Феофил |
|
- |
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ |
XPOHOCВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТФОРУМ ХРОНОСАНОВОСТИ ХРОНОСАБИБЛИОТЕКА ХРОНОСАИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИБИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫСТРАНЫ И ГОСУДАРСТВАЭТНОНИМЫРЕЛИГИИ МИРАСТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫМЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯКАРТА САЙТААВТОРЫ ХРОНОСАРодственные проекты:РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙДОКУМЕНТЫ XX ВЕКАИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯПРАВИТЕЛИ МИРАВОЙНА 1812 ГОДАПЕРВАЯ МИРОВАЯСЛАВЯНСТВОЭТНОЦИКЛОПЕДИЯАПСУАРАРУССКОЕ ПОЛЕ |
ФеофилФеофил — александрийский патриарх в 385-412 гг. Начало своего патриаршества Феофил посвятил искоренению языческих культов в Египте. Используя полномочия, которыми его наделил император Феодосий I, Феофил решительно приступил к разрушению языческих храмов Александрии и ее пригорода Канопа; возникавшие при этом бунты жестоко подавлялись. В результате этих мер язычество оказалось вытесненным на окраины империи. С 398 г. началось знаменитое противостояние Феофила и константинопольского патриарха Иоанна Златоуста, главной причиной которого явилось само назначение Иоанна Златоуста на пост патриарха вопреки желанию Феофила, имевшего свою кандидатуру на эту кафедру. В 399 г. Феофил, придерживавшийся учения Оригена, распространил пасхальное послание, в котором развивал некоторые из его идей. Однако это послание вызвало негодование у основной массы египетского монашества. Толпы монахов, покинув пустыню, ворвались в Александрию, соединились со взбунтовавшимися горожанами, и с оружием в руках потребовали от Феофила осуждения оригенизма. Патриарх уступил и высказался против Оригена. В подтверждение своей новой позиции Феофил в начале 400 г. созвал в Александрии синод, на котором оригенизм был также осужден. По инициативе Феофила начались преследования оригенистов по всему Египту. Наиболее авторитетными из них считались монахи Нитрийской пустыни, и именно на них патриарх Феофил направил свой главный удар. Летом 401 г. он лично возглавил вооруженный поход в Нитрийскую пустыню, силой изгнал оттуда инакомыслящих монахов и заселил их кельи благонадежными иноками. Такие жестокие меры против оригенистов не остались для Феофила без последствий, поскольку около 50 изгнанных нитрийских старцев, во главе с четырьмя так называемыми «Долгими братьями» (Диоскором, Аммонием, Евсевием и Ев- фимием), решили искать справедливости в Константинополе у патриарха Иоанна Златоуста. По их просьбе Иоанн призвал Феофила примириться с монахами, однако это лишь усилило неприязнь к нему Феофила и усугубило положение оригенистов. Тем временем «Долгие братья», видя тщетность усилий Иоанна Златоуста, обратились непосредственно к императору Аркадию. Аркадий внял их доводам и повелел Феофилу предстать перед константинопольским патриархом в роли ответчика по делу нитрийских монахов. Пока Феофил умышленно медлил со сборами в дорогу и совершал неспешное путешествие в Константинополь, ситуация в столице изменилась в его пользу, так как Иоанн своей пастырской суровостью и обличительными проповедями нажил себе массу врагов, в числе которых оказалась и императрица Евдоксия, супруга Аркадия. Поскольку Иоанн отказался быть судьей на процессе над Феофилом, последний по прибытии в Константинополь в 403 г. свел сопутствовавших ему египетских епископов с недовольным столичным духовенством и составил собор в пригороде Халкидона, так называемый собор «при Дубе», на котором патриарх Иоанн Златоуст был низложен. Однако из за мощной поддержки Иоанна константинопольским простонародьем Феофил не смог лично участвовать в церемонии назначения нового константинопольского патриарха и вынужден был отплыть в Александрию. Когда в 404 г. Иоанн Златоуст был окончательно низложен и на его место пришел бесхарактерный Арсакий, а позже — Аттик, единомышленник Феофила, александрийский патриарх сделался фактически первым духовным владыкой Востока и в полной мере стал пользоваться своим главенствующим положением. До своей смерти в 412 г. Феофил успел сочинить несколько посланий, в которых продолжил обличать оригеновскую ересь, однако к нитрийским монахам он стал относиться терпимее и даже позволил некоторым вернуться в пустыню. Византийский словарь: в 2 т. / [ сост. Общ. Ред. К.А. Филатова]. СПб.: Амфора. ТИД Амфора: РХГА: Издательство Олега Абышко, 2011, т. 2, с.430-431. Далее читайте:Византия (краткая справка). Хронологические таблицы и по векам - | IV | V | VI | VII | VIII | IX | X | XI | XII | XIII | XIV | XV | Константинопольские патриархи (биографический справочник).
|
|
ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ |
|
ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,Редактор Вячеслав РумянцевПри цитировании давайте ссылку на ХРОНОС |