Джемс Уильям |
|
1842—1910 |
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ |
XPOHOCВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТФОРУМ ХРОНОСАНОВОСТИ ХРОНОСАБИБЛИОТЕКА ХРОНОСАИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИБИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫСТРАНЫ И ГОСУДАРСТВАЭТНОНИМЫРЕЛИГИИ МИРАСТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫМЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯКАРТА САЙТААВТОРЫ ХРОНОСАРодственные проекты:РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙДОКУМЕНТЫ XX ВЕКАИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯПРАВИТЕЛИ МИРАВОЙНА 1812 ГОДАПЕРВАЯ МИРОВАЯСЛАВЯНСТВОЭТНОЦИКЛОПЕДИЯАПСУАРАРУССКОЕ ПОЛЕ |
Уильям ДжемсДжеймс (James) Уильям (1842-1910) - американский философ, один из основоположников прагматизма. Первоначально занимался психологией, в рамках которой сформулировал ряд идей, впоследствии ставших органической частью его концепции прагматизма. Главные из них - учение о сознании как «чистом потоке» опыта, из которого человек на основе своего «внимания» или «интереса» вычленяет определенные аспекты и фрагменты, а также понимание сознания как инструмента отбора человеком средств для достижения стоящих перед ним практических целей. Взяв за основу прагматическую теорию значения Ч. Пирса, согласно которой значение наших идей и теорий определяется их практическими следствиями, Джеймс превратил ее в прагматистскую теорию истины, а также в прагматистский метод оценки философских, научных и религиозных концепций. Прагматическая теория истины в интерпретации Джеймса утверждает, что идеи и теории являются истинными постольку, поскольку они удовлетворительно служат для нас инструментами, помогающими добиваться успеха и получать желаемые практические результаты. В качестве метода улаживания философских споров прагматизм Джеймса также отталкивается от понятия практических последствий: если две философские доктрины различаются по своим практическим последствиям, то они различны, в противном случае различия между ними нельзя признать существенными и потому между ними невозможно осуществить осмысленный выбор. При этом сам прагматизм изображается Джеймсом как срединный путь в философии, способный примирить противоположности натурализма и объективного идеализма неогегельянского типа (Неогегельянство). В работах, написанных в начале 20 века, Джеймс сформулировал также концепцию опыта, получившую название «радикального эмпиризма». Согласно этой концепции, в мире имеется только одно первоначальное вещество, из которого состоят все вещи и которое является «чистым опытом». В процессе познания, который, в свою очередь, является лишь моментом человеческого поведения, этот «чистый опыт» расчленяется на субъект и объект познания. В то же самое время Джеймс отрицал наличие логической связи между своим пониманием прагматизма и концепцией «радикального эмпиризма». В метафизике Джеймс выступал последовательным сторонником плюрализма, что нашло свое выражение, с одной стороны, в разработке им концепции открытой, изменчивой, «плюралистической вселенной» и в критике натурализма, детерминизма и монизма - с другой. Иными словами, в философии Джеймса прагматистские установки находят свое выражение также в форме плюралистической концепции метафизики, которая не признает, что мир представляет собой единое целое и не стремится к поиску единообразных объяснений происходящих в нем событий. Согласно Джеймсу, только принятие плюралистической гипотезы об устройстве вселенной позволяет объяснить наличие в мире свободы, многообразия и новизны. В философии религии Джеймс известен как создатель оригинальной психологической концепции «религиозного опыта», направленной на систематическое описание базисных религиозных представлений, чувств и настроений. Такая концепция давала возможность путем психологического изучения непосредственного содержания религиозного сознания представить религию как совокупность действий, чувств и представлений отдельных личностей, которые с их помощью вступают в определенные отношения к Божеству. При этом истинность самих религиозных идей определяется Джеймсом прагматически, а именно их ценностью для действительной жизни и благотворным влиянием на поступки людей, эти идеи исповедывающих. Современная западная философия. Энциклопедический словарь / Под. ред. О. Хеффе, В.С. Малахова, В.П. Филатова, при участии Т.А. Дмитриева. М., 2009, с. 254-255. Сочинения: Зависимость веры от воли и другие эссе. СПб., 1904; Многообразие религиозного опыта. СПб., 1910; Прагматизм. СПб., 1910; Вселенная с плюралистической точки зрения. М., 1911; Введение в философию // Джеймс У. Введение в философию. Рассел Б. Проблемы философии. М., 2000; The Principles of Psychology. N.Y., 1890; The Meaning of Truth. N. Y., 1909; Essays in Radical Empiricism. N. Y., 1912; The Works of William James. V. 1-17. Cambridge (MA), L., 1975. Вернуться на главную страницу Джеймса
|
|
ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ |
|
ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,Редактор Вячеслав РумянцевПри цитировании давайте ссылку на ХРОНОС |