Дунаевский Исаак Осипович
       > НА ГЛАВНУЮ > БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ > УКАЗАТЕЛЬ Д >

ссылка на XPOHOC

Дунаевский Исаак Осипович

1900-1955

БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
ФОРУМ ХРОНОСА
НОВОСТИ ХРОНОСА
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ
1937-й и другие годы

Дунаевский Исаак Осипович

Дунаевский Исаак Иосифович (1900-1955) советский композитор, автор "Песни о Каховке", "Марша энтузиастов" и др., один из создателей советской оперетты ("Сын клоуна", "Золотая долина", "Белая акация" и др.), автор музыки и песен к советским кинофильмам "Веселые ребята", "Цирк", "Волга-Волга", "Светлый путь", "Кубанские казаки" и др. Некоторые обвиняют его в плагиате у композиторов популярной западной музыки, но по большей части это злопыхательство не слишком проворных конкурентов. Компьютеров тогда еще не было, так что его авторство не вызывает сомнений. 

Дунаевский Исаак Осипович (1900—1955) — советский композитор, народный артист РСФСР (1950), пред. Ленинградского союза композиторов (1937-1941).

С 1919 г. работал как композитор и дирижер в драматических театрах Харькова. С 1924 г. руководил музыкальной частью Московского театра сатиры, писал оперетты, балеты, музыку к драматическим спектаклям. В 1929 г. — музыкальный руководитель и главный дирижер ленинградского мюзик-холла (1929— 1934), сотрудничал с джаз-оркестром Л. О. Утесова, возглавлял Ансамбль песни и пляски Дворца пионеров (1938—1941), художественный руководитель Ансамбля Центрального дома культуры железнодорожников (1938—1948).

Один из создателей советской оперетты — написал 12 произведений в этом жанре: «И нашим, и вашим» (1927), «Женихи» (1927), «Золотая долина» (1937), «Вольный ветер» (1947) и др.

С 1932 г. начал работать как создатель музыки к кинофильмам: «Веселые ребята» (1934), «Три товарища» (1935), «Вратарь» (1936), «Цирк» (1936), «Дети капитана Гранта» (1936), «Волга-Волга» (1938) и др.

Особо известен как композитор-песенник, сочинения которого отличаются мажорным настроем. «Песня о Родине» из кинофильма «Цирк» стала позывными сигналами Центрального радио. Создал также ряд песен в жанре лирико-бытового романса и песни-вальсы: «Летите, голуби», «Молчание», «Не забывай» и др.

Орлов А.С., Георгиева Н.Г., Георгиев В.А. Исторический словарь. 2-е изд. М., 2012, с. 171-172.

ДУНАЕВСКИЙ Исаак Осипович (Иосифович) (1900-1955). Композитор, народный артист РСФСР (1950). Родился в семье служащего в городе Лохвицы на Украине. В 1910 г. поступил в Харьковское музыкальное училище; одновременно учился в гимназии. После окончания училища (1919) работал скрипачом в оркестре, концертмейстером. В 1920 г. был принят в Харьковский русский драматический театр. В том же году состоялось первое выступление Дунаевского как театрального композитора (музыка к спектаклю «Женитьба Фигаро»). В 1924 г. он переехал в Москву, руководил музыкальной частью театра «Эрмитаж», работал в Театре сатиры. В 1929-1934 гг. — композитор и главный дирижер Ленинградского мюзик-холла; в сотрудничестве с «Теа-джазом» Л. Утесова создал несколько театрализованных эстрадно-песенных программ. С 1937 г. Дунаевский руководил ансамблем песни и пляски Ленинградского Дворца пионеров, одновременно возглавлял аналогичный ансамбль Центрального Дома культуры железнодорожников (1938-1948). В годы войны во главе ансамбля совершал поездки по стране, выступал в воинских частях, на оборонных заводах. С 1943 г. и до конца жизни жил в Москве. Дунаевский — автор 12 оперетт («Женихи», 1927 г.; «Золотая долина», 1937 г.; «Вольный ветер» 1947 г.; «Белая акация», 1955 г. и др.), 4 балетов и музыки к 30 драматическим спектаклям. Однако наиболее ярко талант Дунаевского проявился в песенном творчестве («Песня о Родине», «Марш веселых ребят», «Песня о Каховке», «Марш энтузиастов», «Школьный вальс» и др.) и музыке к кинофильмам: «Веселые ребята» (1934), «Вратарь» (1936), «Цирк» (1936), «Дети капитана Гранта» (1936), «Волга-Волга» (1938), «Весна» (1947), «Кубанские казаки» (1950) и др. Мелодии композитора обрели широкую популярность в 30-50-х годах и оказали огромное влияние на развитие советской эстрадной песни. Дунаевский был дважды удостоен Сталинской премии СССР (1941, 1951), награжден орденом Трудового Красного Знамени.

