. и его учения. Национально-прогрессивные силы Индии, настроенные резко антифашистски, требовали вместе с тем участия Индии в этой войне в качестве свободной страны, а не в качестве подневольной колонии. Отклонение англичанами индийских требований (из них важнейшее - передача власти национальному правительству) вынудило Национальный конгресс отказаться от поддержки военных усилий Британской империи. В дальнейшем, однако, обнаружились серьёзные расхождения между руководством Конгресса и Г. Руководители Конгресса высказывались за участие Индии в антифашистской войне (при условии удовлетворения её национальных требований), а Г. считал единственным средством борьбы против агрессоров пресловутое оружие ненасильственного сопротивления. Войну он считал с обеих сторон империалистической, до которой Индии нет никакого дела. Этой позиции Г. упорно придерживался и после нападения Гитлера на СССР.

В августе 1942, вскоре после неудачи миссии Криппса (см.), Конгресс был объявлен вне закона, а его лидеры во главе с Г. посажены в тюрьму. Здесь Г. впервые ознакомился с некоторыми трудами классиков марксизма-ленинизма и проявил серьёзный интерес к СССР. Весной 1943 Г. объявил 21-дневную голодовку, требуя своего безоговорочного освобождения. Все важнейшие политические партии и общественные организации Индии поддержали это требование. Однако англичане продолжали держать Г. в тюрьме до мая 1944, когда он был освобождён под предлогом "слабого здоровья". В сентябре 1944 состоялась встреча Г. с Джинной, председателем Мусульманской лиги. От имени Конгресса Г. пошёл на значительные уступки Лиге, вплоть до выделения мусульманских районов Индии в отдельное государство (Пакистан), но при условии совместной борьбы Конгресса и Лиги за независимость Индии от англичан. Джинна отверг предложения Г. Престарелый Г., ветеран индийского освободительного движения, поборник индусско-мусульманского единства в борьбе за независимость Индии, доныне пользуется в стране огромным авторитетом и влиянием. Но его учение о ненасилии обнаружило свою несостоятельность, и сам Г. признал это, заявив в 1946, что он более не считает Национальный конгресс обязанным применять лишь ненасильственные методы борьбы.

Дипломатический словарь. Гл. ред. А. Я. Вышинский и С. А. Лозовский. М., 1948.


Вернуться на главную страницу Ганди

 

 

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ



ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС