Доррер, гр. Владимир Филиппович |
|
1862-1909 |
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ |
XPOHOCВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТФОРУМ ХРОНОСАНОВОСТИ ХРОНОСАБИБЛИОТЕКА ХРОНОСАИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИБИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫСТРАНЫ И ГОСУДАРСТВАЭТНОНИМЫРЕЛИГИИ МИРАСТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫМЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯКАРТА САЙТААВТОРЫ ХРОНОСАРодственные проекты:РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙДОКУМЕНТЫ XX ВЕКАИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯПРАВИТЕЛИ МИРАВОЙНА 1812 ГОДАПЕРВАЯ МИРОВАЯСЛАВЯНСТВОЭТНОЦИКЛОПЕДИЯАПСУАРАРУССКОЕ ПОЛЕ |
Доррер, гр. Владимир Филиппович
Доррер, гр. Владимир Филиппович (1862— 16.08.1909), общественный и политический деятель, лидер фракции правых III Государственной Думы, член Главного Совета Союза Русского Народа (СРН), один из руководителей право-монархического движения в Курске. Представитель старинного бретонского рода d'Horrer. Его прадед, посол Карла X в Ватикане, получил титул потомственного графа от римского папы. Дед после июльской революции 1830 года эмигрировал в Россию и был принят Императором Николаем I с сохранением графского титула на русскую службу. Отец служил в Гусарском полку. Владимир — единственный ребенок от второго брака гр. Филиппа Доррера с Антониной Ипполитовной Дорогобужиновой. Дед и отец оставались католиками, а Владимир Филиппович был крещен по православному обряду, в связи с чем возникла опасность лишения графского титула. Дело в том, что римский папа условием сохранения Доррерами графского титула после перехода на русскую службу поставил приверженность латинству. Понадобилось вмешательство Государя Александра III, который специальным указом сохранил графский титул за православным христианином В. Ф. Доррером. Вскоре после его рождения скончался отец, и он остался на попечении матери и дяди костромского губернатора В. И. Дорогобужинова. Получив основательное домашнее воспитание, юный гр. Доррер в 1874 поступил в основанный М. Н. Катковым и П. М. Леонтьевым Лицей Цесаревича Николая в Москве, который окончил с отличием в 1881. Его товарищами по Лицею были будущий председатель Русского Собрания (PC) кн. А. Н. Лобанов-Ростовский, будущий обер-прокурор Св. Синода А. Н. Волжин, видный дипломат Д.А.Нелидов и другие выдающиеся русские государственные и общественные деятели. В период учебы у гр. Доррера сложились дружеские отношения с В. А. Грингмутом, который преподавал языки, а затем стал директором Лицея. Окончил историко-филологический ф-т Московского ун-та (1885) со степенью кандидата. Поступил на службу в Министерство внутренних дел, в канцелярию министра. Правителем канцелярии в это время был выдающийся русский консервативный реформатор, ближайший сподвижник министра внутренних дел гр. Д.А.Толстого А. Д. Пазухин, и в канцелярии кипела работа по подготовке реформ в охранительном духе. Но в 1889 после кончины дяди гр. Доррер, оставив Петербург, уехал в родные места. В это время начал вводиться институт земских начальников, и он занял эту должность в родном Белгородском у. Курской губ. В 1891 женился на сестре своего товарища по Лицею дочери проф. Московского ун-та Н. А. Любимова Ольге Николаевне и в 1895 снова вернулся в столицу, став чиновником особых поручений при Министерстве внутренних дел. В этот период он начал печататься в «Московских ведомостях». В своих публикациях и выступлениях гр. Доррер заявлял решительный «протест против новой, нам чуждой, бессословной, родства не имеющей России». В 1901 он оставил службу и занялся своим хозяйством (он был крупным помещиком). В февр. 1902 был избран Белгородским уездным предводителем дворянства. В тревожном 1905 гр. Доррер был избран Курским губернским предводителем дворянства. Он был сторонником активизации роли дворянства, полагая, что именно оно должно сыграть умиротворяющую, стабилизирующую роль в условиях наступавшей революции. 