Фохт Борис Александрович |
|
1875-1946 |
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ |
XPOHOCВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТФОРУМ ХРОНОСАНОВОСТИ ХРОНОСАБИБЛИОТЕКА ХРОНОСАИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИБИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫСТРАНЫ И ГОСУДАРСТВАЭТНОНИМЫРЕЛИГИИ МИРАСТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫМЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯКАРТА САЙТААВТОРЫ ХРОНОСАРодственные проекты:РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙДОКУМЕНТЫ XX ВЕКАИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯПРАВИТЕЛИ МИРАВОЙНА 1812 ГОДАПЕРВАЯ МИРОВАЯСЛАВЯНСТВОЭТНОЦИКЛОПЕДИЯАПСУАРАРУССКОЕ ПОЛЕ |
Борис Александрович ФохтФохт Борис Александрович (10(23).03. 1875, Петербург - 3.03. 1946, Москва) - философ, логик, эстетик, переводчик. Представитель неокантианства Марбургской школы, возглавляемой Г. Когеном и П. Наторпом. Его отец - Фохт Александр Богданович, немец по происхождению, был профессором медицины Московского университета. В 1899 году окончил естественное отделение физико-математического факультета, а в 1904 году - историко-филологический факультет Московского университета, где изучал философию (более всего Платона и Канта) под руководством Грота, Лопатина и С. Н. Трубецкого. Последний оказал на Фохта значительное влияние. В течение учебы и позднее несколько раз выезжал в Германию (Гейдельберг; Фрейбург, Марбург), где слушал лекции К. Фишера, Г. Риккерта, Г. Когена, П. Наторна. В 1908 году Фохт окончил философский факультет Марбургского университета. С 1904 года занимался преподавательской деятельностью (Высшие женские курсы, гимназии и т. д.), издал отпечатанный литографским способом лекционный курс «Введение в философию», подразделив его на логику, этику, эстетику и психологию. В 1906-1911 годы перевел труды И. Канта, П. Наторна, Б. Христиансена, а также подготовил переводы работ К. Штанге и И. Шульце для организованной им серии «Карнапа». Фохт с юношеских лет был знаком с Андреем Белым, оказал влияние на его взгляды, по просьбе композитора Скрябина беседовал с ним о «великих проблемах философии». После Октябрьской революции 1917 года продолжал преподавать философию - в 1-м МГУ (1919- 1921 гг.), в Ярославском госуниверситете (в 1920 г. - доцент, с 1921 по 1925 гг. - проф. философии; читал курс «История мировоззрений и эстетики»). В это же время — сотрудник Института слова и Института научной философии в Москве; был избран чл.-корр. Государственной Академии художественных наук (ГАХН). В Академии выступал с научными сообщениями, принимал активное участие (вместе с Шпетом, Лосевым, Поповым и др.) в подготовке «Словаря художественных терминов» (др. название - «Энциклопедия художественных наук»; словарь был издан только в 2005 г.). В Институте красной профессуры, где Фохт работал с 1925 по 1937 год преподавал древние и новые языки и вел семинары по логике, позднее в ряде вузов преподавал греческий и латинский языки, а также логику (в МГПИ). Хотя идейно-политическая атмосфера в стране не была благоприятной для публикации произведений философов-немарксистов, Фохт не переставал заниматься исследованиями проблем философии, логики, эстетики. Более всего его интересовала античная мысль (Платон, Аристотель), немецкая классическая философия (Кант, Гегель), неокантианство (Г. Коген, П. Наторп, Э. Кассирер). В архиве Фохта сохранилось большое количество текстов. Среди них: «Краткий лексикон важнейших философских терминов, встречающихся в произведениях Аристотеля», «Курс логики», лекции но истории древней философии, работы о Канте, Колене, Наторие и др. Часть этих текстов, подготовленных к печати А. Г. Вашестовым, А, А. Гаревой и Н. А. Дмитриевой, издана. Вклад в развитие русской философской культуры Фохт внес своими переводами сочинений Аристотеля, Канта и Гегеля (труды докритического периода Канта были изданы при жизни Фохта в 1940 году, «Аналитики» Аристотеля и «Философия духа» Гегеля в 1952 и 1956 годы). Будучи последователем противоречивого неокантианства (в варианте Г. Когена), строго придерживаясь методологического принципа, что действительность, ее структура есть следствие продуктивно-конструктивной функции сознания («Всегда и везде, - писал Фохт, - природа и жизнь суть, в известном смысле, только продукты познания, познающего духа или сознания, в понятиях которого они всецело состоят и коренятся»), он делает акцент на «платоновски-кантовском» понятии «идея». Она, по Фохту, вечна и бесконечна, в отличие от понятий обладает способностью постижения «бытия в его целом, в его подлинном искомом единстве», «место своего пребывания имеет в будущем», она реальнее «преходящей действительности», вечный и «единый, в смысле первоисточника, принцип бытия и знания». В своем «подлинном содержании» она выступает как «абсолютно-ценное», как «идея абсолютности человеческого» и потому как цель и идеал личности и общества, а также как регулятивный принцип познания и деятельности. Сфера научного (эмпирического) познания природы, сфера должного, т. е. нравственного, деятельности нашей воли (инструментом исследования в этих двух областях является понятийное, рассудочное мышление), сферы эстетического («прекрасного вообще и искусства в частности») и религиозного сознания (в последних двух сферах органом постижения явлений становятся интуиция и «чистое чувство») - познание в каждой из этих сфер имеет целью частично реализовать или приблизить реализацию «абсолютно ценною», т. е. «идею абсолютной человечности». Особую роль при этом играет эстетическое сознание, постижение и создание прекрасного (произведений искусства), иначе говоря, творческий процесс, который аккумулирует перечисленные выше аспекты сознания, обладает характером всеобщности и через прекрасные творения открывает индивиду путь и приближает его к гуманному идеалу «абсолютности человеческого», к признанию на деле жизни человека высшей ценностью. И это движение к идеалу никогда не может быть завершено. По своему смыслу подобные воззрения близки к концепции этического социализма П. Наторна и К. Форлендера. А. П. Маринин Русская философия. Энциклопедия. Изд. второе, доработанное и дополненное. Под общей редакцией М.А. Маслина. Сост. П.П. Апрышко, А.П. Поляков. – М., 2014, с. 739-740.
Далее читайте:Философы, любители мудрости (биографический указатель). Русская национальная философия в трудах ее создателей (специальный проект ХРОНОСа). Сочинения:Философия музыки А. Н. Скрябина// А. Н. Скрябин. Человек. Художник, Мыслитель. М., 1994; О философском значении лирики Пушкина // Вопросы философии. М., 1997. №11; Перечитывая античную классику // Педагогика. 2000. № 8; Избранное (из философского наследия). М., 2003 (содержит библиографию опубликованных трудов Фохта и о нем). Литература:Вашестов А. Г. Жизнь и труды Б. А. Фохта // Историко-философский ежегодник 91. М., 1991; Дмитриева Н. А. Борис Александрович Фохт: к истории русского неокантианства. М., 1999; Гарева А. А. Фигнер философской Москвы: Борис Александрович Фохт // Судьбы творцов российской науки. М., 2002.
|
|
ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ |
|
ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,Редактор Вячеслав РумянцевПри цитировании давайте ссылку на ХРОНОС |