Эббингауз Герман
       > НА ГЛАВНУЮ > БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ > УКАЗАТЕЛЬ Э >

ссылка на XPOHOC

Эббингауз Герман

1850-1909

БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
ФОРУМ ХРОНОСА
НОВОСТИ ХРОНОСА
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ
1937-й и другие годы

Герман Эббингауз

Эббингауз (Ebbinghaus) Герман (24января 1850, Бармен — 28 февраля 1909, Галле) — немецкий психолог и философ-неокантианец. С 1880 — приват-доцент в Берлине, с 1894 — профессор в Бреслау, с 1905 — в Галле. Работы в области экспериментальной психологии, изучения памяти и внимания («О памяти», 1885). В 1890 основал «Журнал по психологии и физиологии органов чувств» (Zeitschrift fur Psychologie und Physiologie der Sinnesorgane). Сторонник психофизиологического параллелизма: душа и нервная система — это одна и та же система, являющая себя в различных формах. В экспериментах с памятью открыл существование логических механизмов процесса запоминания (осмысленный материал может быть запомнен примерно в 9 раз быстрее, чем аналогичный по объему бессвязный). Если традиционно обучение рассматривалось как неизменное повторение материала, то Эббингауз обратил внимание на закономерности забывания и его связь со временем. Первым зафиксировал феномен «переучивания». Педагогическая направленность трудов Эббингауза подводила к идее поиска некоего «объективного критерия» разума, чем и занялся его ученик В. Штерн (1871—1938), предложивший ряд тестов для определения коэффициента интеллектуального развития (IQ). Под влиянием Эббингауза В. Дильтей стал восприниматься представителями феноменологии (в частности, Э. Гуссерлем) как «психологист».

И. А. Михайлов

Новая философская энциклопедия. В четырех томах. / Ин-т философии РАН. Научно-ред. совет: В.С. Степин, А.А. Гусейнов, Г.Ю. Семигин. М., Мысль, 2010, т. IV, с. 407.

Эббингауз (Ebbinghaus) Герман (1850-1909) — немецкий психолог, один из основателей экспериментальной психологии. Биография. С 1894 г. — профессор в Университете Бреславля (Вроцлава), с 1908 г. - в Галле. Один из основателей журнала Zeitschrift fiir Psychologie und Physiologie der Sinnesorgane. Исследования. Выступал оппонентом В. Дильтея. Первым осуществил экспериментальные исследования памяти, заложив основы классической теории памяти, в которой формирование опыта трактуется как установление следов между отдельными впечатлениями (восприятиями), как образование представления, которое может существовать без воздействий внешних раздражителей. Поставил множество опытов на самом себе, прежде всего по механическому запоминанию бессмысленных слогов, в которых основным условием установления ассоциаций (по пространственной или временной смежности) выступала частота повторения сочетаний отдельных впечатлений (Ober Gedachtnis. Leipzig: Altenberg, 1885). Открыл ряд феноменов психологии памяти, в частности «фактор края» — более эффективно запоминаются первые и последние элементы (слогов) ряда. Это объяснялось тем, что стимулы в начале и в конце испытывают «тормозящее» влияние других элементов только с одной стороны ряда. Построил кривые заучивания и забывания, которые показывают, что эти процессы носят нелинейный характер. Также обнаружил, что осмысленный материал запоминается лучше, чем бессмысленный. Открыл иллюзию контраста, связанную с влиянием на восприятие величины предмета его окружения. Диагностика. Разработал несколько методик для исследования процессов памяти, в частности метод заучивания (метод последовательных воспроизведений), который позволяет построить кривую научения как зависимость количества проб от числа элементов, правильно воспроизведенных в данной пробе; метод антиципации, где воспроизведение в установленном порядке осуществляется с подсказкой. Приступил к разработке теста для выявления степени умственного развития.

Кондаков И.М. Психология. Иллюстрированный словарь. // И.М. Кондаков. – 2-е изд. доп. и перераб. – СПб., 2007, с. 681.

Сочинения: Основы психологии. СПб., 1911-1912. Вып. 1-2. Т. 1; Очерк психологии. СПб., 1911; Смена душевных образований // Хрестоматия по общей психологии: Психология памяти / Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, В. Я. Романова. М.: Изд-во МГУ, 1979; Очерк психологии // Ассоциативная психология. М.: ACT, 1998. Литература. Шульц Д., Шульц С. История современной психологии. СПб.: Евразия, 1998; Ярошевский М. Г. История психологии: От античности до середины XX века. М.: Академия, 1996; Г. Эббингауз // Психология: Биографический библиографический словарь / Под ред. Н. Шихи, Э. Дж. Чепмана, У. А. Конроя. СПб.: Евразия, 1999.

Далее читайте:

Философы, любители мудрости (биографический указатель).

Сочинения:

Uber die Hartmannsche Philosophie des Unbewussten, 1873;

Uber das Gedachtnis. Lpz., 1885;

Theorie des Farbensehens. Lpz., 1893;

Neue Methode zur Priifung geistiger Fahigkeit. Lpz., 1897;

Grundziige der Psychologie, Bd 1—2. Lpz., 1897—1908;

Abriss der Psychologie. Lpz., 1908;

Ober erklarende und beschreibende Psychologie.— «Zeitschrift fur Psychologie und Physiologie der Sinnesorgane», 1896, Bd. 6, S. 161— 205; в рус. пер.: Основы психологии, т. 1, вып. 1—2. СПб., 1911—12;

Очерк психологии. СПб., 1911.

 

 

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ



ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС