Эразм Роттердамский, Дезидерий
       > НА ГЛАВНУЮ > БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ > УКАЗАТЕЛЬ Э >

ссылка на XPOHOC

Эразм Роттердамский, Дезидерий

1466–1536

БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
ФОРУМ ХРОНОСА
НОВОСТИ ХРОНОСА
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ
1937-й и другие годы

Эразм Роттердамский

ART RESOURCE/Erich Lessing
ЭРАЗМ РОТТЕРДАМСКИЙ.
Портрет работы Гольбейна Младшего.

Эразм Роттердамский, Дезидерий (Erasmus Rotterdamus, Desiderius), псевдоним Герхарда Герхардса (Gerhard Gerhards) (1469—1536) — нидерландский гуманист («король гуманистов»), филолог, писатель, богослов. Жил во Франции, Англии, Италии, Германии, был знаком лично и по переписке с виднейшими представителями Гуманизма и Реформации, со многими европейскими монархами, пользовался всеевропейским признанием. Являясь основателем так называемого «христианского гуманизма», который пытался синтезировать культурные традиции античной древности и раннего христианства, Эразм Роттердамский стремился к «наиболее оптимальной комбинации священного и красивого», призывал к новому, углубленному изучению основных христианских текстов. Тщательнейшим образом сопоставив множество древних рукописей, Эразм Роттердамский осуществил в 1516 году первопечатное издание греческого Нового завета с подробным комментарием, а в 1519 году предложил собственный латинский перевод, что стало важным шагом на пути к Реформации и в то же время способствовало развитию научной критики священного писания. С 1516 по 1536 годы Эразм Роттердамский издал сочинения святого Иеронима в девяти томах, Киприана, Псевдо-Арнобия, Хилария, Иринея, Амвросия, Августина, Хризостома, Василия Великого, Оригена. В богословской системе Эразма Роттердамского основное внимание сосредоточивается на человеке и в его отношении к богу, на морально-этических аспектах. Христос для Эразма Роттердамского — прежде всего Учитель и пример для подражания, а уже потом сын божий. Проблем же спекулятивной теологии (троичность божества, сотворение мира, первородный грех и т. п.) Эразм Роттердамский не касается как принципиально неразрешимых. Выступления Эразма Роттердамского против обмирщения церкви, культа реликвий, его борьба за всеобщую доступность книг священного писания предвосхитили требования Реформации. Эразм Роттердамский решительно боролся и с догматическим фанатизмом лютеранства. Лютер после полемики с Эразмом Роттердамским по проблеме свободы воли (1524—1526) стал его злейшим врагом. Эразм Роттердамский имел и друзей и неприятелей как в католическом, так и в протестантском лагере. Близкий друг Буфера и Меланхтона, Эразм Роттердамский в 1529 году был вынужден бежать из ставшего протестантским Базеля. В 1533 году шла речь о назначении Эразма Роттердамского кардиналом, а несколько лет спустя его книги были занесены в «Индекс запрещенных книг». Наиболее известное произведение Эразма Роттердамского — сатирический трактат «Похвала Глупости».

Протестантизм. [Словарь атеиста]. Под общ. ред. Л.Н. Митрохина. М., 1990, с. 312-313.


Вернуться на главную страницу Эразма Роттердамского

 

 

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ



ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС