Дюркгейм Эмиль |
|
1858—1917 |
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ |
XPOHOCВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТФОРУМ ХРОНОСАНОВОСТИ ХРОНОСАБИБЛИОТЕКА ХРОНОСАИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИБИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫСТРАНЫ И ГОСУДАРСТВАЭТНОНИМЫРЕЛИГИИ МИРАСТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫМЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯКАРТА САЙТААВТОРЫ ХРОНОСАРодственные проекты:РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙДОКУМЕНТЫ XX ВЕКАИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯПРАВИТЕЛИ МИРАВОЙНА 1812 ГОДАПЕРВАЯ МИРОВАЯСЛАВЯНСТВОЭТНОЦИКЛОПЕДИЯАПСУАРАРУССКОЕ ПОЛЕ |
Эмиль ДюркгеймДюркгейм (Durkheim) Эмиль (1858—1917) — французский философ-позитивист, педагог и социолог, основатель французской социологической школы. Биография. С 1887 г. вел курсы но социологии и педагогике в Университете Бордо, с 1896 г. — профессор социологии и педагогики, с 1902 г. — профессор Сорбонны. С 1896 по 1912 г. издавал «Социологический ежегодник». Исследования. Под влиянием идей Ш. Монтескье и О. Конта развивал идею о зависимости человеческой психики от культуры. По его представлениям, общество описывается не через отдельных индивидов, а через взаимодействие между ними. При этом социальные факты, к которым относятся, например, язык, нормы поведения, социальные стереотипы, существуют вне индивида и навязываются ему директивным образом. В основе социального поведения лежит совместная регуляция поведения. Становясь социальным, входя в общность «мы», индивид теряет свою персональность. Каждое социальное явление соответствует определенной потребности общества, В частности, Э. Дюркгейм считал, что разделение труда имело следствием не столько повышение эффективности технологического процесса, сколько появление солидарности (О разделении общественного труда. Одесса, 1901; М., 1991). При этом описывались два типа социальной солидарности; механический и органический. Механический основан па сходстве индивидуальных сознаний, целиком поглощаемых коллективным, и доминирует в архаических обществах; органический же, возникающий с раз-делением общественного труда, основан на разделении функций и индивидуальных особенностях и доминирует в современных обществах. На основе этих методологических установок трактовал отклоняющееся поведение как реакцию индивида на разрушение социальных норм, как реакцию по отношению к «аномии» (Le suicide. Etudes sociologiques. P., 1897; в рус. пер.: Самоубийство. СПб., 1912; Самоубийство: Социологический этюд. М., 1994). Так, на основании анализа статистических данных доказал зависимость числа самоубийств от характера и интенсивности социальных связей. Также пришел к заключению о социальной обусловленности религии и познания и признанию их роли в поддержании социального единства. Кондаков И.М. Психология. Иллюстрированный словарь. // И.М. Кондаков. – 2-е изд. доп. и перераб. – СПб., 2007, с. 189-190. Сочинения: Les regies de la methode sociologique. 2. P., 1907; в рус. пер.: Метод социологии. Киев; Харьков, 1899; Sociologie et philosophie. P., 1924; Lecons de sociologie. P., 1950; Социология и социальные науки // Метод в науках. СПб., 1911; Социология и теория познания // Новые идеи в социологии. СПб., 1914; Социология образования. М.: Ингор, 1996. Литература: Ковалевский М. Современные социологи. СПб, 1905; Кон И. С. Позитивизм в социологии. Л,, 1964; Ярошевский М. Г. История психологии; От античности до середины XX века. М.: Академия, 1996. Вернуться на главную страницу Дюркгейма
|
|
ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ |
|
ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,Редактор Вячеслав РумянцевПри цитировании давайте ссылку на ХРОНОС |