Сталин и Дунаевский. Общеизвестно, что Сталину нравилась музыка Дунаевского (в особенности мелодии из кинофильма «Волга-Волга»), но самого композитора, как считает биограф Дунаевского Н. Шафер, Сталин недолюбливал. Во-первых, его раздражала популярность Дунаевского, а во-вторых, он затаил обиду на композитора, чья маловыразительная «Песня о Сталине» («От края до края, по горным вершинам») носила явно вымученный характер и никак не могла сравниться с вдохновенной «Песней о Родине».

Среди музыкантов бытует история о том, что вождь, впервые прослушав «Песню о Сталине», сказал: «Товарищ Дунаевский приложил весь свой замечательный талант, чтобы эту песню о товарище Сталине никто не пел».

И действительно — солисты, различные хоры и ансамбли предпочитали исполнять другие новейшие песни о Сталине: «На дубу зеленом» В. Захарова (стихи М. Исаковского), «Взмыл орлом от гор высоких» Л. Ревуцкого (стихи М. Рыльского), «На просторах Родины чудесной» М. Блантера (стихи А. Суркова)... Наконец появилась «Кантата о Сталине» А.В. Александрова, и песня Дунаевского, написанная ранее на те же самые слова, была мгновенно забыта.

«Но я бы погрешил против истины, — пишет Н. Шафер, — если бы стал в угоду времени доказывать, что Дунаевский не испытывал к Сталину симпатии, что его из-под палки заставляли воспевать „отца народов", а он этого не хотел. Нет... В книге избранных писем Дунаевского опубликовано его письмо к Р.П. Рыськиной от 23 декабря 1949 г. Но в нем произведены купюры, и одну из них необходимо восстановить:

„Москва отпраздновала 70-летие И.В. Сталина. Мне, как творцу, надлежит видеть в событиях окружающей жизни ту романтику, которую, может быть, не все ощущают. Но не надо здесь никаких романтических взглядов, чтобы сказать, что Сталин является величайшим человеком нетолько нашей эпохи. В истории человеческого общества мы не найдем подобных примеров величия и грандиозности личности, широты, популярности, уважения и любви. Мы должны гордиться, что являемся его современниками и пусть крохотными сотрудниками в его деятельности. Как часто мы (особенно молодежь) забываем, что одним воздухом дышит с нами, под одним с нами небом живет Сталин. Как часто у нас кричат «Дорогой любимый Сталин», а потом уходят в свои дела и пакостят на работе, в жизни, в отношениях к людям, друзьям, товарищам. Сосуществование со Сталиным требует от его современников безграничной чистоты и преданности, веры и воли, нравственного и общественного подвига. Сама жизнь Сталина является примером такого подвига во имя лучшей жизни на всей земле".

Если бы эти слова были частью какой-либо статьи, их не стоило бы приводить. Но они — из частного письма, не предназначенного для печати. Значит, каждое слово этого письма — искреннее».

Своего мнения о вожде композитор не изменил даже тогда, когда в 1952 г. по делу «врачей-вредителей» был арестован его двоюродный брат — профессор-уролог Л. Дунаевский, а сам он едва не стал одной из многочисленных жертв «борьбы с космополитами». «Наивная и страстная душа», Дунаевский полагал, что цинизм и безнравственность существуют в нашем обществе не благодаря Сталину, а вопреки ему. Можно ли это поставить ему в вину? Эренбург в мемуарах пишет: «Мы думали (вероятно, потому, что нам хотелось так думать), что Сталин не знает о бессмысленной расправе с коммунистами, с советской интеллигенцией... »

Некоторые современные критики считают, что песни Дунаевского были «опиумом» для народа. В качестве примера приводят «Марш энтузиастов». Однако на песни Дунаевского ополчаются обычно литераторы, а не музыканты. Их раздражает прежде всего текст, сквозь призму которого они воспринимают музыку. Музыканты же восхищаются художественным совершенством музыки... Позднее «Литературная газета» писала: «Случалось, что в песнях Дунаевского слова лгали, но музыка — никогда. Она выжила благодаря своему благородству».

Трагедия Дунаевского в том, что лучшие его песни становились как бы ширмой для прикрытия беззаконий, творившихся в стране. Гениальная «Песня о Родине», ни в чем не повинная, аккомпанировала сталинским залпам, поражавшим маршалов и писателей, рабочих и интеллигентов. В. Астафьев назвал эту песню Дунаевского «ежеутренней молитвой, исполняемой по радио М.О. Рейзеном» 1) (Литературная газета. 1987. 9 дек.) Во второй половине 30-х годов песню действительно передавали каждое утро. С точки зрения писателя, эта «молитва» звучала кощунственно на фоне бараков спецпереселенцев, «высылок, перемещений, всеобщих колотух во имя светлого будущего».

