Филон Александрийский |
|
20 до н.э. – 50 н.э. |
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ |
XPOHOCВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТФОРУМ ХРОНОСАНОВОСТИ ХРОНОСАБИБЛИОТЕКА ХРОНОСАИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИБИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫСТРАНЫ И ГОСУДАРСТВАЭТНОНИМЫРЕЛИГИИ МИРАСТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫМЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯКАРТА САЙТААВТОРЫ ХРОНОСАРодственные проекты:РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙДОКУМЕНТЫ XX ВЕКАИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯПРАВИТЕЛИ МИРАВОЙНА 1812 ГОДАПЕРВАЯ МИРОВАЯСЛАВЯНСТВОЭТНОЦИКЛОПЕДИЯАПСУАРАРУССКОЕ ПОЛЕ |
Филон АлександрийскийЧасть 4. Отец христианстваСекты. Можно только догадываться о том, как Филон мог понять, что носителями его новой философии, которая предопределит дальнейшее развитие человеческого общества на тысячилетия вперед, явились те секты «отверженных», на которые он впервые обратил внимание, после перенесенного им стресса от встречи с Гаем, находясь в Риме. Филон пишет о них так: «Эти люди живут по многим местам. Надобно было, чтобы и Эллада и варвары стали причастны к совершенному благу. Больше всего их, однако, в Египте, в каждом из так называемых номов, и особенно в окрестностях Александрии». Первые церкви. Дальше Филон говорит об их местных церквах: «В каждом доме есть священное помещение, которое называется святилищем, или «монастырем». Там, уединяясь, совершают они таинства, отмечающие благочестивую жизнь; туда они вносят не питье, или еду, или вообще что-нибудь необходимое для телесных нужд, а Писания закона и пророков, гимны и прочие книги, благодаря которым вера умножается и усовершается». «Промежуток от утренней зари и до вечера – время только для духовных подвигов. Читая Святое Писание, они рассуждают о мудрости предков и изъясняют их иносказания: по их мысли, слова суть только обозначения сокровенного и умопостигаемого. У них имеются писания древних мужей, основателей их секты, которые оставили много иносказательных записей о своем учении. Тут они находят образцы, которым подражают в своей жизни». Затем Филон пишет о том, «что они сочиняют новые псалмы: «Они не только заняты созерцанием, но и сочиняют песни и гимны, славя Бога; пользуются они разными размерами и мелодиями, но, конечно, торжественными». Филон сообщает в той же книге много и других подробностей о терапевтах… <…> Жаждущие познания …Заложив сначала в душе, как некую основу, воздержание, они на нем воздвигают другие добродетели. Никто из них не притронется ни к пище, ни к питью до захода солнца: по их суждению, размышление достойно света, сумерки соответствуют телесным потребностям. Потому они отводят первому целый день, а последним – малую часть ночи. Некоторые, особенно жаждущие познания, не вспомнят о еде и через три дня; иные так ликуют и наслаждаются на богатом пиру мудрости, щедро их поучающей, что постятся вдвое дольше и едва через шесть дней что-то, по необходимости, вкушают – так вошло у них в привычку»… <…> …с мужчинами, о которых идет речь, обитают и женщины, большинство которых состарилось девственницами: они соблюдают целомудрие не вынужденно, как некоторые жрицы в Элладе, а по доброй воле, из страстного рвения к мудрости; усердно стремясь слиться с ней, они ни во что ставят телесные удовольствия; хотят иметь потомков не смертных, но бессмертных, которых порождает только боголюбивая душа… <…> …Они толкуют Святое Писание иносказательно. Весь закон представляется этим людям как нечто похожее на живое существо: расположенные в порядке слова – это тело, а душа – это невидимая мысль, скрытая под словами; проникнуть в нее и стремится главным образом эта секта, чтобы увидеть в зеркале слов отраженную в них, всё превосходящую красоту мыслей. Структура управления. …Кроме того, Филон пишет об иерархии служащих литургию – об обязанностях диаконов, о предстоятельстве епископа, который выше всех. Желающий в точности со всем этим познакомиться может узнать обо всем из повествования упомянутого писателя» (Л – 2, гл. 17, § 7 – 23). Поскольку в своей новой философии Филон впервые в философии «формулирует идею абсолютного монотеизма», то можно предположить, что в сектах терапевтов он видит ту организацией «народной»[SSSSS] иерархии, которой не не хватает Римской государственности, и которая основана на почитание более высшего, внеземного Судьи, способного дойти до каждого, беспристрастно определяя каждому по его делам. Работы Филона. Толкования Библии. Поэтому, по моему мнению, именно это обстоятельство вдохновило Филона к изучению и последующему написанию работ, по различным и многообразным истолкованиям Библии (Ветхого Завета). «Проследив сначала в сочинении, озаглавленном «Иносказания святых законов», последовательную связь событий в книге Бытия, он затем по отдельным главам ставит недоуменные вопросы и разрешает их; книгу эту он озаглавил: «Недоуменные вопросы и решение их в книгах Бытия и Исхода». Есть у него еще особые работы, посвященные разным вопросам: «О земледелии» – две книги; «О пьянстве» – столько же книг; есть и другие под разными соответственными заглавиями: «Чего желает и от чего отвращается здравый разум», «О смешении языков», «О бегстве и нахождении», «О собраниях ради воспитания», «Кто наследник Божественного, или О делении на равные и противоположные части», «О трех добродетелях, которые вместе с прочими описал Моисей»; кроме того, «Об изменении имен и причинах этого» – в этом сочинении, по его словам, написано о первом и втором Заветах. (4) Есть его книга «О переселении и жизни мудреца по правде, или О неписаных законах», а также «О гигантах, или О неизменяемости Божества», «О том, что сны, по мнению Моисея, посылаются Богом»… <…> …На книгу Исхода мы знаем: «Недоуменные вопросы и решение их» – книги 1-я, 2-я, 3-я, 4-я, 5-я; «О скинии», «О десяти заповедях», «О законах, относящихся к главному в десяти заповедях» – книги 1-я, 2-я, 3-я и 4-я; «О жертвенных животных и о видах жертв», «О наградах, обещанных законом добрым, и о наказаниях и проклятиях злым». Кроме того, говорят о сочинениях его в одной книге, как-то: «О Провидении»; составлено им рассуждение «О иудеях», «Политик», еще «Александр, или О том, что все бессловесные животные имеют разум»; «Великий грешник есть раб» и как продолжение – «Всякий добродетельный человек свободен». (Л – 2, гл. 18, § 1 – 7). Посредник между философией и откровением. И именно его работы три века спустя легли в основу новой идеологии Римской империи – Христианства, ставшей затем идеологией и многих других государственных образований. Об этом прямо заявляет Евсевий когда пишет, что после этих работ «составлены им: «О жизни созерцательной, или О молитвенниках», следуя которым, «мы изложили то, что касается жизни мужей апостольских». Так же говорит и Ориген, когда пишет о том что произведения Филона не его взгляд «настолько удачно приспособлены (для передачи мыслей Священных писателей): что даже греческие философы могли бы увлечься чтением их. В этих книгах мы находим не только изысканный и отделанный слог, но также и мысли, и учение» (Л – 12, кн. IV, ч. II, гл. LI) Но Филон не только раскрывал толкование Ветхого Завета, он показал, что древнегреческие философы Пифагор, Платон, Зенона и Клеанф, писавшие свои работы позже Библии, по его мнению, черпали мудрости из священного откровения Ветхого Завета. Таким образом, Филон является посредником между философией и откровением – и в этом его значение. Его вера в универсальную разумность слова Божия, выразившаяся и в его экзегетике, и в его учении о Логосе, сделала его учителем и предшественником последующих апологетов и богословов, особенно александрийской школы. Отец христианства. Немецкий философ Бруно Бауэр[134], посвятивший всю свою жизнь исследованию христианства, заложил основы доказательства того, что христианство не было ввезено извне, из Иудеи, и навязано греко-римскому миру, но что оно – по крайней мере, в том виде, в каком оно стало мировой религией – является характернейшим продуктом этого мира. Завершающим выводом его исследования является то, что «Филон, который жил еще в 40-м году нашего летосчисления, правда, глубоким уже стариком, был настоящим отцом христианства, а римский стоик Сенека был, так сказать, его дядей. Многочисленные дошедшие до нас сочинения, приписываемые Филону, возникли фактически из слияния аллегорически и рационалистически понятых еврейских преданий с греческой, а именно, стоической, философией. Это примирение западных и восточных воззрений содержит уже все существенные христианские представления: – прирожденную греховность человека; – логос – слово, которое есть у бога и само есть бог, которое является посредником между богом и человеком; – покаяние не путем приношения в жертву животных, а путем принесения своего собственного сердца богу; – наконец, и ту существенную черту, что новая философия религии переворачивает прежний порядок вещей, вербуя своих последователей среди бедняков, несчастных, рабов и отверженных, и презирая богатых, могущественных, привилегированных – тем самым предписывается презрение ко всем мирским наслаждениям и умерщвление плоти» (Л – 13, стр. 307 – 308).. К этому необходимо добавить и то, что он обосновал на основе Библии «безпорочное» зачатие избранных Богом добродетельных мужей. «Как мы видим, не хватает еще только последнего камня, и все христианство в его основных чертах было бы готово; не хватает воплощения ставшего человеком логоса в определенной личности и его искупительной жертвы на кресте во спасение грешного человечества» (Л – 13, стр. 308). И такой камень был вложен. Спустя два десятилетия после смерти Филона появилось «Откровение Святого Апостола Иоанна Богослова», которое как первое произведение Нового Завета было написано в 68 г. или в январе 69 г. нашей эры. Это «не только единственная книга Нового Завета, дата которой действительно установлена, но и древнейшая из этих книг... <…> «Здесь христианство представлено в самой необработанной из дошедших до нас форм. Господствует только один догмат: верующие спасены жертвой Христа» (Л – 14, стр. 8 – 9).
Вернуться к материу Г. Врачева о Филоне Вернуться на главную страницу Филона
|
|
ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ |
|
ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,Редактор Вячеслав РумянцевПри цитировании давайте ссылку на ХРОНОС |