Дроздов Александр Михайлович |
|
1895-1963 |
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ |
XPOHOCВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТФОРУМ ХРОНОСАНОВОСТИ ХРОНОСАБИБЛИОТЕКА ХРОНОСАИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИБИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫСТРАНЫ И ГОСУДАРСТВАЭТНОНИМЫРЕЛИГИИ МИРАСТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫМЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯКАРТА САЙТААВТОРЫ ХРОНОСАРодственные проекты:РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙДОКУМЕНТЫ XX ВЕКАИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯПРАВИТЕЛИ МИРАВОЙНА 1812 ГОДАПЕРВАЯ МИРОВАЯСЛАВЯНСТВОЭТНОЦИКЛОПЕДИЯАПСУАРАРУССКОЕ ПОЛЕ |
Александр Михайлович ДроздовДроздов Александр Михайлович [24.10 (5.11).1895, Рязань - 6.11.1963, Москва] — прозаик. Дроздов родился в семье инспектора народных училищ. Детство и юность провел в Ярославле, рано пристрастился к сочинительству. Печататься Дроздов начал еще будучи гимназистом. В «Ярославских новостях» 26 янв. 1912 было опубликовано первое стихотворение Дроздова «Я боролся давно...», а 19 февр. того же года — сценка с натуры «В вагоне». В 1914 Дроздов переехал в Петербург и 2 года был студентом историко-филологического и юридического факультетов Петербургского университета; затем был призван в армию, попал в артиллерийское училище, но вскоре по болезни от службы был освобожден. С 1915 началась серьезная литературная деятельность Дроздова. Он публиковал стихи и рассказы в журнале «Вестник Европы», «Лукоморье», «Современный мир», «Нива», был секретарем редакции «Нового журнала для всех». Революцию Дроздов не принял и бежал сначала в Киев, а затем по обычному для эмигрантов маршруту — Одесса, Крым, Ростов, Новороссийск, Константинополь, Париж, Берлин. Все это время Дроздов везде, где был, много писал, публиковался в газетах, а в Одессе успел выпустить свою первую книгу из пяти рассказов «Пощечина». В Берлине Дроздов попытался соорганизовать собравшуюся там русскую эмиграцию. «Война и революция застали писателей врасплох, разметали и раскидали по далеким границам,— писал Дроздов в статье «Писатели за рубежом».— Нужно вызвать к жизни литературный комитет в одном из центров Европы, наладить выход периодических или непериодических изданий, открыть кооперативное издательство, кассу взаимопомощи» (Жизнь. Берлин. 1920. №8). Не ограничиваясь призывом, сам Дроздов подготовил литературный альманах «Огни», организовал и возглавил ж. «Сполохи». Сразу по приезде в Берлин Дроздов выпустил книгу «Счастье в заплатах» (1921), названную так по рассказу, опубликованному им еще в 1920 в вышедшем в Екатеринодаре коллективном сборнике «Накануне». Другие рассказы из книги «Счастье в заплатах» также частично были ранее напечатаны в русских журналах, частично написаны уже в Берлине. В них рассказывалось преимущественно о женщинах в обстановке мирной жизни, в революционной, о жизни беженцев. В том же 1921 была опубликована статья Дроздова «Интеллигенция на Дону», вышел сб. его рассказов «Подарок Богу», роман «Чертополох» и повесть «Распятие», написанная еще в Крыму при большевиках, в которой Дроздов попытался отразить жизнь одного из временных большевистских правительств и гибель его. А.С.Ященко, основатель и редактор журнала «Русская книга», высоко оценил творчество Дроздов: «Жизнь, нашедшая изображение в рассказах Дроздова, не та, что любят изображать "старики", уходящие мечтой от наших проклятых дней в недавнее прошлое, когда они были — сравнительно — так счастливы... Как чутко чувствует он вечную, нестареющую красоту природы, идиллию деревни и сладость тихого счастья вдвоем, какая глубокая жажда нежности, любви, чистой ласки таятся в его мягком сердце. А вместо этого судьба бросила его среди чудовищ и зверей» (Русская книга. 1921. №9). Эту характеристику Дроздов не принял еще не высланный из России В.Ирецкий. «Как бесцветна и посредственна должна быть литература,— написал он,— если приходится на первое место выдвигать автора, подобно Дроздову, ни выдумкой, ни стилем, ни наблюдательностью молодой автор не отличается. Бледный, штампованный и по-газетному стремительный язык не свидетельствует даже о намерении выразиться как-нибудь поострее, чтобы проводимый образ не забылся мгновенно. По-видимому, его главное достоинство для заграницы — это его темы. Они посвящены новой, революционной России, и в этой смелой роли "бытописателя революции" он и стяжает зарубежные лавры» (Северное утро. Сб. 1. Пг., 1922). Находясь у истоков создания в Берлине журнал «Русская книга», Дроздов с первого номера стал одним из ведущих его сотрудников, заполняя страницы издания своими рецензиями. В 1921 он опубликовал здесь свое мнение о произведениях И.Северянина, А.Рубакина, С.Чукалова, С.Подъячева, М.Борецкой, О.Белкиной, А.Белого, А.Н.Толстого, Ф.Сологуба, Дон Аминадо; о «Ямбах» А.Блока и «14 декабря» Д.Мережковского, о многих книгах А.Ремизова и о вышедшем в Крыму в 1920 альманах «Ковчег» — «Здесь Блок, Марина Цветаева, неизменно искусный и неизменно мастерский Максимилиан Волошин, неутомимая С.Парнок, глубокий И.Эренбург» (Русская книга. 1921. №6). Таким положение Дроздова в журнале было до появления там И.Эренбурга, который, приехав в Берлин и получив там впервые в жизни трибуну для изложения своих литературно-эстетических установок, решительным образом изменил облик журнала. С 1922 журнал стал называться «Новая русская книга», из информационного вестника он превратился в пропагандиста новых явлений в художественной жизни России, не противореча, впрочем, заложенным Дроздов программным положениям журнала — консолидации русской литературы безотносительно к географическим, политическим и художественным различиям писателей. Потеряв ведущее место в «Новой русской книге», Дроздов и в 1922 продолжал сотрудничество с журналом, хотя и не так интенсивно. За год было опубликовано четыре отзыва Дроздова на книги Ф.Иванова, А.Н.Толстого, А.Ремизова и Вс.Иванова, в то время как Эренбург разобрал на страницах журнала за тот же год 12 изд. Зато книги Дроздов продолжали выходить так же регулярно, как и раньше. Был опубликован его роман «Девственница», сборник «Езуитушка», «Человек с чемоданом», рассказы для детей «Мой дед», несколько публикаций в коллективных сборниках, в т.ч. и шутливая «петербургская песня» «Маруся утопилась» («Расскажу про утехи Маруси...») в «Антологии сатиры и юмора». В 1922 Дроздов вместе с А.Н.Толстым собирался возвращаться в Россию; неожиданно для окружающих 16 дек. 1922 он напечатал в газете «Накануне» фельетон «Дар слез», содержавший резкие нападки на эмиграцию. Вскоре Дроздов объявил о своем намерении вернуться на родину. Отношение эмигрантской критики к Дроздов резко изменилось. 3.Гиппиус назвала его бесхребетным писателем, ее поддержал Р.Гуль, а А.Ященко, еще чуть больше года назад считавший Дроздов одним из лучших писателей, в конце 1922 в статье «Литература за пять истекших лет» написал: «А.Дроздов — писатель "эмиграции", возненавидевший ее, выпустил в Берлине ряд книг — "Подарок Богу", "Девственница" и др., с художественным дарованием, но, вследствие своей чрезмерной склонности к патетичности и риторике,— линия Леонида Андреева,— часто неприятных, очень неточен в художественных деталях, торопливый и сплошь и рядом однообразный» (Новая русская книга. 1922. №11/12). После этого Дроздов прожил в Берлине еще целый год. За это время, помимо публикаций Дроздов в альманахе и периодической печати, вышел его роман «Антонов огонь». В 1924, уже после отъезда Дроздова в Москву,— роман «На второй день». В дек. 1923 Дроздов приехал в Москву. Его дальнейшая судьба была много удачней участи большинства репатриантов. Он много писал, первоначально на темы, привезенные из-за границы. Дроздов рассказывал читателям о революционном движении в странах Запада и Востока в повестях «Внук коммунара» (1926), «Сын палача», «Неуловимый» (1927). В 1928 вышел роман Дроздова о русских эмигрантах во Франции и Германии «Лохмотья», в 1935 — повесть о гражданской войне «Анджиевский». В 1928 Дроздов написал роман о проститутках времен нэпа «Маруся золотые очи», который был издан в Москве и почти тотчас же появился вместе с несколькими рассказами за границей. Роман вышел в Риге со вступительной статьей Ю.Айхенвальда: «Вся книга — успех и удача. Живая написала ее, уверенная рука; легко и приятно ее читать, гибко движется ее диалог, индивидуализированы, оттенками богаты реплики его участников, выпуклы ее фигуры, и теплится в ней, в ее неизбитом, словесном сосуде огонек художественности и человечности». Это была последняя книга Дроздова, изданная по-русски за рубежом. Дроздов написал книги о коллективизации на Северном Кавказе «Кохейла IV» (1931), о рабочих — «Зима на Тихоне». Но все лучшее, что мог написать Дроздов, он создал уже в 1920-х, и новые его произведения большого успеха не имели. Сборник Дроздова «Пять повестей» (1936), роман «Предрассветный сон» о предвестии революции 1905, повесть «Зеленый сад» (1944) ничего нового читателям не несли. В дальнейшем выходили в основном переиздания прежних произведений Дроздова — сборники «Ночь позади» (1961), «Таврические дни» (1962) и др. Как и в молодые годы, Дроздов много сил отдавал редакторской деятельности. Он заведовал отделами художественной прозы в журнале «Молодая гвардия», «Новый мир», в конце 1950-х перешел в редакции журнала «Октябрь». В послевоенные годы Дроздов много переводил с грузинского, киргизского и других языков народов СССР. В.В.Попов Использованы материалы кн.: Русская литература XX века. Прозаики, поэты, драматурги. Биобиблиографический словарь. Том 1. с. 654-656.
Далее читайте:Русские писатели и поэты (биографический справочник). Сочинения:По первопутку. М., 1964. Литература:Флейшман Л., Хьюз Р., Раевская-Хьюз О. А.М.Дроздов // Русский Берлин. Paris, 1983; Лидин В. Александр Дроздов // Лидин В. СС: в 3 т. М., 1974. Т.3; Струве Г. Русская литература в изгнании. 2-е изд. Paris, 1984. С.176-179.
|
|
ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ |
|
ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,Редактор Вячеслав РумянцевПри цитировании давайте ссылку на ХРОНОС |