6 июня 1905 состоялся Высочайший прием депутации видных земских и городских деятелей, которые, воспользовавшись тяжелым положением после неудач Русско-японской войны, в своем адресе Государю потребовали созыва Учредительного собрания. Эта выходка либералов вызвала возмущение у многих, но действовать первым начал гр. Доррер. Уже 9 июня он собрал чрезвычайное дворянское собрание, на котором была избрана депутация для изъявления верноподданнических чувств Государю и для предъявления протеста курского дворянства идее Учредительного собрания. 20 июня Государь принял депутацию курян во главе с гр. Доррером, который обратился к Царю с верноподданной речью. Голос курян ободрил пребывавшее в растерянности и унынии дворянство, зародилось дворянское общественное движение. Гр. Доррер принимал активное участие в работе дворянских съездов. Тогда же он стал организатором и председателем Курской Народной Партии Порядка (КНПП), а позднее и Курского отдела СРН, с которым слилась КНПП. Партия выросла из кружка идейно близких гр. Дорреру лиц, среди которых были видные деятели монархического движения М. Я. Говорухо-Отрок, кн. Н. Д. Касаткин-Ростовский, Н. Е. Марков, Г. А. Шечков и др. Гр. Доррер составил текст плат формы КНПП «Чего желает Курская Народная партия порядка», платформа была напечатана 10 октября 1905 в виде прокламации. Это был серьезный удар по идейному господству либералов, ведь тогда еще не была принята программа PC, еще не увидел свет Устав Союза Русского Народа. В платформе четко были обозначены цели, к которым стремятся монархисты. Главными из них автор называл: 1) «признание за русским народом первенствующего значения среди инородцев, населяющих Русское Царство, признание, что в русской избе хозяином должен быть не захожий цыган, а вековечный строитель и собиратель земли Русской — Русский Православный народ»; 2) «восстановление чистоты Православной веры и возрождение древнего церковного прихода»; 3) «сохранение целости и единства Русской Империи под скипетром Самодержавной Царской власти». В самый разгар революционных шествий и митингов 19 октября 1905 гр. Доррер возглавил патриотическую манифестацию в Курске. Собрав своих немногочисленных сторонников, он во главе их отправился к центральной площади, по пути к ним присоединились многочисленные благонамеренные горожане. На центральной площади при огромном стечении народа прибывший туда владыка Питирим (Окнов) отслужил молебен с провозглашением многолетия Самодержцу Всероссийскому. После этого уличные беспорядки и революционные демонстрации в Курске прекратились, а либеральные газеты с тех пор со злобой называли Курскую губ. «Русской Вандеей». Хотя один всамделишный вандеец в Курской губ. действительно был — губернский предводитель дворянства гр. Доррер. КНПП добилась победы правых в Курской губ. как на выборах в Гос. Думу, так и в Государственный Совет. Депутатом III Государственной Думы от Курской губ. стал и гр. Доррер. С 1908 он был избран председателем весьма внушительной фракции правых. Гр. Доррер состоял членом не только КНПП, но и ряда других монархических организаций. С 1905 он был членом «Отечественного Союза», с 1908 действительным членом PC. А в 1908 был избран в состав Главного Совета СРН. Участвовал он в работах 3-го Всероссийского съезда Русских Людей в Киеве 1—7 окт. 1906 (Всероссийский съезд Людей Земли Русской), на котором выступал в прениях по вопросу об объединении монархических организаций и был избран председателем Комиссии по подготовке проекта постановления по вопросу об избирательном законе. Гр. Доррер умел находить простые, но для многих неожиданные и, главное, точные решения важных вопросов. Так, в разгар студенческих забастовок в Московском ун-те он уведомил телеграммой бастующих студентов, что курское дворянство прекращает высылать им суммы на стипендии, что вызвало настоящий переполох, т. к.«прогрессивные» студенты рассчитывали получать стипендию и во время антиправительственных забастовок. Гр. Доррер первым из губернских предводителей дворянства поднял вопрос об исключении из числа дворянства всех лиц, подписавших пресловутое «Выборгское воззвание», к чему не были готовы не только кадетствующие дворяне, но более умеренные представители бывшей элиты Российской Империи. В отличие от многих других дворянских обществ курское дворянство исключило-таки из своего состава дворян, подписавших «Выборгское воззвание». Гр. Доррера волновала судьба дворянства. Он много размышлял на эту тему. С одним из своих друзей он делился сокровенными мыслями: «В русском народе искони заложены начала трогательной веры в Бога и глубокой преданности своим Царям Самодержцам». Но народ долгое время оставался без руководства со стороны дворянства. Ибо дворяне покинули свои поместья, разорвав тем самым живительную связь с народом. В результате, «народ постепенно отчуждался от дворянства, выходил из-под его векового морального влияния». Дворяне должны вернуться в свои усадьбы, восстановить разрушенную связь с народом. Этого властно требует переживаемая Россией тревожная эпоха.«Мы переживаем время, когда народ должен выбрать себе вождей для активной борьбы с теми, кто пытается растлить народную душу и влечет государство к анархии. Такими вождями должны быть представители первого сословия в России — дворянства». Как культурная сила, движимая исконными русскими традициями, дворянство обязано взять на себя труд объединения монархических элементов, а монархических убеждений придерживается по сути весь Русский Народ. Объединить народ могут только совокупные усилия помещика, сельского священника и учителя. Именно «в таком духовном единении был бы залог возрождения и развития в народных массах близких их душе национальных идеалов». Гр. Доррер предлагал также и целый ряд мер, призванных решить другой важнейший вопрос — еврейский. Он осуждал погромы как дело бессмысленное и вредное: «Мы, монархисты, стремимся к разрешению еврейского вопроса путем мирного труда. Еврейство сильно только до тех пор, пока мы разобщены. Как только русские люди объединятся, евреи будут лишены возможности их эксплуатировать». Для ослабления еврейского засилья в России он предлагал принять ряд первоочередных мер. Первое — нужно «вырвать из рук евреев торговлю»; второе — «лишить евреев возможности при помощи печати систематически растлевать народную душу»; третье, и главное, — нужно добиться того, «чтобы сама власть неуклонно следовала в отношении евреев велениям закона». Гр. Доррер резонно замечал: «Мы, монархисты, хотим только, чтобы к евреям был применен точный смысл закона». И не без иронии заключал, что отнюдь не погромы, а точное «применение закона может вызвать неудовольствие евреев». Но, говорил он, «раз навсегда надо выбрать или удовольствие евреев, или Великую Россию». Гр. Доррер был весьма авторитетным деятелем, умело объединявшим людей разных взглядов и темпераментов. Близко знавший его С. А. Володимеров писал в некрологе в «Земщине»: «Никогда не выставляя себя напоказ, до застенчивости скромный, покойный граф был энергичным и даровитым общественным деятелем, заслужившим даже среди бесчисленных своих политических противников открыто признаваемое ими уважение за неизменную прямоту и беспристрастность». Скончался гр. Доррер в Курске после длительной и тяжелой болезни, характер которой не смогли определить врачи. Отпевал его и лично служил все панихиды архиеп. Курский Питирим (Окнов). Похоронен недалеко от родового имения Дорогобуженка в Белгородском у. на кладбище с. Разумное в родовом склепе гр. Дорреров. А. Степанов Использованы материалы кн.: Черная сотня. Историческая энциклопедия 1900-1917. Отв. редактор О.А. Платонов. М., Крафт+, Институт русской цивилизации, 2008. Далее читайте:Депутаты Государственной Думы в 1905-1917 гг. (биографический указатель). Черносотенцы в лицах (биографический указатель). Правые организации в России. Начало XX века. Вадим Кожинов "Россия век XX" Кто такие черносотенцы? Погромы еврейские, организация которых приписывается черносотенцам. Литература:3-й созыв Государственной думы. Портреты, биографии, автографы / Изд. Н. Н. Ольшанского. СПб., 1910; Боиович М. М. Члены Государственной думы (портреты и биографии). Третий созыв. 1907-1912. М., 1913; Галерея государственных, общественных и торгово-промышленных деятелей России. СПб., 1909; Гирченко В. П. Из воспоминаний о графе В. Ф. Доррере. Курск, 1913; Некролог//Колокол. 1909. № 1033; Некролог // Московские ведомости. 1909. № 188; Памяти графа В. Ф. Доррера. Вильна, 1911; Ромов Р. Б. Фракция правых в III Государственной думе (1907-1912). Дисс... канд. ист. наук. М., 2003.
|
|
ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ |
|
ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,Редактор Вячеслав РумянцевПри цитировании давайте ссылку на ХРОНОС |