Добрынин Николай Федорович |
|
1890-1981 |
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ |
XPOHOCВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТФОРУМ ХРОНОСАНОВОСТИ ХРОНОСАБИБЛИОТЕКА ХРОНОСАИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИБИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫСТРАНЫ И ГОСУДАРСТВАЭТНОНИМЫРЕЛИГИИ МИРАСТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫМЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯКАРТА САЙТААВТОРЫ ХРОНОСАРодственные проекты:РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙДОКУМЕНТЫ XX ВЕКАИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯПРАВИТЕЛИ МИРАВОЙНА 1812 ГОДАПЕРВАЯ МИРОВАЯСЛАВЯНСТВОЭТНОЦИКЛОПЕДИЯАПСУАРАРУССКОЕ ПОЛЕ |
Добрынин Николай ФедоровичДобрынин Николай Федорович (1890-1981) — отечественный психолог, специалист по проблемам познавательных процессов, в частности внимания, и развития личности. Биография. Родился в семье священника. После окончания в 1908 г. гимназии поступил на естественный факультет Московского университета. Затем перешел на историко-филологический факультет (где проводил первые исследования колебания внимания), который окончил в 1915 г. по специальности «Психология». Был призван на военную службу. В 1919-1920 гг. служил в Красной Армии. После демобилизации в 1922 г. поступил в аспирантуру при Научно-исследовательском институте психологии, активно участвовал в борьбе против идеалистической концепции Г. И. Челпанова. В 1925 г. защитил кандидатскую диссертацию на тему «Колебания внимания». Работал в Московском государственном индустриально-педагогическом институте им. К. Либкнехта сначала в качестве доцента, а с 1935 но 1941 г. — профессора психологии. Одновременно работал доцентом на педагогическом факультете 2-го МГУ (1922-1930) и научным сотрудником Института психологии (1925-1935). В 1937 г. защитил докторскую диссертацию на тему «Психология внимания». С 1941 г. работал в МГПИ им. В. И. Ленина, где заведовал кафедрой психологии (1941-1966), работал профессором (1966-1969) и профессором-консультантом. Член редколлегии журнала «Вопросы психологии». Популяризатор психологических знаний. Исследования. Известен как один из ярких представителей марксистской психологии, активно участвовавший в борьбе против идеалистической психологии. В частности, показатель активности субъекта был положен им в основу классификации внимания. Считал, что при непроизвольном внимании человек не реализует собственную активность, он целиком подчиняется внешним раздражителям; при произвольном же, активном внимании он принимает на себя задачу быть внимательным. На этой основе им выделялись различные виды внимания. Так, вынужденное внимание обусловлено интенсивностью, длительностью, движением и прерывистостью раздражения, занимаемым им в пространстве местом. Внимание также может основываться на соответствии раздражения внутреннему состоянию; предметом такого внимания выступает то, что поддерживает или ограничивает стремления, чувства, вызывает внимание. Наконец, внимание может определяться прошлым опытом, привычками, цепью ассоциаций. В отличие от этих видов пассивного внимания произвольное внимание связано с сознательно поставленными целями, волей и обязано своим происхождением труду. В дальнейшем выдвинул принцип значимости, согласно которому познавательные процессы оказываются тесно связанными с мотивацией, с активностью личности. Кондаков И.М. Психология. Иллюстрированный словарь. // И.М. Кондаков. – 2-е изд. доп. и перераб. – СПб., 2007, с. 182. Сочинения:Колебания внимания. М., 1928; Введение в психологию. М.; Л., 1929; О теории и воспитании внимания // Советская педагогика. 1938. № 8; Психология. М., 1950; О новых исследованиях внимания // Вопросы психологии. 1973. № 3. Литература:К 70-летию со дня рождения Н. Ф. Добрынина // Вопросы психологии. 1960. № 3.
|
|
ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ |
|
ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,Редактор Вячеслав РумянцевПри цитировании давайте ссылку на ХРОНОС |