Феофан Исповедник (Сигрианский) |
|
760-817 |
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ |
XPOHOCВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТФОРУМ ХРОНОСАНОВОСТИ ХРОНОСАБИБЛИОТЕКА ХРОНОСАИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИБИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫСТРАНЫ И ГОСУДАРСТВАЭТНОНИМЫРЕЛИГИИ МИРАСТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫМЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯКАРТА САЙТААВТОРЫ ХРОНОСАРодственные проекты:РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙДОКУМЕНТЫ XX ВЕКАИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯПРАВИТЕЛИ МИРАВОЙНА 1812 ГОДАПЕРВАЯ МИРОВАЯСЛАВЯНСТВОЭТНОЦИКЛОПЕДИЯАПСУАРАРУССКОЕ ПОЛЕ |
Феофан Исповедник (Сигрианский)Феофан Исповедник (Сигрианский) — преподобный, византийский хронист. Родился около 760 года в Константинополе, умер в 817 году на острове Самофракня, куда он был сослан императором-иконоборцем Львом V. Происходил из придворной знати; сам начал придворную карьеру в годы самостоятельного правления императора Льва IV, однако затем вместе с женой принял монашество и основал монастырь Мегас Агрос («Великое Поле») в Сигрианских горах на южном побережье Мраморного моря. Феофан известен главным образом своей «Хронографией», написанной в 810-814 гг., в которой в значительной мере на основе не дошедших до нас источников представлено погодное описание событий за период с 284 по 813 гг. Этот труд Феофан создал как продолжение «Хронографии» своего умершего друга Георгия Синкелла. Для периода 769-813 гг. «Хронография» Феофана Исповедника является единственным последовательным изложением истории Византии и сопредельных стран. Кроме того, более поздние византийские историки приписывали Феофану сочинение ямбических стихов против еретиков. Феофан Исповедник, стоявший на позициях ортодоксального монашества, выражал резко враждебное отношение к иконоборчеству, его идеалом был император Константин I Великий. Родственником Феофану по материнской линии приходился император Константин VII Багрянородный (911-959). Одно из сохранившихся житий преп. Феофана Исповедника принадлежит перу константинопольского патриарха Мефодия I (843-847); Феодор Студит написал «Похвалу» в его честь. Византийский словарь: в 2 т. / [ сост. Общ. Ред. К.А. Филатова]. СПб.: Амфора. ТИД Амфора: РХГА: Издательство Олега Абышко, 2011, т. 2, с.426-427.
Феофан Исповедник родился около 760 года; сын стратига фемы на Эгейском море, активного иконоборца. Его карьера служащего началась до 780 года. Некоторое время спустя его супруга, происходившая из той же среды, что и он сам, убедила его уйти в монастырь. Феофан основал несколько монашеских учреждений на своих семейных землях, а затем купил участок, называвшийся «большое поле» на южном берегу Пропонтиды. Будучи уже больным, он страдал от камней в почках, Феофан решил продолжить труды Георгия Синкелла и начал писать свою «Хронографию», охватывавшую период между 284 и 813 годами. Правда, его авторство в последнее время оспаривалось. «Хронология» написана довольно неровно и обнаруживает некоторую ограниченность ума автора. Для «Хронографии» Феофан использовал источники, до нашего времени не сохранившиеся. Сведения относительно периода с 769 по 811 год можно узнать только из этой «Хронографии». Своей славой Феофан обязан частично переводу его произведения на латинский язык, сделанному в Риме в IX веке Анастасием Библиотекарем. Не приняв иконоборчество, он умер в ссылке на острове Самофракия в 817 или 818 году. Византия / Мишель Каплан. – М. : Вече, 2011. с. 312-313.
Феофан Исповедник (Teopanns o Omologntns) (ок. 752-818) - византийский хронист. Монах Сигрианского монастыря, сторонник иконопочитания. Канонизирован церковью. Хронография Феофана Исповедника написана приблизительно в 810-814 года, охватывает события 284-813 годов; краткие записи об этих событиях расположены по годам (но ориентироваться в них затруднительно из-за того, что Феофан Исповедник пользовался особой системой летосчисления, по которой начало эры приходится на 1 сентября 5 493 год до н. э.). Преимущественное внимание автор уделяет церковным делам, выражая резко враждебное отношение к иконоборчеству. Главный источник, привлеченный Феофаном Исповедником для освещения 7-8 веков, - так называемый Большой хронограф - не дошел до нашего времени, что делает сочинение Феофана Исповедника основным материалом для изучения этого периода. События конца 8 - начала 9 веков описаны по собственным наблюдениям и устным свидетельствам. А. П. Каждан. Москва. Советская историческая энциклопедия. В 16 томах. — М.: Советская энциклопедия. 1973—1982. Том 15. ФЕЛЛАХИ – ЧЖАЛАЙНОР. 1974.
Далее читайте:Историки (биографический справочник). Византия (краткая справка). Хронологические таблицы и по векам - | IV | V | VI | VII | VIII | IX | X | XI | XII | XIII | XIV | XV | Константинопольские патриархи (биографический справочник). Сочинения:Chronographiа, v. 1-2, ed. С. de Boor, Lipsiae, 1883-1885 (перепечатка: Hildesheim, 1963); рус. пер.: Летопись византийца Феофана, М., 1884. Литература:Успенский К. Н., Очерки по истории иконоборческого движения в Византии в VIII-IX вв. Феофан и его хронография, в сб.: Визант. врем., т. 3, М.-Л., 1950.
|
|
ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ |
|
ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,Редактор Вячеслав РумянцевПри цитировании давайте ссылку на ХРОНОС |