Несмотря на славу и популярность, сам-то композитор дышал не очень вольно. Например, за рубеж его не пускали. Один раз выпустили на короткое время в Чехословакию — там снимался фильм «Весна», к которому он писал музыку. И больше — никуда. К концу жизни Дунаевскому невыразимо тяжело было сознавать, что он долгие годы находился в положении художника, которого никуда «не пущали».

Романтик, он страдал от несоответствия идеала действительности. 2 сентября 1950 года в одном из своих писем Дунаевский писал: «Нам все время тычут в пример Толстого и Чехова, Чайковского и Глинку... Но забывают, что нам не дают писать так, как писали они...»

В другом письме, от 27 декабря того же года, находим такие строки: «Меня просил Большой театр написать балет „Свет". Но как писать о колхозной электростанции? О колхозной электростанции написано 16 повестей, имеются кинофильмы и т. д. Сколько можно?»

А вот фрагмент его неопубликованного письма от 22 июня 1951 г.: «Все труднее и труднее становится работа на творческом поприще. И непотомуплохо, что трудно. Не потому плохо, что вырастают все новые и новые задачи, требующие своего осуществления и творческого выражения. Нет! Плохо и мучительно невыносимо то, что никто не знает, какая дорога правильна, что все запутались, боятся, перестраховываются, подличают, провоцируют, подсиживают, меняют каждый день свои убеждения, колотят себя в грудь, сознаваясь в совершенных и несовершенных ошибках... Страшно, что прозвучавшее слово отрицательной критики является уже непререкаемым законом, открывающим столько гадкого и мутного словоговорения и пакости людской, против которой нет никакой защиты, кроме собственной совести».

Мысль, что, воспевая мечту, он грешит перед правдой, преследовала Дунаевского долгие годы.

В повседневной жизни Дунаевский был общительным человеком. Было у него и хобби — он собирал долгоиграющие пластинки, которые ему привозил из Греции его друг Костакис.2) К середине 50-х годов у композитора была одна из самых больших коллекций в СССР.

Дунаевский был женат (с 1925 г.) на Зинаиде Судейкиной. В 1932 г. у них родился сын Евгений. В 1945 г. у Дунаевского от гражданской жены Зои Пашковой родился сын Максим.

В последний год своей жизни Дунаевский буквально метался между двумя семьями. В одном из писем он писал своей знакомой: «Выдержу ли собственные терзания? Хватит ли сил?.. Безволен я и слаб». В конце концов ему удалось выхлопотать для себя и молодой любовницы квартиру в композиторском кооперативе на улице Огарева, купить ей дачу в Снегирях. Вскоре должно было состояться новоселье, однако Дунаевский внезапно скончался. В медицинском заключении говорилось, что причина смерти — сердечная недостаточность. Между тем в народе стали упорно распространяться слухи о том, что композитор покончил с собой из-за какой-то темной истории, связанной с его сыном Евгением. Сам Е.И. Дунаевский рассказывает: «7 ноября 1951 г. поехал со своими сокурсниками отмечать праздники на дачу во Внуково. А там — ночью, пока я спал, — так называемые друзья выкрали у меня ключи от машины, сели в нее и поехали кататься. А ездили они плохо, машина разбилась, при этом погибла девушка (студентка 3 курса ВГИКа Зина Халеева.— Сост.). Поскольку машина была оформлена на меня, мне, как морально ответственному, и, пришлось за все отвечать» (Минчёнок Д. Исаак Дунаевский. М., 1998. С. 548).

На снимке, сделанном за два месяца до самоубийства композитора и за девять месяцев до XX съезда партии, Дунаевский смотрит спокойно и доброжелательно. С отзывчивостью на чужую боль и с затаенной собственной болью. С доверчивой незащищенностью. И... с двумя Ста-линами на лацкане пиджака.

Дунаевский похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище (Шафер Н. Парадокс Дунаевского // Огонек. 1988. № 30. С. 22-23; Сараева-Бондарь А.М. Дунаевский в Ленинграде. Л., 1985; Раззаков Ф. Досье на звезд. М.. 1998. С. 33-42).

Примечания

1) M.O. Рейзен (1895-1992) — певец (бас), народный артист СССР (1937). Трижды лауреат Сталинской премии (1941, 1949, 1951).

2) Г.Д. Костакис (1913-1990) — сотрудник греческого посольства в Москве; известный коллекционер. Собрал огромную коллекцию живописи русского авангарда. В 1978 г. под давлением советских властей вынужден был уехать на историческую родину. Жил в Афинах. Значительная часть собрания Костакиса осталась в СССР. 

Использованы материалы кн.: Торчинов В.А., Леонтюк А.М. Вокруг Сталина. Историко-биографический справочник. Санкт-Петербург, 2000.

 

 

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ



ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС