Фон-Визин Михаил Александрович |
|
1788-1853 |
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ |
XPOHOCВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТФОРУМ ХРОНОСАНОВОСТИ ХРОНОСАБИБЛИОТЕКА ХРОНОСАИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИБИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫСТРАНЫ И ГОСУДАРСТВАЭТНОНИМЫРЕЛИГИИ МИРАСТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫМЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯКАРТА САЙТААВТОРЫ ХРОНОСАРодственные проекты:РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙДОКУМЕНТЫ XX ВЕКАИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯПРАВИТЕЛИ МИРАВОЙНА 1812 ГОДАПЕРВАЯ МИРОВАЯСЛАВЯНСТВОЭТНОЦИКЛОПЕДИЯАПСУАРАРУССКОЕ ПОЛЕ |
Михаил Александрович Фон-Визин
Фонвизин Михаил Александрович (20(31).08.1788 - 30.04(12.05). 1853, Марьино Бронницкого уезда Московской губернии) - декабрист, социальный мыслитель, учился в Благородном пансионе при Московском университете. С 1805 года - участник военных действий и Заграничных походов, генерал- майор. С 1816 года - член Союза спасения, с 1818 года - Союза благоденствия (являлся одним из его руководителей), а затем Северного общества декабристов. Подвергся аресту и поселению в Сибирь, откуда вернулся в 1853 году. Идеи просветительства и наблюдения за жизнью незакрепощенных крестьян привели его к мысли о врожденной привязанности трудящегося сословия к коммунизму, трактовавшемуся в духе первобытного христианства. Фонвизин считал, что свободное устройство, основанное на началах чисто демократических, - особенность «коренной славянской стихии», оно в полной мере проявилось в управлении древнерусских городов, в первую очередь Новгорода; отсюда убеждение в неприемлемости зла крепостничества, осуждаемого им морально. В своих трудах обосновывал утопические проекты социальных преобразований на основе сельской общины как хранительницы христианства. В политической философии придерживался умеренного либерализма и допускал возможность конституционной монархии, чем можно объяснить и его выжидательную позицию в декабре 1825 года Фонвизин - автор интересного труда по истории философии «Обозрение истории философских систем». Задача философии, по его убеждению, - приготовить почву для взращивания веры и стремления к идеалу, обучать людей добронравию. Такая «здравая» философия возможна из соединения учения Христова и взглядов Канта, она призвана заменить суеверие, к которому склонна церковь. В то же время Фонвизин критиковал политический консерватизм Гегеля как «противника народодержавия» и его формулу «все действительное разумно, все разумное действительно». Здравая философия - платформа для всех наук, поэтому ее надо изучать первой; она же ориентирована на «чисто гуманное» в этике, преодолевающее «темный» опыт, и на достижение мудрости, сводящейся к возможности «приготовить почву к принятию семян веры». Фонвизин воспринял принцип автономности морали Канта как предпосылку борьбы с деспотизмом, которую считал моральной обязанностью человека. Русская философия. Энциклопедия. Изд. второе, доработанное и дополненное. Под общей редакцией М.А. Маслина. Сост. П.П. Апрышко, А.П. Поляков. – М., 2014, с. 739.
Фон-Визин Михаил Александрович
(20.8.1788 — 30.4.1853). Отставной генерал-майор. Жена (с сентября 1822) — Апухтина Наталья Дмитриевна, с 1857 во втором браке за декабристом И.И. Пущиным). Брат — Иван Александрович. ВД, III, 61-83; ГАРФ, ф. 109, 1 эксп., 1826 г., д. 61, ч. 74. Цитируется по изд.: Декабристы. Биографический справочник. Под ред. М.В. Нечкиной. М., 1988.
М.А. Фонвизин. Акварель М.С. Знаменского. 1850-е годы. Фон-Визин Михаил Александрович (20.8.1787, имение Марьино Бронницкого уезда Московской губ. - 30.4.1854, Марьино, городской собор в Бронницах) генерал-майор (19.2.20), Герой Отечественной войны (1812), под Смоленском ранен, командир 4-го егерского полка (1814-15), командир 37-го егерского полка (1.6.15-22.7.17), сформированного на базе Воронежского мушкетерского полка, после высадки Наполеона в бухте Жуан полк вернулся во Францию и участвовал в блокаде Меца и Тионвиля, воронежцы проявили отвагу и получили проповедническое воодушевления воронежской паствы от епископа Антония 1-го Воронежской епархии, командир Перновского гренадерного полка (1817-18), состоял в московской ложе «Александра тройственного спасения» масонов (1817), командир 38-го егерского полка, запретил в полку телесные наказания и завёл училище для подпрапорщиков, получил благодарность от императора Александра I (24.1.18), командир 3-й бригады 12-й пехотной дивизии (19.2.20-23.5.20), командир 3-й бригады 22-й пехотной дивизии (23.5.20-25.12.22), масон владел крепостными в Московской, Тверской, Рязанской и Костромской губерниях; руководитель Московской управы Союза благоденствия (1818-25), инициатор и руководитель Московского съезда (1821), готовил программу и устав Северного тайного общества, в Москве участвовал в подготовке к восстанию (14.12.25), высказывался за освобождение крестьян с минимальным земельным наделом, выдвигал идеи общинного социализма; арестован (9.1.6), доставлен в Главный штаб в Санкт-Петербург (11.1.26), переведён в Петропавловскую крепость (12.1.26), осуждён по IV разряду, приговорён на 12 лет каторжных работ, по ходатайству срок сокращён до 8 лет (22.8.26), доставлен в Читинский острог (7.3.27), переведён в Петровский Завод, занимался историей, философией, участвовал в деятельности каторжной «академии», делал значительные взносы в Большую артель (1830-32), отправлен на поселение в Енисейск (8.11.32), получил разрешение переехать в Красноярск (3.3.35), разрешено переехать в Тобольск (30.10.37), переведен рядовым на Кавказ (1839), разрешено вернуться на родину со строжайшим полицейским надзором и воспрещением въезда в Москву и Санкт-Петербург (13.8.53); мать Екатерина Михайловна (1750 - 1823), отец Александр Иванович (20.8.1787 - 30.4.1854) подполковник; жена (7.9.1822) Наталья Дмитриевна Апухтина (1.4.1803 - 10.10.1869), дочь уездного предводителя болховского дворянства Дмитрия Акимовича Апухтина (1768 - 1838), имевшего имение в Богородицком Болховского уезда Орловской губ. и Марии Павловны Фонвизиной (1779 - 1842), их дочь во втором браке (1857) за декабристом Иван Ивановичем Пущиным (4.5.1798 - 3.4.1858), лучший друг А.С. Пушкина; родоначальник Михайло Андреевич Апухтин воевода в Валуйках (1679-81) и крепости Коротояк (1683) Белгородской засечной черты. Здесь цитируется по электронному изданию: Энциклопедия «Воронежская губерния». Автор-составитель А.Н. Юрасов. Раздел «Погоны золотые». 2021.
Далее читайте:Воронежского края исторические лица (биографический проект). Воронеж (краткое описание истории города) Фон-Визин Иван Александрович (1789-1853). Брат М.А.Фонвизина. Фон-Визина (Апухтина) Наталья Дмитриевна (1803-1869), жена М.А.Фонвизина. Из «Обозрения проявлений политической жизни в России» М.А.Фонвизина. Декабристы (биографический справочник). Нечкина М.В. Декабристы. Движение декабристов (Список литературы). Румянцев В.Б. И вышли на площадь... (Взгляд из XXI века).
Сочинения:Соч. и письма: В 2 т. Иркутск, 1979-1982; Обозрения проявлений политической жизни в России // Общественные движения в России в первой половине XIX века. Спб., 1905. Т. 1. Литература:Нечкина М. В. Движение декабристов. М., 1955. Т. 1-2; Из истории движения декабристов. М., 1969; 3амалеев А. Ф. М. А. Фонвизин. М., 1976; Парсамов В. Декабристы и французский либерализм. М., 2001; Койре А. Философия и национальная проблема в России начала XIX века. М., 2003.
|
|
ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ |
|
ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,Редактор Вячеслав РумянцевПри цитировании давайте ссылку на ХРОНОС |