Достоевский Федор Михайлович
       > НА ГЛАВНУЮ > БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ > УКАЗАТЕЛЬ Д >

ссылка на XPOHOC

Достоевский Федор Михайлович

1821-1881

БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
ФОРУМ ХРОНОСА
НОВОСТИ ХРОНОСА
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ
1937-й и другие годы

Федор Михайлович Достоевский

ДОСТОЕВСКИЙДостоевский Федор Михайлович (30.10(11.11). 1821, Москва - 28.01(9.02). 1881, Петербург) - писатель, публицист, мыслитель. В 1843 году окончил Главное инженерное училище в Петербурге, но вскоре вышел в отставку и полностью посвятил себя литературному творчеству. Уже в первом романе «Бедные люди» Достоевский выступил как гуманист, основная черта воззрений которого - боль о человеке (Добролюбов). Высокую оценку «Бедным людям», подчеркнув их эстетическое и социально-психологическое своеобразие, дал Белинский, с которым Достоевский сблизил интерес к социализму, понятому им в духе идей первоначального христианства. Личная судьба Достоевского сложилась трагически. За участие в кружке петрашевцев он был арестован (1849), приговорен к расстрелу, замененному 4-летней каторгой. Затем 6-летняя служба в солдатах. Вернулся в Петербург (после Сибири) в 1859 г. В сибирский период в мировоззрении Достоевского произошли существенные перемены. Он пришел к выводу о бессмысленности революционных акций как средства улучшения общества, полагая, что на пути социальных преобразований нельзя искоренить зло, заложенное в человеческой природе, - ибо «никакое уничтожение бедности, никакая организация труда не спасут человечество от ненормальности, а следственно, и от виновности и преступности» (Полн. собр. соч. Т. 25. С. 201), - к мысли о разных судьбах России и Запада. Вместе с тем он остался верен своим гуманистическим идеалам. Достоевский отвергал буржуазный строй как общество безнравственное, подменившее свободу «миллионом».

В философско-публицистических «Зимних заметках о летних впечатлениях» (1863) подверг критике европейский Запад, исчерпавший, по его мнению, ресурсы своего положительного влияния на русского человека («Самое дорогое кладбище», - говорит о Европе один из героев Достоевского). Главными пороками современной ему западной культуры Достоевский считал отсутствие в ней «братского» начала, превращающие общество в «муравейник», эгоизм, индивидуализм и утилитаризм. В Лондоне в 1862 году состоялись встречи Достоевского с Герценом, чья критика западного «мещанского» идеала была созвучна новой позиции Достоевского, получившей название почвенничества. Достоевский проповедовал мирное объединение высших слоев общества с «почвой» - русским народом, который «живет идеей православия», сохраняя подлинно христианские идеалы «всебратского единения» в любви. «Не в коммунизме, не в механических формах заключается социализм народа русского, - писал Достоевский, - он верит, что спасется лишь в конце концов всесветным единением во имя Христово. Вот наш русский социализм» (Т. 27. С. 19).

Памятник Ф.М. Достоевскому в имении Даровое под Зарайском.

Социализм же материалистического и атеистического типа является, согласно Достоевскому, наследием католицизма, предавшего Христа, и принципиально не отличается от буржуазности, а потому не может ее заменить. «Дитя неверия и сомнения... до гробовой крышки», - говорил о себе Достоевский, имманентной чертой психологии которого была «жажда верить». Вопрос о существовании Бога мучил его всю жизнь. Все творчество мыслителя пронизано религиозно-философскими исканиями и переживаниями. Ему свойственно глубокое проникновение в то, что было названо писателем «тайной человека». «Человек есть тайна. Ее надо разгадать...» - эти строки написаны Достоевским еще в 1839 г. (Т. 28, ч. 1. С. 63). Проблемы смысла жизни, свободы и ответственности, веры и неверия, добра и зла, страсти и долга, рассудка и морали поставлены в «Записках из подполья» (1864), «Преступлении и наказании» (1866), «Идиоте» (1868), «Бесах» (1871-1872), «Дневнике писателя» (1873- 1881) и мн. др. произв. Все эти проблемы Достоевский ставит и пытается по-своему решить, пристально вглядываясь в глубины человеческой души, где сталкиваются, а порой переходят друг в друга «демоническое» и «божественное», сознательное и бессознательное начала, страдание и наслаждение. Достоевский преодолевает просветительский взгляд на человека как на рассудочное существо, якобы целиком детерминированное внешними условиями. Он видит в нем личность, способную подчинить себе обстоятельства, обладающую свободой воли, которая может быть источником не только добра, но и зла, «двойничества», «подполья человека». Через муки и страдания, обращаясь к народным религиозным идеалам, человек способен преодолеть зло. Вершина философского творчества Достоевского - роман «Братья Карамазовы» (1879-1880), «одна из самых выдающихся книг всех времен и народов» (С. Моэм), последнее и наиболее сложное его произв., в которое включена легенда (или «поэма») о Великом инквизиторе. Эта легенда - «кульминационная точка» романа, но и самостоятельное философское соч., посвященное личности Богочеловека — Христа, трудной теме совмещения свободы и материального благополучия, гармонизации духовного и социального, ответственности человека. Многоплановое концептуально-символическое содержание легенды позволяет одним видеть в ней теодицею, другим говорить о ее антихристианской направленности. Во время работы над романом Достоевский написал знаменитую речь о Пушкине, произнесенную им 8 июня 1880 года. В ней Достоевский говорил о «всемирной отзывчивости» гения Пушкина - символа русской культуры, призывал покончить старый спор между славянофилами и западниками и объединить усилия во имя всечеловеческого братства людей и земного рая, в установлении которого он видел предназначение русского народа. Речь оказала прямое влияние на формулировку В. С. Соловьевым русской идеи. Достоевский подчеркивал: если русская национальная идея заключается прежде всего во всемирном единении, то задача в том, чтобы, прекратив все споры и раздоры, стать поскорее русскими и национальными и «всем вместе перейти прямо к делу». Настаивая на «всечеловечности» русского национального идеала, Достоевский поясняет, что в нем не заключено никакой враждебности Западу: «...стремление наше в Европу, даже со всеми увлечениями и крайностями его, было не только законно и разумно, в основании своем, но и народно, совпадало вполне с стремлениями самого духа народного» (Т. 26. С. 131). Хотя успех речи был необычайным, вскоре после ее опубликования высказанные в ней идеи вызвали острую полемику между представителями различных общественных течений. Спор шел прежде всего об особом пути развития России, об отношении к Западу, о характере и назначении русского народа, о возможности и способах реализации христианско-православных идеалов здесь, на земле. Достоевский оказал значительное влияние на русскую мысль, на культуру конца XIX -XX веков, передав ей не какую-то систему идей, а то, что Флоровский назвал «раздвижением и углублением самого метафизического опыта». О подобном «раздвижении» можно говорить и в отношении художественного метода Достоевского. Он расширил границы современного ему реализма, открыв для него новые, глубинные области психологии личности, ее духовных исканий. «Только я один, - писал он, - вывел трагизм подполья, состоящий в страдании, в самоказни, в сознании лучшего и в невозможности достичь его» (Лит. насл. Т. 77. М., 1965. С. 343). Он также обогатил сам способ воспроизведения жизненного замысла, что больше всего отразилось на построении его романов. М. М. Бахтин ввел в достоевсковедение понятие полифонии, объясняющее невозможность отождествления воззрений самого Достоевского с представлениями какого-либо романного героя. Художественно-философские образы, созданные Достоевским, раскрываются диалогически, в столкновениях и противоречиях множества равноправных мнений, идей и характеров. И только их синтез помогает прояснить точку зрения автора. Красота (прекрасное), идеал красоты — центральные понятия эстетики Достоевского, для которого утилитарный подход к искусству гак же ошибочен, как и попытка изолировать его от жизни. Чем прекраснее произведение, чем выше степень его художественности (включая элементы символизма и фантастичности), тем оно «полезнее» для общества, способствует его улучшению и развитию. «Красота всегда полезна», — писал Достоевский. Органически связанная с добром и истиной, она становится, по Достоевскому, важнейшим фактором гармонизации и совершенствования личности и социальной реальности. Вне добра и истины она превращается в орудие зла, разрушения человека, в его трагедию. О себе он говорил как о «реалисте в высшем смысле», имея в виду свой «особенный взгляд» на главный предмет изображения — «глубины души человеческой». Достоевский - художник и мыслитель - оказал огромное воздействие на духовную атмосферу XX века, на литературу, эстетику, философию (прежде всего на экзистенциализм, персонализм и фрейдизм). При всей сложности и противоречивости идей Достоевского они высказаны им, но словам Т. Манна, «во имя человечества и из любви к нему: во имя нового гуманизма, углубленного и лишенного риторики, прошедшего через все адские бездны мук и познания» (Собр. соч. М., 1961 .Т. 10. С. 345). См. также: «Легенда о Великом инквизиторе». 

