Филоксен Иерапольский |
|
- |
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ |
XPOHOCВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТФОРУМ ХРОНОСАНОВОСТИ ХРОНОСАБИБЛИОТЕКА ХРОНОСАИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИБИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫСТРАНЫ И ГОСУДАРСТВАЭТНОНИМЫРЕЛИГИИ МИРАСТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫМЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯКАРТА САЙТААВТОРЫ ХРОНОСАРодственные проекты:РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙДОКУМЕНТЫ XX ВЕКАИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯПРАВИТЕЛИ МИРАВОЙНА 1812 ГОДАПЕРВАЯ МИРОВАЯСЛАВЯНСТВОЭТНОЦИКЛОПЕДИЯАПСУАРАРУССКОЕ ПОЛЕ |
Филоксен ИерапольскийФилоксен Иерапольский — видный византийский церковный деятель, монофизитский писатель и полемист IV-V вв., сириец по национальности, епископ г. Иераполь в Сирии в 485-518 гг. Родился в третьей четверти V в., в местечке Тагал на границе с Персией и до епископской хиротонии именовался Аксенайя (Ксенай в греческих источниках). О его родителях, воспитании и первых годах жизни ничего неизвестно; образование будущий епископ Филоксен получил, вероятно, в Эдессе. Молодой Аксенайя принял активное участие в борьбе вокруг итогов Четвертого Вселенского собора в Халкидоне (451 г.), и уже тогда показал себя человеком выдающейся энергии, искусным диалектиком и ревностным монофизитом. В этой связи он был выслан из Сирии по приказу православного антиохийского патриарха Каландиона в 481 г. Вернуться на родину Аксенайя смог только в 485 г., когда на антиохийской кафедре Каландиона сменил монофизит Петр Белильщик (Гнафевс). Вскоре этот патриарх поставил своего единомышленника епископом Иераполя — главного города византийской провинции Евфратисия, с греческим именем Филоксен. Пока во главе Антиохийской Церкви стояли монофизиты Петр Белильщик и его преемник Палладий, епископ Филоксен жил относительно спокойно, о его активной деятельности в тот период ничего неизвестно. Однако сразу же, как только антиохийскую кафедру занял склонявшийся к диофизитству патриарх Флавиан, епископ Филоксен начал против него активную пропагандистскую кампанию, обвиняя своего противника в ереси несторианства. Филоксен не оставлял Флавиана в покое до тех пор, пока с помощью доносов императору Анастасию I, склонному к монофизитству, а также путем подкупа сирийского монашества и организацией монофизитских соборов на Ближнем Востоке не добился низложения патриарха. Увенчавшаяся победой борьба с Флавианом сделала Филоксена неформальным лидером монофизитской партии в Сирии и Палестине. Император Анастасий даже приглашал его прибыть в Константинополь, но затем был вынужден тайно вывезти своего церковного фаворита из столицы, опасаясь проявлений стихийного возмущения православных жителей города этим визитом монофизита. В 512 г. Флавиан был изгнан со своей кафедры, патриархом стал монофизит Севир, и по проискам Филоксена вскоре были изгнаны со своих мест практически все ему неугодные епископы. В те годы сам Филоксен не без основания утверждал, что все монахи от Антиохии до границ Персии держались его вероисповедания, что Эдесса была вполне монофизитской и что к монофизитству склонялась также и Палестина. Император Анастасий открыто стоял на его стороне, и монофизитство готовилось стать господствующим исповеданием в империи. Но это торжество Филоксена оказалось недолгим. В 517 г. умер Анастасий, а занявший императорский престол Юстин I был диофизитом, ревнителем православной веры; ход церковных событий круто повернулся в противоположную сторону. В 518 г. Юстин потребовал от предстоятелей Церкви безоговорочного признания определений Халкидонского собора, и 54 епископа, отказавшиеся это сделать, были по приказу императора отправлены в ссылку. В их число попал и Филоксен Иерапольский. Сначала он был отправлен во фракийский город Филиппополь, а через три года, поскольку ссыльный и там не прекращал заниматься активной монофизитской пропагандой, был переведен на поселение в Гангры (провинция Пафлагония). В Ганграх Филоксен, вероятно не без ведома императора, был тайно ночью отравлен угарным газом в 523 г. При жизни Филоксен, отличавшийся склонностью к аскетической жизни, энергией и редким даром слова, вызывал почтительное отношение у монофизитского населения империи, несмотря на его неразборчивость в средствах борьбы со своими противниками. Насильственная смерть окружила его ореолом мученичества и яковитской монофизитской церковью Филоксен был причислен к лику святых; память его чтут трижды в год. Также Филоксен известен как плодовитый писатель, около 80 трудов его сохранились до нашего времени (в том числе ряд очень внушительных по объему трактатов), хотя далеко не все они переведены с сирийского на европейские языки и изданы. По оценкам историков новейшего времени, Филоксен как литератор был образцовым стилистом и знающим писателем. Стоит отметить, что к 508 г. Филоксен в сотрудничестве с хорепископом Поликарпом перевел на сирийский язык книги Ветхого и Нового Заветов, и этот перевод до сих пор используют яковиты. Среди других трудов Филоксена 23 сочинения догматико-полемического характера, в том числе трактаты «О том, что Один из Святой Троицы воплотился и пострадал за нас» и «О Троице и Воплощении». Значительную часть литературного наследия Филоксена составляют также его письма и нравоучительные беседы, проникнутые духом аскетизма и предназначенные для чтения прежде всего монахам. Наиболее крупное его сочинение такого рода — «Беседы о христианской жизни», написанное между 485 и 500 гг. Византийский словарь: в 2 т. / [ сост. Общ. Ред. К.А. Филатова]. СПб.: Амфора. ТИД Амфора: РХГА: Издательство Олега Абышко, 2011, т. 2, с.443-444. Далее читайте:Византия (краткая справка). Хронологические таблицы и по векам - | IV | V | VI | VII | VIII | IX | X | XI | XII | XIII | XIV | XV | Константинопольские патриархи (биографический справочник).
|
|
ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ |
|
ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,Редактор Вячеслав РумянцевПри цитировании давайте ссылку на ХРОНОС |