Дудинцев Владимир Дмитриевич |
|
1918-1998 |
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ |
XPOHOCВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТФОРУМ ХРОНОСАНОВОСТИ ХРОНОСАБИБЛИОТЕКА ХРОНОСАИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИБИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫСТРАНЫ И ГОСУДАРСТВАЭТНОНИМЫРЕЛИГИИ МИРАСТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫМЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯКАРТА САЙТААВТОРЫ ХРОНОСАРодственные проекты:РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙДОКУМЕНТЫ XX ВЕКАИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯПРАВИТЕЛИ МИРАВОЙНА 1812 ГОДАПЕРВАЯ МИРОВАЯСЛАВЯНСТВОЭТНОЦИКЛОПЕДИЯАПСУАРАРУССКОЕ ПОЛЕ |
Владимир Дмитриевич Дудинцев
Дудинцев Владимир Дмитриевич (1918/1998) — советский писатель. Литературную деятельность Дудинцева начинает с обращения к жанру рассказа (многие из рассказов Дудинцева были запрещены). Первое крупное сочинение автора — роман «Не хлебом единым». Известность и признание творчества Дудинцева связано с романом «Белые одежды», в котором основной темой послужила наука и жизнь советских ученых. Гурьева Т.Н. Новый литературный словарь / Т.Н. Гурьева. – Ростов н/Д, Феникс, 2009, с. 92.
Дудинцев Владимир Дмитриевич (1918–1998), прозаик. Родился 16 июля (29 н.с.) в городе Купянске Харьковской области. После окончания школы поступил в Московский юридический институт, получив диплом в 1940 году. Вскоре был призван в ряды Красной Армии и с первых дней Отечественной войны принял участие в боевых операциях. После тяжелого ранения под Ленинградом работал в военной прокуратуре в Сибири (1942 - 45). В послевоенные годы переехал в Москву, сотрудничал в газете "Комсомольская правда", писал очерки. В 1952 вышел первый сборник рассказов Дудинцева "У семи богатырей". В 1956 был напечатан роман "Не хлебом единым", наделавший много шума, вызвавший многочисленные отклики и резкую критику, острые дискуссии. К.Паустовский защищал и роман, и его автора. В 1960 Дудинцев опубликовал аллегорическую "Новогоднюю сказку", в 1963 - сборник "Рассказы". В 1986 выходит роман "Белые одежды" (о советской биологии в 1948), имевший огромный успех и вновь заставивший говорить об авторе. В.Дудинцев живет и работает в Москве. (Умер в 1998 году - Прим. ред.) Использованы материалы кн.: Русские писатели и поэты. Краткий биографический словарь. Москва, 2000.
Дудинцев Владимир Дмитриевич (1918–1998), русский советский писатель. Родился 16 (29) июля 1918 в г.Купянске Харьковской области. Отец Дудинцева, царский офицер, был расстрелян красными. После окончания в 1940 Московского юридического института был призван в армию. После ранения под Ленинградом работал в военной прокуратуре в Сибири (1942–1945). В 1946–1951 – очеркист «Комсомольской правды». Начал печататься в 1933. В 1952 издал сб. рассказов У семи богатырей, в 1953 – повесть На своем месте. Потрясающий успех имел опубликованный в 1956 в журнале «Новый мир» роман Дудинцева Не хлебом единым, рассказывающий о тщетных попытках провинциального инженера Лопаткина, честного и мужественного человека, пробить со своим изобретением, ускоряющим и удешевляющим жилищное строительство в послевоенной разрушенной стране, стену безразличия чиновников, из корыстных и карьерных побуждений поддерживающих альтернативный, заведомо негодный проект столичного профессора. Узнаваемый по точно выписанным деталям и психологическим характеристикам сюжет прочитывался как правдивое и яркое обращение, в лучших традициях русской реалистической прозы, к наболевшим проблемам современности. Его обвинили в «клевете», а после журнального издания философско-аллегорической Новогодней сказки (1960) о невозвратной ценности каждого мгновения, так часто растрачиваемого впустую или убиваемого мелочами и стремлением к ложным целям, и выхода в свет сборников Повести и рассказы (1959) и Рассказы (1963), к фактическому запрету на публикации произведений Дудинцева. Только в 1987, с началом «перестройки», появился в печати и сразу стал вехой в истории современной русской литературы второй многолетний труд Дудинцева – роман Белые одежды (Государственная премия СССР, 1988), основанный на повествовании о противоборстве в советской науке 1940–1950-х годов ученых-генетиков со сторонниками «академика-агронома» Т.Д.Лысенко, уверявшего, что при должном уходе из ржи может вырасти пшеница; о том, как первые (в романе – Иван Стригалев, Федор Дежкин и их соратники) в атмосфере полного господства вторых («народный академик» Рядно) и с неожиданной поддержкой отдельных представителей разных социальных слоев (вплоть до полковника госбезопасности) продолжают тайком свои опыты, надев вынужденную личину конформизма (как это делали реальные ученые, Н.А. и А.А.Лебедевы – адресаты авторского посвящения книги). Не случайно актуальное в отечественной литературе 1960–1990-х годов соотнесение современности с историей, мифологией и религией воплощено в этом романе темой Святого Себастьяна – реального исторического лица, начальника телохранителей жестокого гонителя христиан римского императора Диоклетиана, тайно крестившего полторы тысячи человек и за это расстрелянного тысячью стрел. Так, по мысли Дудинцева, не боясь мучений и даже смерти, совершает настоящий человек свой нравственный выбор – и тем заслуживает право на «белые одежды», чистым светом сияющие в Откровении Иоанна Богослова, эпиграфом из которого предваряется роман. Звучащий мотив страдания как важного и даже необходимого условия самопознания и самосовершенствования личности, отчетливый в творчестве Дудинцева, сам писатель объясняет так: «Я убежден, что только в по-настоящему суровых условиях проявляются наши лучшие и худшие стороны. Мне кажется, что в обществе, где „не доносятся жизни проклятья в этот сад за высокой стеной", я и писателем не стал бы». С другой стороны, именно в ученых – изобретателях, «поисковиках», экспериментаторах, пролагателях новых путей, страстных и увлеченных людях, Дудинцев видел хранителей животворящего творческого начала. Умер Дудинцев в Москве 22 июля 1998. Биографическая справка с сайта http://www.krugosvet.ru/
Дудинцев Владимир Дмитриевич [16(28)7.1918, Купянск Харьковской обл.- 23.7.1998, Москва] — прозаик. В 1940 окончил Московский юридический институт. Участник Великой Отечественной войны. После ранения в 1942 под Ленинградом работал военным прокурором в Сибири. В 1946-51 — очеркист «Комсомольской правды». Писать стал рано. Будучи школьником, получил премию на Всесоюзном конкурсе, при этом жюри отметило «изощренную литературную форму». В молодости увлекался зарубежной литературой — Дос Пассосом, Джойсом, Прустом, Хемингуэем. Был знаком с И.Бабелем. Впоследствии Дудинцев написал о себе как о человеке, «чья полная ярких событий юность счастливым образом совпала с прекрасной кровавой юностью нашей страны, тоже слепой, хоть и окрашенной в праздничные тона». Начал печататься в 1933. Эти свои литературные опыты Дудинцев сам осудил за то, что «видел только внешнее» и пытался это внешнее запечатлеть в слове. С годами пришло понимание, что «самое высшее из того, что есть в природе, и самое достойное внимания — это не вещи, а человек. И что самое высшее из того, что есть в человеке,— это бесконечность вариантов его личности» (Две магии искусства // Литературная газета. 1966. 13 авг.). Отсюда — убежденность писателя, что существуют «две магии искусства»: первая заключена в даре художника, в его способности «видеть точно и страстно вещи, жесты, тончайшие движения души». Вторая магия заключена в способности «испытывать боль», в даре сочувствия «горестям и радостям людей», в готовности броситься «в драку». Впервые высказав эти мысли о природе творчества в статье, опубликованной в «Литературной газете» в 1966, Дудинцев вернулся к ним, готовя переизданием своего романа «Не хлебом единым» и написав к нему предисловие (1990). Именно этот роман, впервые опубликованный в «Новом мире» в 1956, принес автору шумную известность у многочисленных читателей. История противоборства изобретателя Дмитрия Лопаткина с директором комбината, а впоследствии крупным министерским работником Леонидом Дроздовым вызвала бурные дискуссии. Многолюдные обсуждения романа прошли в Ленинградском университете, в Москве. Однако вскоре он был подвергнут резкой критике, к которой имело прямую причастность тогдашнее высшее руководство страны. Писателя обвиняли в очернении действительности, искажении ее в романе, в преувеличении опасности бюрократизма. Между тем Дудинцев взял, казалось бы, расхожий для послевоенной литературы сюжет: борьба «новатора» с «консерватором». Он был настолько распространен, что стал объектом пародий, эстрадного злословия. Однако произведение Дудинцева еще раз подтвердило истину, что для настоящего художника не существует избитых, сношенных тем. Успех романа был обусловлен той гражданской страстностью, с которой ведется повествование о борьбе, мытарствах и страданиях Лопаткина. Кроме того, уже в этом произведении, расширяя рамки конкретной ситуации, Дудинцев начинает свое исследование человеческой природы, «бесконечности вариантов... личности», побудительных мотивов в поведении и поступках главных персонажей. Эти более масштабные координаты заданы уже «евангельским» названием романа; обращает на себя внимание и тот факт, что Лопаткину — 33 года: возраст Христа. То, что было лишь намечено в первом романе, получило свое художественно убедительное воплощение в «Белых одеждах» (1986) — самом значительном произведении Дудинцева. Действие большей части романа происходит в конце 1940-х, после августовской сессии ВАСХНИЛ (Всесоюзная академия сельскохозяйственных наук им.Ленина), положившей начало разгрому ученых-генетиков, целой отрасли биологической науки и укреплению всевластия «народного академика» Т.Лысенко. Основное место действия — подмосковный науч. городок, куда академик Кассиан Рядно посылает своего ученика («сынка»), чтобы разоблачить окопавшихся там «вейсманистов-морганистов» («куб-ло»). Была у академика и потаенная цель — чтобы его посланец Федор Дежкин добыл новый сорт картофеля, выведенный биологом Иваном Стригалевым. Этот сорт Рядно обещал (как собственное науч. достижение) правительству и лично Сталину. Однако ученик не оправдал доверия своего наставника, приняв сторону гонимых и сохранив науч. приоритет за погибшим в лагере Стригалевым. Почти одновременно с романом Дудинцева к трагическим событиям, вызванным произволом «школы Лысенко» в биологии, обратились В.Амлинский в повести об отце «Оправдан будет каждый шаг...», Д.Гранин в книге «Зубр». Автор «Белых одежд» раскрыл тему по-своему, проявив гражданский темперамент, страстность, готовность «броситься в драку». Повествование ведется напряженно, динамично, обретая временами почти детективную остроту. Многиме персонажи романа (Дежкин, академик Посошков, полковник госбезопасности Свешников), пытаясь защитить правое дело, сохранить от репрессии невиновных, «ходят по краю», рискуя жизнью, а то и расплачиваясь ею за свой выбор. В романе Дудинцева есть конкретность, почти документальная достоверность в воссоздании картины времени, его примет. Вместе с тем происходящие драматические события становятся толчком, дают импульс для значительных социально-психологических и философских обобщений. Отсюда — яркая образность прозы, многочисленные метафоры, пронизывающие все повествование. Прежде всего это образ борьбы, войны. Дежкин, Стригалев — участники недавно закончившейся Великой Отечественной. Так сложилось, что война продолжилась и в мирное время. Поэтому то и дело возникают метафоры: «линия фронта», «передний край», и так вплоть до сильнейшей — «высокого берега», занятого противником, и «низкого берега», где находятся свои (финал «Белых одежд»). Как и в первом романе, Дудинцев прибегает к библейским параллелям. В название вынесены слова Иоанна Богослова: «Сии, облаченные в белые одежды, кто они и откуда пришли? Они пришли от великой скорби». В самом же тексте неоднократно возникает образ св. Себастьяна, начальника телохранителей императора Диоклетиана. Св.Себастьян не только тайно принял христианство, но и обратил в новую веру многих, за что был казнен (очевидна параллель с судьбой полковника Свешникова). По словам литературоведа Г.Гачева, у Дудинцева «литература и стихи в крови текут». Роман буквально перенасыщен литературными и культурными ассоциациями: смертельно раненный Гамлет, образы поэзии Пушкина и Блока, постоянные обращения к духовному и творческому опыту Достоевского, оказавшего сильнейшее влияние на современного писателя. Большую содержательную, эмоциональную нагрузку несут образы «спящей почки», «парашютиста», «трубы». И все это подчинено задаче раскрытия тайн человеческой природы, побудительных мотивов, заставляющих делать человека тот или иной жизненный выбор, совершать те или иные поступки. Одна из самых значительных художнических побед Дудинцева — образ академика Рядно, «выдвиженца», столь характерного для определенного периода советской истории. Первый очерк такого характера был дан Дудинцевым еще в романе «Не хлебом единым» — в Дроздове, рабочем пареньке, ставшем одним из руководителей промышленного производства. Несомненно, среди выдвиженцев были и природно одаренные люди, однако многие из них свою данную природой энергию использовали главным образом для самоутверждения в жизни, всячески спекулировали своим простонародным происхождением. Таков и Рядно с его крестьянским говорком, землицей, которая то и дело как бы нечаянно высыпается из носового платка, с его спекуляциями на идее равенства. Между тем, как говорил Стригалев: «Равенство — понятие аби-ологическое... В природе равенства нет. Равенство придумано человеком, это одно из величайших заблуждений, породивших уйму страданий... Идея равенства позволяет бездарному жить за счет одаренного, эксплуатировать его... И все равно, захватив себе даже большую часть, бездарный не получит главного — таланта. Приходится притворяться одаренным, приближать к себе тех, кто хвалит твой отсутствующий дар. Идея равенства позволяет бесплодному негодяю с криком забираться на шею трудолюбивому и увлеченному работяге и брать все лучшее из того, что тот создает». Социальная острота, насыщенность глубокими философскими идеями, точность и глубина психологического анализа, худож. выразительность обусловили значимость «Белых одежд» как одного из ярких произведений современной литературы. По мотивам произведения создан 5-серийный телевизионный фильм. В.А.Лавров Использованы материалы кн.: Русская литература XX века. Прозаики, поэты, драматурги. Биобиблиографический словарь. Том 1. с. 669-671.
Далее читайте:Записка Отдела культуры ЦК КПСС об издании романа В. Дудинцева «Не хлебом единым» издательством «Молодая гвардия», 22 января 1957 г. Русские писатели и поэты (биографический справочник). Сочинения:У семи богатырей: рассказы. М., 1952; На своем месте. М., 1954; Не хлебом единым: роман. М., 1957; Новогодняя сказка. М., 1960; Рассказы. М., 1963; Белые одежды: роман. М., 1988 (и др. изд.); Не хлебом единым. М., 1957 Цвет наших одежд. Интервью // Литературная газета. 1988. 17 авг. Литература:Иванова Н. Отцы и дети эпохи // Вопросы литературы. 1987. №11; Старикова Е. Книга о добре и зле. Смерть Ивана Ильича // Новый мир. 1987. №12; Шкерин М. На том стою! Штрихи к портрету В.Дудинцева // Литературная газета. 1988. 30 марта; Кардин В. На войне как на войне // Дудинцев В. Белые одежды. М., 1988; Кардин В. На войне как на войне. – В кн.: Кардин В. По существу ли эти споры? М., 1989 Гачев Г. Арсенал доброй воли // Дудинцев В. Белые одежды. М., 1988. Еремин Д. Чем жив человек? – Октябрь, 1956, № 12 Дудинцев В. Повести и рассказы. М., 1959 Дымшиц А. Правда жизни и краски художника. – В кн.: Дымшиц А. В великом походе. М., 1962.
|
|
ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ |
|
ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,Редактор Вячеслав РумянцевПри цитировании давайте ссылку на ХРОНОС |