М. А. Маслин, А. П. Поляков

Русская философия. Энциклопедия. Изд. второе, доработанное и дополненное. Под общей редакцией М.А. Маслина. Сост. П.П. Апрышко, А.П. Поляков. – М., 2014, 175-176.

Сочинения: Полн. собр. соч.: В 30 т. Л., 1972-1990; «Человек есть тайна...» М.. 2003; Дневник писателя. М., 2012.

Литература: Мережковский Д. С Л. Толстой и Достоевский. Жизнь и творчество. Снб., 1901 -1902. Т. 1-2: Шестов Л. Достоевский и Ницше. Спб., 1903; Розанов В. В Легенда о Великом инквизиторе Ф. М. Достоевского. Снб., 1906; М., 1996; Ф. М. Достоевский. Статьи и материалы. Лб., М., 1922, 1924: Бердяев Н. А. Миросозерцание Достоевского. Праг а, 1923; Мочульский К. В. Достоевский. Жизнь и творчество. Париж, 1947; Лосский Н. О. Достоевский и его христианское миропонимание. Нью-Йорк, 1953; Ф, М. Достоевский в русской критике: Сб. ст. М., 1956; Гроссман Л. П. Достоевский. М., 1962; Бахтин М. М Проблемы поэтики Достоевского. М., 1963; Голосовкер Я. Э. Достоевский и Кант. М., 1963; Долинин А. С. Последние романы Достоевского. М., 1963; Гус М. Идеи и образы Ф. М. Достоевского. М.. 1971; Бурсов Б. Личность Достоевского Роман-исследование. Л., 1974; Фридлендер Г. М. Достоевский и мировая литература. М., 1979; Кирпотин В. Я. Мир Достоевского. М., 1980; Селезнев Ю. И. Достоевский. М., 1981; Карякин Ю. Ф. Достоевский и канун XXI века. М., 1989; О Достоевском Творчество Достоевского в русской мысли 1881-1931 годов Сб. ст. М., 1990; Померанц Г. С. Открытость бездне. Встречи с Достоевским. М., 1990; Твардовская В. А. Достоевский в общественной жизни России. М., 1990; Кудрявцев Ю. Г. Три крут: Достоевского. М., 1991; О Великом инквизиторе: Достоевский и последующие. М., 1991; Русские эмигранты о Достоевском Спб., 1994; Мочульский К. Достоевский. Жизнь и творчество / Мочульский К. Гоголь. Соловьев. Достоевский. М., 1995; Лаут Р. Философия Достоевского в систематическом изложении. М. 1996; Сканлан Дж. Достоевский как мыслитель. Спб., 2006 История русской философии / Под ред. М. А. Маслина. М. 2008. С. 262-271; Тарасов Б. Н. «Реализм в высшем смысле» / Достоевский Ф. М. «Человек есть тайна...» М., 2003; Он же «Тайна человека» и тайна истории: Непрочитанный Чаадаев. Неопознанный Тютчев. Неуслышанный Достоевский Спб., 2012.


Вернуться к главному меню страницы Ф.М. Достоевского

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ



ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС