Федоров Николай Федорович
       > НА ГЛАВНУЮ > БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ > УКАЗАТЕЛЬ Ф >

ссылка на XPOHOC

Федоров Николай Федорович

1828-1903

БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
ФОРУМ ХРОНОСА
НОВОСТИ ХРОНОСА
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ
1937-й и другие годы

Николай Федорович Федоров

Портрет Николая Фёдорова работы Леонида Пастернака.

Федоров Николай Федорович (1829-1903) — русский религиозный мыслитель, родоначальник философии космизма, автор утопии, в которой христианская идея спасения человечества овеяна верой в безграничную мощь науки и творческие возможности человека. Прижизненно работы Ф. издавались анонимно и были почти неизвестны. Основные идеи мыслителя изложены в изданном посмертно труде под названием «Философия общего дела».

Федоров не является автором философской системы. Его задача заключалась в том, чтобы привлечь внимание к идее преодоления смерти и возвращения жизни умершим. Не в воскресении (по замыслу Бога), но в воскрешении с помощью научно-технического прогресса мыслитель видел итоговый смысл жизни человечества. Являясь верующим человеком, Федоров рассматривал Апокалипсис как предупреждение Бога о гибели мира, которая случится, если люди не откликнутся на Его призыв и в совместной деятельности не добьются собственного духовного и телесного преображения, преодолевающего смерть, не осуществят выход в космос с целью преобразования других планет и Вселенной в «единое хозяйство». Федоров строил философию «общего дела», «проективную философию действия, а не пассивного созерцания мира».

По мнению мыслителя, дуализм духа и материи, небесного и земного, начало которому положили Сократ и Платон, привел к тому, что знание сейчас принимается за конечную цель, «мысли придается большее значение, чем действию» и мы «все присутствуем при смерти философии». «Чтобы сделаться знанием конкретным и истинным, философия должна стать знанием не только того, что есть, но и того, что должно быть, т.е. она должна из пассивного умозрительного объяснения сущего стать активным проектом долженствующего быть, проектом всеобщего дела». «Неправда» всей прошлой философии, по Федорову, также и в том, что она способствовала тотальному отчуждению, раздробленности человечества на отдельных индивидуумов и замыканию «каждого на самом себе, отдалению себя от живых и умерших». Но человечество призвано в мир для осуществления максимальной «полноты» идеи жизни, которая заключается в том, чтобы «жить... не для себя (эгоизм) и не для других (альтруизм), а со всеми и для всех». Человечество — это не только ныне живущие, но и те, кого уже нет. Истинная «полнота» осуществления идеи человечества, которая входит в понятие Царства Божия, требует преодоления «последнего врага» — смерти, победы над ней и всеобщего «имманентного воскрешения». Расплывчатые и фантастические решения постоянной для Федорова темы давали повод к вульгарному пониманию его основной идеи современниками.

Человек, повторяет Федоров, призван овладеть собственной природой и преображать хаос в космос. «Космос нуждается в разуме, чтобы быть космосом, а не хаосом». Только в ситуации такого «проективного» отношения к природе, истории, к себе самому жизнь человека становится «актом эстетического творчества». Если спасение зависит от самого человечества, «необходимо обращение знания в дело». Тогда нам открывается возможность сделаться орудием Божественного плана, с тем чтобы осуществить «вечное царство на земле». «Сего ради и создан человек», — заключает свои размышления Федорова. Его утопические надежды не знают границ. Смелость его мысли переходит в чистую фантастику, перекликающуюся с научно-техническими идеями конца XX в. Он не боится говорить о «спасении (всей) безграничной вселенной» путем «управления человеком всех небесных миров». Он мечтает об управлении «всемирной силой тяготения, прикрепляющей нас к земле». Он постоянно говорит о «регуляции» человеком «всех систем миров».

Вскоре после смерти мыслителя его идеи получили широкое распространение. В 1914 г. в Одессе был издан сборник, авторы которого пропагандировали философию «общего дела». После 1917 года появилось направление биокосмистов. Их лозунг: «Смерти — смерть! На штурм Вселенной!». Издавались журналы «Биокосмист» и «Бессмертие». Биокосмист А. Ярославский опубликовал фантастический роман «Аргонавты Вселенной» о полете на Луну с использованием ракетного двигателя. Биокосмисты разрабатывали планы создания «второй природы» (ноосферы), удобной для обитания человека, преобразования природы самого человека, в частности превращения «электромагнитной нервной энергии человека в свет и тепло» (П.П. Лазарев) для осуществления непосредственной связи между людьми; говорили об использовании внутриатомной энергии для регенерации человеческого организма (В.И. Вернадский). Космистами были поэты В. Хлебников, В. Брюсов, В. Маяковский; художники К. Малевич и В.Льюшин проектировали космические корабли и станции межпланетного сообщения. Поэт-имажинист И. Грузинов прокламировал создание «космической поэзии». Популярностью пользовался роман К. Циолковского «Вне Земли», в котором детально излагались технические идеи освоения космического пространства с помощью космических кораблей и «космических колоний». А.Л. Чижевский обнародовал свое учение о воздействии космоса на живое. Большое внимание преодолению смерти уделяли П. Флоренский, А. Богданов, А. Луначарский, Л. Троцкий, философ и математик В.Н. Муравьев, А. Лосев в своем учении об имени («Философия имени»).

Кириленко Г.Г., Шевцов Е.В. Краткий философский словарь. М. 2010, с. 390-391.


Вернуться на главную страницу Николая Федорова

 

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ



ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС