Филонов Павел Николаевич
       > НА ГЛАВНУЮ > БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ > УКАЗАТЕЛЬ Ф >

ссылка на XPOHOC

Филонов Павел Николаевич

1883-1941

БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
ФОРУМ ХРОНОСА
НОВОСТИ ХРОНОСА
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ
1937-й и другие годы

Павел Николаевич Филонов

Филонов Павел Николаевич (8(21).01.1883, Москва - 3.12.1941, Ленинград) - художник, теоретик искусства, представитель русского авангарда. В 1897 году приехал в Санкт-Петербург. Художественное образование получил в малярно-живописных мастерских, частной мастерской Л. Е. Дмитриева-Кавказского, был вольнослушателем Высшего художественного училища при Академии художеств. С 1910 года в качестве члена творческого художественного объединения «Союз молодежи» начал участвовать в выставках. В 1912 году в статье «Канон и закон» изложил основы метода аналитического искусства, который противополагал кубизму: кубизм опирается на механический и геометрический подход к реальности, аналитическое искусство ориентируется на органический принцип, на бытие растущее, находящееся в постоянном процессе изменения и становления.

В 1913-1914 годы работал над декорациями и костюмами для постановки трагедии В. В. Маяковского «Владимир Маяковский», делал рисунки для футуристических сборников «Гилея» и «Рыкающий Парнас», «Изборника» Хлебникова. В 1915 г., откликаясь на события Первой мировой войны, опубликовал с собственными иллюстрациями книгу «Проповень о проросли мировой», в которой, используя приемы словотворчества В. Хлебникова, протестовал против братоубийственной розни. Программные полотна Филонова 1910-х годов: «Пир королей» (1913), «Крестьянская семья (Святое семейство)» (1914), «Коровницы» (1914) «Германская война» (1914), «Цветы мирового расцвета» (1915) и др., составившие позднее цикл «Ввод в мировой расцвет», проникнуты чаянием восстановления родства, живого единства человека и твари, утверждения нового целостного строя мира. После Октябрьской революции принимал участие в деятельности Петроградского музея художественной культуры, в создании и работе Государственного института художественной культуры, вместе с учениками участвовал в оформлении ленинградского Дома печати. Создал картины «Формула космоса» (1921), «Формула петроградского пролетариата» (1920-1921), «Формула весны» (1928-1929) и другие, ряд работ по теории аналитического искусства. В 1932-1933 г. руководил работой учеников своей школы над иллюстрациями к изданию «Калевалы». По своим философско-художественным установкам Филонов близок традиции русского космизма с его идеей активной эволюции: «Эволюция может быть созидательной, т. е. человек или любое живое существо подметит ее в себе и станет направлять ее ход в нужную ему высшую форму». Работа художника - воплощение этой направленной деятельности, она носит организационный характер. Изучая признаки, факторы и законы «интеллектуальной и биологической эволюции», художник фиксирует в материале, в сочетании красок и форм творческий рост мира и человека. Филонов выдвигает принцип «биологической сделанности картины», при котором творец тщательно работает над формой, над каждым элементом произведения, учась при этом у природы. Как организм растет путем умножения клеток, так и картина выращивается художником из прикосновений кистью к холсту, из «атомов-касаний». Эти «атомы-касания», по Филонову, суть «единицы действия» живописца, из них в процессе работы слагается целостное полотно. В творческом акте художник восходит от частного к общему от детали к целому, от элемента к синтезу. Он опирается на интеллект и интуицию, на «глаз видящий», обращенный к цвету и форме, и «глаз знающий», который выявляет внутренние процессы, протекающие в природе, духе, социальной жизни. Художественная философия и практика Филонова оказала влияние на раннее творчество Н.Н. Заболоцкого.

А. Г. Гачева

Русская философия. Энциклопедия. Изд. второе, доработанное и дополненное. Под общей редакцией М.А. Маслина. Сост. П.П. Апрышко, А.П. Поляков. – М., 2014, с. 676.

Далее читайте:

Философы, любители мудрости (биографический указатель).

Русская национальная философия в трудах ее создателей (специальный проект ХРОНОСа).

Сочинения:

Интимная мастерская живописца и рисовальщиков «Сделанные картины». СПб., 1914; Декларация «Мирового расцвета» // Жизнь искусства. 1923. № 20; Идеология аналитического искусства и принцип сделанности // Филонов. П. Каталог. Новосибирск, 1967; Дневники. М., 2000; Филонов: художник, исследователь, учитель: В 2 т. М., 2006.

Литература:

Ковтун Е. Ф. Из истории русского авангарда (П. Н. Филонов) // Ежегодник рукописного отдела Пушкинского дома 1977. Л., 1979; Мислер Н., Боулт Д. Филонов. Аналитическое искусство. М., 1990; Линник Ю. В. Русский космизм и русский авангард. Петрозаводск, 1995; Павел Филонов: реальность и мифы. М., 2008; Павел Филонов: к 125-летию со дня рождения художника: сб. статей. Спб., 2008.

 

 

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ



ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС