Филофей
       > НА ГЛАВНУЮ > БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ > УКАЗАТЕЛЬ Ф >

ссылка на XPOHOC

Филофей

1465-1542

БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
ФОРУМ ХРОНОСА
НОВОСТИ ХРОНОСА
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ
1937-й и другие годы

Филофей

Филофей - русский религиозный писатель, публицист начала XVI века; монах псковского Елеазарова монастыря, автор посланий к великому князю Василию III Ивановичу, царю Ивану IV Васильевичу, дьяку М. Г. Мисюрю-Мунехину - руководителю администрации в Пскове после его присоединения к Русскому государству (1510), и др. В письмах к Василию III  защищал принципы иосифлян? отстаивал теорию "Москва - третий Рим", по которой Москва являлась всемирным политическим и церковным центром после падения Византии. Само падение Рима и Константинополя (первого и второго Рима) он связывал с их изменой "истинному христианству". Московские государи, согласно этой теории, являются прямыми потомками и продолжателями дела римских императоров. Сторонник иосифлян.  В его посланиях нашла наиболее последовательное отражение  идея преемственности ведущей роли Москвы, Российского гос-ва в православ. христ. мире после утраты её Константинополем. Филофей был сторонником присоединения Пскова к Москве.

Филофей (ок. 1465 - ок. 1542) - старец псковского Спасо-Елеазарова монастыря, церковный публицист. Автор послания великому князю Василию III «Об исправлении крестного знамения и о содомском блуде» (ок. 1514 - 1521) (существует в двух редакциях), в котором впервые именует московского князя царем и формулирует идею о Москве - третьем Риме, преемственности власти московского великого князя и византийского императора. Филофею принадлежат три послания к псковскому дьяку Мисюрю Мунехину: по случаю морового поветрия во Пскове, о покорении разума откровению, против звездочетцев и латинян, написанные между 1521 и 1528 годами, в которых Филофей утверждает идею ограниченности человеческого знания: человеку недоступно познание многих предметов ближайшего наблюдения и поэтому в познании предметов высшего ведения, особенно путей Божественного промысла, нужно покорять свой разум в послушание Слову Божию, которое открыло нам столько, сколько для нас доступно и необходимо. Во 2-м и 3-м посланиях Мунехину Филофей подчеркивает свое отчуждение от эллинской философии: «Аз сельской человек, учился буквам, а еллинских борзостей не текох, а риторских астроном не читах, ни с мудрыми философы в беседе не бывал, учюся книгам благодатного Закона, аще бы мощно моя грешная душа очистити от грех». В центре критики латинян, католической веры стоит вопрос об опресноках - пресном хлебе, используемом католиками для причастия. Филофей критикует также астрологические идеи «звездочетцев», проникавшие на Русь с распространением «Шестокрыла» - еврейской астрологической книги - через посредство ереси жидовствующих и врача Василия III Николая из Любека (Булева) (ср. с критикой Максима Грека в его сочинения «О колесе фортуны», «Слово на Николая немчина, прелестника и звездочетца»). Филофей принадлежит послание будущему царю Ивану IV Грозному, послание в царствующий град и ряд др. посланий.

А. П. Козырев

Русская философия. Энциклопедия. Изд. второе, доработанное и дополненное. Под общей редакцией М.А. Маслина. Сост. П.П. Апрышко, А.П. Поляков. – М., 2014, с. 733.

Филофей (XVI в.), старец псковского Спасо-Елеазарова монастыря, мыслитель, писатель, один из создателей государственной идеологии русской монархии. Автор посланий к вел. кн. Василию III, царю Ивану IV, дьяку М.Г. Мисюрю-Мунехину.

Послание по случаю морового поветрия и на “звездочетцев” пронизывает убежденность в Божественном Промысле, в гармонической предопределенности всего сущего, которую следует не осуждать, не подвергать испытующему сомнению, а принимать с терпением и восхищением.

Главное в сочинении Филофея — последовательное изложение православно-монархического учения “Москва — Третий Рим”. В нем обосновывались идеи преемственности ведущей роли Москвы, Русского государства в христианском мире после утраты ее Константинополем. “Первый Рим, — писал Филофей, — пал от нечестия, второй (Константинополь) — от засилия агарянского (мусульманского), Третий Рим — Москва, а четвертому — не бывать”.

Русский народ принял миссию Третьего Рима не по принципу национализма, а исключительно в силу уверенности в своем Православии, в святости Руси. Все происходящее в жизни людей и народов определяется и совершается Всевышнею и Всесильною Десницею Божиею; Мощию и Промышлением Божиим возводятся на престолы цари и достигают своего величия; во всемогуществе Бога и его Промысле — источник правды на земле. Действием Промысла Божия, согласно пророческим книгам, пал старый Рим вследствие уклонения в ересь Аполлинария и служения на опресноках; за ним пал и новый Рим, т.е. Константинополь, вследствие измены Православию на VIII Соборе и принятия латинства. Поэтому София Цареградская была попрана и сделалась достоянием внуков Агари. Остается невредимою только славная соборная церковь Успения Божией Матери всей новой и великой Руси — Третьего Рима. Эта общерусская святыня сияет своим благочестием во всей вселенной ярче солнца. Третий Рим есть последний в историческом бытии человечества. Четвертому Риму не бывать. Так в последовательном ходе исторической жизни народов все православные христианские царства пали и слились в одно царство русское, вследствие чего русский царь является единственным христианским царем во всем поднебесье. Царство русское есть последнее мировое царство, за которым наступит вечное царство Христа.

О.П.

Русское небо

Далее читайте:

Философы, любители мудрости (биографический указатель).

Русская национальная философия в трудах ее создателей (специальный проект ХРОНОСа).

Сочинения:

Послания старца Филофея // Сб.: Памятники литературы Древней Руси. Конец XV - первая половина XVI века М., 1984. Вып. 6,

Литература:

Малинин В. Старец Елеазарова монастыря Филофей и его послания. Киев, 1901;

Синицына И. В. Третий Рим: Истоки и эволюция русской средневековой концепции (XV- XVI вв.). М., 1998.

 

 

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ



ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС