Джефферсон Томас
       > НА ГЛАВНУЮ > БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ > УКАЗАТЕЛЬ Д >

ссылка на XPOHOC

Джефферсон Томас

1743-1826

БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
ФОРУМ ХРОНОСА
НОВОСТИ ХРОНОСА
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ
1937-й и другие годы

Томас Джефферсон

Джефферсон (Jefferson) Томас (13.4.1743, Албемарл,— 4.7.1826, Монтиселло), американский просветитель, философ и государственный деятель. Как социальный мыслитель сформировался в период Американской буржуазной революции 18 века, в ходе которой Джефферсон выступил радикальным идеологом и политическим лидером её левого демократического крыла. После завоевания США независимости занимал ключевые государственные посты, был третьим президентом США (1801—1809).

Исходя из гуманистического идеала европейского Просвещения, а также под влиянием интуитивизма Ф. Хатчесона и Э. Шефтсбери, Джефферсон признавал врождённое моральное чувство справедливого и несправедливого, присущее каждому человеку. Исторический процесс представлялся Джефферсону в виде противоборства врождённого нравственного начала и человеческого эгоизма, закрепляемого в социальных и государственных формах, худшими из которых он считал монархию и тиранию. Однако в отличие от французских просветителей Джефферсон отрицал строгий социальный детерминизм и вслед за Юмом полагал, что великие исторические события порой возникают вследствие стечения непредсказуемых обстоятельств, закономерная связь которых непознаваема. В ряде произведений высказывал материалистические взгляды, которые, однако, не получили у Джефферсона философского обоснования.

Близкий в целом к локковскому пониманию теории естественного права, Джефферсон вместе с тем рассматривал право собственности лишь в качестве права гражданского, а не естественного. В Декларации независимости США 1776 года — выдающемся документе демократической социально-философской мысли 18 века — он заявлял, что «...все люди сотворены равными, и все они одарены своим создателем <прирожденными и неотчуждаемыми> очевидными правами, к числу которых принадлежит жизнь, свобода и стремление к счастью» (см. в кн.: «Американские просветители», т. 2, 1969, с. 27). Гарантия сохранения демократии, по Джефферсону, заключается в праве народа периодически поднимать восстания против узурпаторов свободы. Мирный путь сохранения народоправия Джефферсон связывал с принципами макс. уравновешивания и рассредоточения власти. Отрицательно относясь к промышленному и урбанистическому пути развития США, Джефферсон предлагал ввести равное разделение земельной собственности и сделать класс мелких фермеров социально-экономической основой государственного строя США.

Джефферсон активно выступал против партии «федералистов» - объединения крупных магнатов и финансистов, отличавшихся воинств, антидемократическим устремлениями. Однако собственная политическая линия Джефферсона порой отличалась либеральной неустойчивостью и непоследовательностью (например, по вопросу о негритянском рабстве).

На протяжении всей истории США теоретическое наследие Джефферсона находилось и находится ныне в центре идейной и политической борьбы по проблемам демократии, прав человека и гражданских свобод.

Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983.

Сочинения: Papers, ed. J. P. Boyd, v. l—fl9j, Princeton, 1950—[74]· в рус. пер.— Амер. просветители. Избр. произв., т. 2, М. 1969

Литература: Маркс К. иЭнгельс Ф., Соч., т. 16, с. 17; Αптекер Г., О природе демократии, свободы и революции пер с англ., М., 1970; Каримский А. М., Революция 1776 г и становление амер. философии, М., 1976; White M. G., The philosophy of the American Revolution, Oxf., 1978; Two centuries of philosophy in America, ed. by P. Caws, Oxf., 1980.


Вернуться на главную страницу Джефферсона.

 

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ



ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС