Дубровина Элида Михайловна |
|
1925-1992 |
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ |
XPOHOCВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТФОРУМ ХРОНОСАНОВОСТИ ХРОНОСАБИБЛИОТЕКА ХРОНОСАИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИБИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫСТРАНЫ И ГОСУДАРСТВАЭТНОНИМЫРЕЛИГИИ МИРАСТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫМЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯКАРТА САЙТААВТОРЫ ХРОНОСАРодственные проекты:РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙДОКУМЕНТЫ XX ВЕКАИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯПРАВИТЕЛИ МИРАВОЙНА 1812 ГОДАПЕРВАЯ МИРОВАЯСЛАВЯНСТВОЭТНОЦИКЛОПЕДИЯАПСУАРАРУССКОЕ ПОЛЕ |
Элида Михайловна ДубровинаДубровина Элида Михайловна (22.06.1925—10.04.1992), поэт, публицист. Родилась в Минске. Детские годы провела в рязанской д. Поочье, отрочество — в Керчи. С началом войны эвакуирована в Казахстан. В 1950 окончила философский факультет Ленинградского государственного университета; несколько лет работала преподавателем на Украине; в 1955 окончательно переехала в Ленинград и стала профессиональным литератором. Дубровина публикуется в периодических изданиях (журналы «Нева», «Звезда», «Аврора», «Сибирские огни», альманах «День поэзии» и др.). Участница литобъединения при газете «На страже Родины». Дубровина вошла в поэзию как русский лирик, искренно и с творческим мужеством отстаивающий правду своего восприятия современности. В 1950—60-е в поэзии Дубровиной присутствуют популярные в те годы темы: Днепрогэс и Магнитка, подвиги космонавтов-первопроходцев, наряду с ними существенный пласт занимают стихи военной тематики, посвященные памяти юных героев — Матросова, Гастелло. Вместе с тем — неприкрашенные картины нелегкого быта учительской семьи в рязанской глубинке 1930-х (поэма «Материнская шаль»), горечь существования в эвакуации. Возникает мотив «святой любви» к Родине («Хлеба»), который станет ведущим во всех книгах Дубровиной. Дубровина — автор 13 сборников поэзии, вышедших в 1959—88. Первый сборник Дубровиной «Медуница» вышел в 1959. В нем, так же, как и во втором («Синий лес», 1962), критика отметила удачи: строки о родной земле, глубокая человечность («Розовое платье»), решение темы эгоистичного, мнимого счастья («Маринкины ромашки») и просчеты: измены художественному вкусу, тяжеловесность языка, аляповатость. К к. 1960-х оттачивается поэтическое мастерство Дубровиной. Сборник стихов «Белый камень» (1969) получил более высокие оценки: «Лирика Дубровиной искренна и проникновенна, рассказывает ли автор о любви безногого гармониста (“Юные годы”), о подвиге сапера (“Баллада о партийном билете”) или о своих погибших друзьях (“Отсутствие”). Поэтесса верна себе, избегая облегченных решений. Подвиг в ее толковании — не порыв, а трудная и осознанная победа над частными интересами, которая по плечу только сильным духом» (Г. Любацкая). В книге «Вереск» (1973) Дубровина разрабатывает фольклорный пласт, создавая стихи-сказки, стихи-легенды, причем она не стилизует народную сказку, а органично вплавляет ее в стихотворную ткань («Поджигающий закаты», «Купальница»), где явления природы воплощаются в сказочные образы. Обращаясь к фольклорным мотивам, к сказаниям, притчам, песням, поэтесса подчеркивает в первую очередь приметы светлого народного мироощущения. В сборнике стихов «Лесная сестра» (1975) светлые картины детства, образы родных людей возникают отчетливо и рельефно, озаренные сожалением об ушедшем времени, когда были «беспечальные годы, черный хлеб, молоко и тепло пятистенной избы». Горькая история любви — в лирической поэме «Над старою тетрадкою стихов», героиня которой предстает как сильная духом, волевая, гордая и просветленная натура, преодолевающая боль. В сборнике много стихов, посвященных прошлому Родины, причем временной диапазон