Фэн Юй-Сян
       > НА ГЛАВНУЮ > БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ > УКАЗАТЕЛЬ Ф >

ссылка на XPOHOC

Фэн Юй-Сян

1882-1948

БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
ФОРУМ ХРОНОСА
НОВОСТИ ХРОНОСА
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ
1937-й и другие годы

Фэн Юй-Сян

Фэн Юй-Сян (1882 - август 1948), китайский политический и военный деятель. Родился в семье каменщика в провинции Чжили (ныне Хэбэй). Служил солдатом. После Синьхайской революции 1911-13 занимал различные командные должности в войсках северо-китайских милитаристов. В октябре 1924 открыто выступил против У Пэй-фу (лидера чжилийской клики) и, заняв Пекин, произвёл государственный переворот. Пригласил в качестве советников советских военных специалистов, приступил к реорганизации своих войск, назвав их "национальной армией" (гоминьцзюнь), установил связь с революционным правительством Сунь Ят-сена на юге. В 1926 вступил в гоминьдан. Во время Северного похода 1926-27, поддерживая Национально-революционную армию, вёл военные действия против милитаристов в Хэнани. Летом 1927 вслед за Чан Кай-ши и Ван Цзин-вэем выступил против революции. В дальнейшем неоднократно критиковал политику Чан Кай-ши. В годы войны с Японией (1937-1945) проявил себя последовательным патриотом, сторонником сотрудничества с коммунистами. После войны, находясь в США, окончательно порвал с Чан Кай-ши. Погиб в результате несчастного случая.


ФЭН ЮЙСЯН (1882–1948), китайский военный и политический деятель, поэт, эссеист. Родился 26 сентября 1882 в провинции Аньхой в бедной семье. Выдвинувшись за время службы в императорской армии, поступил в Баодинскую военную школу, которую окончил в 1910. Будучи офицером, участвовал в революционных событиях 1911 и 1915. Став военным правителем провинции Шэньси (1917–1926), изгнал в 1924 юного императора Сюань Туна (Генри Пу И) из «Запретного города» (императорского дворца) в Пекине. Однако после поражения в гражданской войне Фэн был вынужден оставить Пекин. В 1926–1927 он находился в России, а по возвращении занял пост военного министра в гоминьдановском правительстве. В период с 1929 по 1935 Фэн, перейдя в лагерь оппозиции, находился на севере страны, но затем вернулся в правительство Чан Кайши, где стал членом высших правительственных советов и видным функционером Гоминьдана. Сочинения Фэн Юйсяна «Моя жизнь» (в трех томах) производят впечатление земной, легкой для чтения китайской литературы классического стиля; широко известны его стихотворения на военную тему. Ревностный христианин, Фэн в 1946 приехал в США для изучения деятельности TVA («Администрации Долины Теннесси») и посещения миссионерских групп. 4 сентября 1948, по пути на конференцию с участием китайских коммунистов, Фэн Юйсян погиб во время пожара, вспыхнувшего на борту советского судна «Победа» в Черном море.

Использованы материалы энциклопедии "Мир вокруг нас"


Фэн Юйсянь (Feng Yu-hsiang) (26.9.1882, Син-Чи-Чен - 1.9.1948), китайский военный и государственный деятель. Сын офицера цинской армии. В 1898 поступил на военную службу. Вступил в антицинскую офицерскую организацию, а позже присоединился к республиканской армии Юань Шикая. После развала правительства Юаня в 1916 Ф. удалось объединить вокруг себя командиров его армии и занять в ней главенствующее положение. В 1916-24 член военного комитета Хайбея, в 1924-30 - Ганьсу. Получил в армии известность как «христианский генерал». Во время военных действий 1924 установил контроль над провинцией Бекин, а затем выступил в поддержку Чан Кайши. В 1924-30 командующий Национальной республиканской армией. В 1929 националистическая армия Ф. была наиболее значительной военной силой, контролировавшей северные районы Центрального Китая. Вместе с ген. Ян Сисанем Ф. в октябре - ноябре 1929 выступил против Чан Кайши, развязав кровавую гражданскую войну, однако их войска были разбиты армией, оставшейся верной Нанкинскому правительству. В начале 1930-х гг. Ф. достаточно резко критиковал политику, проводимую Чан Кайши, однако затем (в 1937-45) выступил в поддержку Гоминьдана и занимал очень влиятельные позиции в националистическом правительстве. После окончания войны Ф. был направлен в США, где выступил с резкой критикой администрации Г. Трумэна, оказывавшей помощь Чан Кайши. Умер на борту корабля, направлявшегося в СССР. В 1953 погребен в Китае с отданием воинских почестей.

Залесский К.А. Кто был кто во второй мировой войне. Союзники СССР. М., 2004.


Фэн Юй-сян и национальные армии

В конце сентября мне и другим переводчикам было предложено выехать в распоряжение штаба Калганской группы, которая работала, как я уже говорила, в войсках маршала Фэн Юйсяна.

Фэн Юйсян был одной из влиятельных фигур в политической жизни Китая. Прежде он принадлежал к чжилийской клике У Пэйфу, которая действовала в Северном и Центральном Китае и была тесно связана с английским и американским империализмом. Однако в октябре 1924 года под впечатлением успехов национально-революционного движения в Гуандуне Фэн Юйсян откололся от «чжилнйцев» и нанес неожиданный удар по армии У Пэйфу. Фэн Юйсян занял Пекин, а У Пэйфу, бросив свои войска, бежал на английской канонерке в Ханькоу. Вслед за тем Фэн Юйсян заключил соглашение с Чжан Цзолинем, по которому разрешил «мукденцам» расквартировать в столице часть войск. Из политических соображений Фэн Юйсян отказался от всех должностей и поселился как частное лицо в Сишаие, близ Пекина, однако фактически продолжал держать в своих руках нити большой политики. Войска, принявшие участие в восстании против У Пэйфу, были реорганизованы Фэн Юйсяном в три армии, получившие название национальных (гоминьцзюнь). Фэн Юйсяну было ясно, что в ближайшее время предстоит жестокая борьба за власть с смукденцами». Он вступил в переговоры с гоминьданом, принял решение реорганизовать свою армию и для этой цели, по примеру Сунь Ятсена пригласил советских военных инструкторов.

Калганская группа советников при 1-Й национальной армии начала работать в мае 1925 года. Первым ее начальником очень недолго был Витовт Казимирович Путна его сменил Виталий Маркович Примаков (Лин).

Еще раньше приступил к обязанностям политического советника при командовании 2-й и 3-й национальных армий в Кайфыне Анатолий Яковлевич Климов. Однако группа военных советников образовалась там лишь во второй половине июня 1925 года. Возглавил ее Георгий Борисович Скалов.

Маршал Фэн Юйсян, «христианский генерал», как его обычно называли в империалистической печати, был набожным христианином и требовал того же от своих подчиненных. Он был несомненно выдающейся личностью, человеком большой силы воли и прогрессивного образа мыслей. Его организаторские способности не вызывают сомнений, точно так же как н личное обаяние, которого не избежали и некоторые наши товарищи. У нас, например, говорили, что Примаков «влюблен» н Фэн Юйсяна. Но были товарищи, которые смотрели на Фэн Юйсяна иначе. Считали, что он излишне самоуверен, никого не посвящает в свои планы, не терпит равных себе и, главное, что он непоследовательный политик, часто колеблется, поступает вразрез с ранее принятыми решениями.

Вот несколько примеров, судите сами.

В конце июня 1925 года Фэн Юйсян дает для органа Компартии Англии «Уоркерс уикли» антиимпериалистическое коммюнике о «событиях 30 мая» в Шанхае. Солдаты его носят на рукаве черные повязки в знак траура, национальный флаг в частях Фэн Юйсяна приспущен. Офицеры два раза в день читают лекции солдатам и населению, «чтобы создать дух единства против империалистов».

В начале июля Фэн Юйсян как христианин протестует против того, что «миссионеры молчат» по поводу майских событий. Он отправляет циркулярную телеграмму пекинскому правительству и местным властям, призывая к решительной борьбе с империализмом. А в конце июля Фэн Юйсян, испугавшись обвинений в большевизме, издает приказ по армии, в котором опровергает слухи о своей близости с коммунистами и подчеркивает свое с ними несогласие.

Ближайшим помощником Фэн Юйсяна был его старый сослуживец, дубань провинции Чахар, генерал Чжан Чжицзян, реакционер и ханжа, не расстававшийся со своим духовником, американским миссионером, человек с очень подозрительными связями, доставивший нашим советникам немало очень горьких минут.

В то же время Фэн Юйсян поддерживал дружбу с левым го- миньдановцем Сюй Цянем, стоявшим тогда на платформе союза с коммунистами, и вел переписку с первым секретарем Северного бюро КПК Ли Дачжао.

В середине сентября Фэн Юйсян снова выступает с публичными заявлениями весьма радикального характера, требует таможенной независимости. В своей речи о шанхайских расстрелах он утверждает, что англичане «прошли хорошую школу в деле убийства», критикует китайских дипломатов за молчание по этому поводу. Посылает делегатов в Москву. А в начале 1926 года он заявляет о необходимости бороться с «чи хуа» — красной опасностью.