необычайно широк: от павшего в бою древнего русича до погибшего космонавта В. Комарова («Голоса»). Ключевая мысль книги: «Я верю в силу незабвенных слов, / Я верю до сих пор, как верят дети: / В любой беде, в любое лихолетье / Тоску и ужас победит любовь» («Аленький цветочек»). Главная тема книги «Росстань» (1981) — человек в его связях с Родиной. По сравнению с предыдущими сборниками она заявлена более масштабно. Заметно стремление автора «к выходу за пределы камерной лирики, тяготение к большой форме, типа баллад» (Г. Ермакова). Отсюда былинный лад «Колыбели Курчатова». В книгах 1980-х нарастают чувства тревоги за судьбы Отчизны. Автора волнуют необратимые изменения родного прошлого. Дубровина постоянно вызывает в памяти приметы уходящего: «О милое — в репьях и цыпках, / В задоре, бьющем через край, / В родных знаменах и улыбках! / Хоть в памяти не отцветай!». «Осознанный патриотизм, зрелость гражданской позиции позволяют поэтессе увидеть единый поток минувшего и настоящего» (В. Николаева). В стихи Дубровиной вплетаются сюжеты и образы русской мифологии и истории. Стрибог и Купала, св. Ксения и Евпатий Коловрат, Александр Невский и Степан Разин — ее персонажи, создающие многоликий мир языческой и православной Руси. В нем поэтесса призывает черпать энергию для отпора «безродным вихрям», сменившим «вихри враждебные». В «Колыбельной воину» поэтесса призывает к верности заветам отцов: «А вырастешь — будь начеку / И помни, что к счастью подкова, / А воля — не праздное слово, / А поле — всегда Куликово, / А слово — всегда о полку!». В поэме «Сад», построенной на перекличке с поэзией Блока, с его пронзительным до боли ощущением России, поэтесса вновь обращается к образу мальчика — будущего защитника Родины. Дубровина знает и любит русскую природу, подмечает малейшие оттенки и перемены в ней. Наряду с природой, силой, противостоящей разрушительным ветрам истории, выступает в поэзии Дубровиной семейный очаг, хранящий тепло поколений. «Образы Матери, ребенка, дома в сочетании с эпитетами “родной”, “теплый”, становятся символами непреходящей жизни» (В. Николаева). Когда с началом «перестройки» стали подвергаться тотальному пересмотру ценности русской культуры, Дубровина создает в Ленинграде Есенинский клуб, публикует эмоционально-яркие и документально-аргументированные статьи в защиту русских поэтов. В статье «Не отгорят рябиновые кисти» («Наш современник». 1987. № 9) Дубровина вскрывает корни «заговора молчания» вокруг наследия Есенина, определяет суть культурно-идеологических процессов, протекавших в стране при жизни поэта и после его гибели (в частности, зловещую роль А. Крученых), ратует за создание музея Есенина в Ленинграде. В той же работе Дубровина вступает в полемику с Ю. Суровцевым, С. Чуприниным, Д. Самойловым, неприязнь которых к поэтическим темам «малой родины», национальной истории, по мнению Дубровиной, родственна давним выпадам против Есенина. Отстаивая нравственные нормы литературной жизни, Дубровина протестует против оскорбления памяти Н. Рубцова (в годовщину гибели которого был напечатан хвалебный отзыв о книге его убийцы), А. Пушкина (спектакль-пасквиль Кама Гинкаса «Пушкин и Натали», статьи В. Фридкина, Н. Эйдельмана). Статья, прозвучавшая в самом начале эпохи гласности остро и ярко, вызвала поток сочувственных читательских писем, и, вместе с тем, обвинения со стороны И. Луначарской и Н. Трифонова в искажении облика А. В. Луначарского. Отвечая оппонентам, Дубровина привела документы, подтверждающие тот факт, что нарком просвещения не оказал действенной помощи бедствовавшим А. Блоку и дочери Пушкина М. А. Гартунг. Поэзия и публицистика Дубровиной помогают ощутить «старинную гордость» за свой народ, пробудить в душе «щемящую радость родства» со своей страной, своей историей. Любомудров А. Использованы материалы сайта Большая энциклопедия русского народа.
Дубровина Элида Михайловна [22.6.1925, Минск — 10.4.1992, Петербург] — поэт, публицист. Детские годы провела в рязанской д.Поочье, отрочество — в Керчи. С началом войны эвакуирована в Казахстан. В 1950 окончила философский факультет ЛГУ; несколько лет работала преподавателем на Украине; в 1955 окончательно переехала в Ленинград и стала профессиональным литератором. Дубровина публикуется в периодических изданиях (журналах «Нева», «Звезда», «Аврора», «Сибирские огни», альманахе «День поэзии» и др.). Участница литобъединения при газете «На страже Родины». Дубровина вошла в поэзию как русский лирик, искренно и с творческим мужеством отстаивающий правду своего восприятия современности. В 1950-60-е в поэзии Дубровиной присутствуют популярные тогда темы: строительство ГЭС, подвиги космонавтов-первопроходцев; существенный пласт занимают стихи военной тематики, посвященные памяти героев — Матросова, Гастелло. Вместе с тем — неприкрашенные картины нелегкого быта учительской семьи в рязанской глубинке 1930-х (поэма «Материнская шаль»), горечь существования в эвакуации. Возникает мотив «святой любви» к Родине («Хлеба»), который станет ведущим во всех последующих книгах Дубровиной. В первых сборниках «Медуница» (1959) и «Синий лес» (1962) критика отметила удачи: строки о родной земле, глубокую человечность («Розовое платье»), решение темы эгоистичного, мнимого счастья («Марин-кины ромашки») и просчеты: тяжеловесность, аляповатость (Малярова И. [Рец.] // Звезда. 1963. №5. С.213). Сборник стихов «Белый камень» (1969) удостоился более высокой оценки: «Лирика Дубровиной искренна и проникновенна, рассказывает ли автор о любви безногого гармониста («Юные годы»), о подвиге сапера («Баллада о партийном билете») или о своих погибших друзьях («Отсутствие»). Поэтесса верна себе, избегая облегченных решений. Подвиг в ее толковании — не порыв, а трудная и осознанная победа над частными интересами, которая по плечу только сильным духом» (Любацкая Г. [Рец.] // Звезда. 1970. №7. С.218-219). В книге «Вереск» (1973) Дубровина разрабатывает фольклорный пласт, создавая стихи-сказки, стихи-легенды, причем она не стилизует народную сказку, а органично вплавляет ее в стихотворную ткань («Зной Горыныч», «Поджигающий закаты», «Купальница»), где явления природы воплощаются в сказочные образы. В сборнике стихов «Лесная сестра» (1975) светлые картины детства, образы родных людей возникают отчетливо и рельефно, озаренные сожалением об ушедшем времени, когда были «беспечальные годы, черный хлеб, молоко и тепло пятистенной избы». Горькая история любви — в лирической поэме «Над старою тетрадкою стихов», героиня которой предстает как сильная духом, волевая и гордая натура. В стихах, посвященных прошлому Родины, необычайно широк временной диапазон: от павшего в бою древнего русича до погибшего космонавта Владимира Комарова («Голоса»). Ключевая мысль книги: «Я верю в силу незабвенных слов, / Я верю до сих пор, как верят дети: / В любой беде, в любое лихолетье / Тоску и ужас победит любовь» («Аленький цветочек»). Главная тема книги «Росстань» (1981) — человек в его связях с Родиной. В книгах 1980-х нарастают чувства тревоги за судьбы Отчизны, необратимости наступающих перемен. Дубровина постоянно воскрешает в памяти приметы уходящего: «О милое — в репьях и цыпках, / В задоре, бьющем через край, / В родных знаменах и улыбках! / Хоть в памяти не отцветай!» В стихи Дубровиной вплетаются сюжеты и образы русской мифологии и истории. Стрибог и Купала, св.Ксения и Евпатий Коловрат, Александр Невский и Степан Разин — ее персонажи, создающие многоликий мир языческой и православной Руси. В нем поэтесса призывает черпать энергию для отпора «безродным вихрям», сменившим «вихри враждебные». В «Колыбельной воину» Дубровина призывает к верности заветам отцов: «А вырастешь — будь начеку / И помни, что к счастью подкова, / А воля — не праздное слово, / А поле — всегда Куликово, / А слово — всегда о полку!». В поэме «Сад», построенной на перекличке с поэзией Блока с ее пронзительным до боли ощущением России, поэтесса вновь обращается к образу мальчика — будущего защитника Родины. Дубровина знает и любит русскую природу, подмечает малейшие оттенки и перемены в ней. Наряду с природой, силой, противостоящей разрушительным ветрам истории, выступает в поэзии Дубровиной семейный очаг, хранящий тепло поколений. «Образы Матери, ребенка, дома в сочетании с эпитетами "родной", "теплый", становятся... символами непреходящей жизни» (Николаева В. [Рец.] // Звезда. 1983. №11. С. 202). Когда с началом «перестройки» стали подвергаться тотальному пересмотру ценности русской культуры, Дубровина создает в Ленинграде Есенинский клуб, публикует эмоционально яркие и документально аргументированные статьи в защиту русских поэтов. В статье «Не отгорят рябиновые кисти» (Наш современник. 1987. №9) Дубровина вскрывает корни «заговора молчания» вокруг наследия Есенина, определяет суть культурно-идеологических процессов, протекавших в стране при жизни поэта и после его гибели (в частности, зловещую роль А.Крученых), ратует за создание музея Есенина в Ленинграде. В той же работе Дубровиной вступает в полемику с Ю.Суровцевым, С.Чуприниным, Д.Самойловым, неприязнь которых к поэтическим темам «малой родины», национальной истории, по мнению Дубровиной, родственна давним выпадам против Есенина. Отстаивая нравственные нормы лит. жизни, Дубровина протестует против оскорбления памяти Н.Рубцова (в годовщину гибели которого был напечатан хвалебный отзыв о книге его убийцы), А.Пушкина (спектакль-пасквиль реж. К.Гинкаса «Пушкин и Натали», статьи В.Фридкина, Н.Эйдельмана). Статья, прозвучавшая в самом начале эпохи гласности остро и ярко, вызвала поток сочувственных читательских писем и вместе с тем обвинения со стороны И.Луначарской (Советская культура. 1987. 31 окт.) и Н.Трифонова (Литературная Россия. 1987. 13 нояб.) в искажении облика А.В.Луначарского. Отвечая оппонентам (Наш современник. 1988. №3), Дубровина привела документы, подтверждающие тот факт, что нарком просвещения не оказал действенной помощи больному А.Блоку и бедствовавшей дочери Пушкина М.А.Гартунг. Поэзия и публицистика Дубровиной пробуждает в душе «щемящую радость родства» со своей страной, своей историей; ключевые строки ее поэзии: «В любой беде, в любое лихолетье / Тоску и ужас победит любовь» (сб. «Лесная сестра»). А.М.Любомудров Использованы материалы кн.: Русская литература XX века. Прозаики, поэты, драматурги. Биобиблиографический словарь. Том 1. с. 664-666.
Далее читайте:Русские писатели и поэты (биографический справочник). Сочинения:Медуница. Л., 1959; Синий лес. М.; Л., 1962; Жду необыкновенного. Л., 1965; Белый камень. Л., 1969; Голубые города: повесть / соавт. Е.А.Янишевская. Л., 1970; Жалейка. М., 1972; Вереск. Л., 1973; Лесная сестра. М., 1975; Страна апреля. Л., 1977; Росстань. Л., 1981; Соловьиный час. М.; 1982; Зажги снега. М., 1982; Огонь рябиновый. Л., 1983; Гори ясно. Л., 1988. Литература:Малярова И. Непридуманное, земное... // На страже. 1960. №3; Сергеева И. [Рец.: Вереск] // Звезда. 1974. №10; Ласта К. [Рец.: Лесная сестра] // Звезда. 1976. №6; Логинов Ю. Стремленье // Аврора. 1977.№3.
|
|
ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ |
|
ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,Редактор Вячеслав РумянцевПри цитировании давайте ссылку на ХРОНОС |