Непоследовательность Фэн Юйсяна приносила горькие плоды, особенно на крутых поворотах истории, все же в конечном счете он стал на путь последовательной борьбы против милитаристов и империализма. В 1933 году в сотрудничестве с коммунистами Фэн Юйсян организовал Объединенную народную армию сопротивления Японии, а в 1946 году, находясь в США, открыто выступил против реакционного режима Чан Кайши и был исключен из гоминьдана. В августе 1948 года, возвращаясь из США в Китай, Фэн Юйсян трагически погиб во время пожара на пароходе.

В тот год, когда я была в Калгане, я слышала, как многие возмущались показным демократизмом Фэн Юйсяна, приемами, к которым он прибегал, чтобы завоевать популярность.

Советники рассказывали, что, когда личный поезд Фэн Юйсяна приближался к месту назначения, маршал на последней станции переходил из своего комфортабельного вагона в теплушку к охране. В то время как толпа устремлялась к вагону высшего класса, он, притворяясь смущенным, скромно выходил из теплушки с солдатским мешочком сухарей за плечами, что всегда производило большое впечатление.

Фэн Юйсян не упускал случая заявить, что отрицательно относится к богатству и роскоши, любил похвастать демократическим происхождением, напомнить, что отец был каменщиком, умалчивая при этом, что сам он — крупный помещик и скотовладелец. В войсках Фэн Юйсяна насаждался дух своеобразного христианского демократизма, пропагандировались принципы простой жизни в христианской морали, за отступление от которых полагались жестокие наказания. Его неграмотные солдаты н полуграмотные генералы учили наизусть молитвы и библейские предания. Сам Фэн Юйсян и весь командный состав одевались как простые солдаты, даже не носили знаков различия на куртках.

В глухих городках Северо-Запада, где стояли его войска, маршал посещал базары, заходил в харчевни, беседовал с людьми, ел с ними из одной чашки. И пользовался там большой популярностью.

Это стремление Фэн Юйеяна сблизиться с народом, несмотря на весьма сомнительную подчас форму, в которой оно проявлялось, отражало его желание опереться на массы. Другие генералы на Севере, принадлежавшие к реакционным милитаристским группировкам, держали себя, разумеется, совсем иначе.

В 1925 году в армии Фэн Юйсяна уже были гоминьдановцы и коммунисты (нелегально), но политработа еще не велась. И сам~ маршал и его генералы высказывались против нее. Когда весной 1925 года Фэн Юйсяну представили группу наших политических советников, он заявил, что не нуждается в них: у него в армии, дескать, уже налажена политработа. Он имел в виду беседы на антиимпериалистические темы, готовые одно время вели его офицеры, а главное — штудирование библии.

Сохранились записи наших советников, прибывших в 1-ю национальную армию еще весной 1925 года, о том, как она в ту пору выглядела:

«Взаимоотношения солдат и офицеров простые. Солдат не тянется, не выслуживается, держится свободно, вежливо. Отношения между солдатами и генералами — другое дело. Тут резкая грань: произвол, грубое отношение, жестокость, с одной стороны, и рабский страх — с другой. Солдат вынослив, хладнокровен, смел, ранения переносит изумительно терпеливо. Наказания жестокие: за нечаянный выстрел солдату н его начальнику 100 палок, за посещение публичного дома в военное время — тюрьма и 600 палок. Все очень набожные христиане.

В отличие от 2-й н 3-й национальных армий дезертиров и хунхузов 3 на службу не берут. Солдаты — здоровая деревенская молодежь, в городах наборы проводятся как исключение. Каждый новобранец должен представить поручительство. Поэтому грабежи и насилия редки.

Большинство среднего и старшего начсостава — из солдат. Генералы— тоже из солдат, все без образования, связаны с Фэн Юйсяном узами многолетней совместной службы в армии. Фэн Юйсян называет их «своими людьми», поощряет их простую жизнь, периодически организует для них повторные курсы, но пока без особых результатов. Все это накладывает на 1-ю национальную армию очень своеобразный отпечаток.

Слабые места: стрельба не меткая, плохо со снабжением, отсутствуют арсеналы, закупки за границей затруднены из-за отсутствия безопасного порта и по иным причинам. Под арсенал приспособлен монетный двор в Калгане. Складов нет. А у противников— У Пэйфу, Чжан Цзолиня и пр.— первоклассные арсеналы в Ханьяне, Шанхае, Мукдене, Дэчжоу и других городах».

Считалось, что уже тогда у Фэн Юйсяна было 100 тысяч регулярных войск. С осени 1925 года эта армия занимала провинции Ганьсу, Суйюань, Чахар, а также столичный округ. В январе 1926 года власть Фэн Юйсяна распространилась и на провинцию Жэхэ.

В связи с необходимостью создать противовес сильной коннице Чжан Цзолцня по инициативе наших советников встал вопрос о формировании новых и переформировании старых кавалерийских частей. В октябре 1925 года в 1-ю национальную армию уже входило пять конных бригад. К декабрю их свели в корпус и дополнительно организовали новую, 6-ю бригаду. Весной 1926 года, когда в провинции Ганьсу были сформированы три мусульманские бригады, конница Фэн Юйсяна насчитывала 12 тысяч всадников.

Наши советники многое сделали для организации и обучения 1-й национальной армий. Заметно улучшилось политическое ее состояние, за 1925 год в армию влились революционные элементы: студенты, гоминьдановцы. Кое-где под видом гоминьдановцев работали коммунисты, поскольку компартия на Севере была запрещена.

Упрочившиеся контакты Фэн Юйсяна с гоминьданом и коммунистической партией, его поездка в дальнейшем в СССР — прямой результат влияния наших советников.

Цитируется по изд.: Винякова-Акимова В.В. Два года в восставшем Китае. 1925-1927. Воспоминания. М., 1980, с. 69-72.


Фан Юй-сян в Калгане

Мы недолго пробыли в Фэнчжэне. 10 ноября Фэн Юйсян объявил войну Чжан Цзолиню, и конные части из Фэнчжэня двинулись на фронт.

Весть о начале войны с Чжан Цзолинем, которая давно уже назревала, прогремела, как удар грома. Это был поход против самых реакционных сил Китая. В воззвании, опубликованном тогда ЦК КПК, говорилось: «Война против Чжан Цзолиня — это освободительная война»1в.

Была уже зима, когда мы вернулись в Калган. Снега выпало мало, но морозы стояли лютые. Верблюды, бесконечные караваны которых каждый день тянулись по калганскому тракту на Улан-Батор, успели обрасти новой шерстью. Огромные, двугорбые их фигуры, нагруженные тяжелой кладью, казались особенно большими рядом с закутанными в меха, темными силуэтами поводырей, которые вели их на длинных ремнях. В один из этих дней, направляясь в штаб на работу, я заметила, что иа широком дощатом помосте, служившем крыльцом, стоит группа китайских военных и среди них один, довольно плотный, с очень знакомым лицом: густые черные брови н усы, полные, слегка одутловатые щеки. Я поняла, что это Фэн Юйсян (фотографии его часто печатались в газетах), и не удивилась его раннему визиту, так как знала, что свой рабочий день он начинает часов с шести.

Фэн Юйсян что-то говорил окружающим и смеялся, показывая белые как сахар зубы. Возле него стояли советники. По обыкновению своему Фан Юйсян был одет как простой солдат: в стеганые ватные штаны и такую же куртку светло-серого цвета. Только на голове еще была шапка-ушанка из дорогого меха. Он держался свободно, время от времени непринужденно переступая по деревянному настилу крыльца крепкими ногами, обутыми в черные матерчатые тапочки с обмотками. Присущая китайцам моложавость скрадывала его возраст. Ему в то время было уже лет сорок пять, а выглядел он на десять лет моложе. Фэн Юйсян мне понравился открытым, простодушным выражением лица. Что-то в нем было очень привлекательное, и я поняла, почему Примаков так ему симпатизировал.

Фэн Юйсян и советники стояли у самого входа, мне пришлось бы идти сквозь эту группу людей, которые, как мне думалось, говорили о чем-то очень важном, и я оробела, повернула назад. Когда минут через пятнадцать я снова подошла к штабу, Фэн Юй-сяна уже не было.

Потом я еще дважды его видела, но издали. Один раз он проехал мимо на машине, в другой — стоял на пороге галантерейного магазинчика. Его окружала густая толпа, и он запросто пересмеивался с теми, кто был в передних рядах: довольно оборванного вида людьми в лохматых, истрепанных ушанках.

Цитируется по изд.: Винякова-Акимова В.В. Два года в восставшем Китае. 1925-1927. Воспоминания. М., 1980, с. 87-88.


Далее читайте:

Китай в XX веке (хронологическая таблица).

Исторические лица Китая (биографические материалы).

Революция и гражданская война в Китае 1925-1927 гг. (хронологическая таблица).

Вторая гражданская война в Китае 1927-1937 гг. (хронологическая таблица).

Японо-китайская война 1937-1945 гг. (хронологическая таблица).

Вторая мировая война 1939-1945 гг. (хронологическая таблица).

 

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ



ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС