Добролюбов Николай Александрович |
|
1836-1861 |
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ |
XPOHOCВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТФОРУМ ХРОНОСАНОВОСТИ ХРОНОСАБИБЛИОТЕКА ХРОНОСАИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИБИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫСТРАНЫ И ГОСУДАРСТВАЭТНОНИМЫРЕЛИГИИ МИРАСТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫМЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯКАРТА САЙТААВТОРЫ ХРОНОСАРодственные проекты:РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙДОКУМЕНТЫ XX ВЕКАИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯПРАВИТЕЛИ МИРАВОЙНА 1812 ГОДАПЕРВАЯ МИРОВАЯСЛАВЯНСТВОЭТНОЦИКЛОПЕДИЯАПСУАРАРУССКОЕ ПОЛЕ |
Николай Александрович Добролюбов
Философ и общественный деятель-утопистДОБРОЛЮБОВ Николай Александрович (24 января 1836, Нижний Новгород – 17 ноября 1861, Санкт-Петербург) – литературный критик, публицист, философ и общественный деятель. Из семьи священника. В 1847 г. поступил в высший класс Нижегородского духовного училища, на следующий год перешел в духовную семинарию, которую окончил в 1853 г. Уже в семинарские годы Добролюбов проявлял повышенное внимание к окружающей жизни, отмечая «обидную несправедливость» многих ее начал. Активно занимался самообразованием, особенно интересуясь философией и словесностью. В 1853 – 1857 гг. он студент историко-филологического факультета Главного педагогического института в Петербурге (среди преподавателей – акад. И.И. Срезневский, проф. Н.Г. Устрялов). Годы учебы совпали с важнейшими событиями: смертью императора Николая I, поражением России в Крымской войне 1853 – 1856 гг., оживлением общественно-политической жизни в связи с ожидавшимися реформами. Добролюбов стремился понять современное ему движение общественной мысли в контексте проблем развития страны и улучшения жизни трудового населения. В стихотворении «18 февраля 1855 года» он провозглашал: «Пора открыть глаза уснувшему народу, / Пора лучу ума блеснуть в глухую ночь, / Событий счастливых естественному ходу / Пора энергией и силою помочь». Самое серьезное влияние на формирование взглядов молодого Добролюбова оказали произведения Н.Г. Чернышевского, знакомство и беседы с ним. Отходя от отвлеченного понимания справедливости, любви к людям, Добролюбов солидаризируется с основами материалистического мировосприятия Чернышевского, его общественной позицией. С 1856 г. Добролюбов сотрудничал в журнале «Современник» (его первая крупная статья: «Собеседник любителей российского слова»). После завершения учебы Добролюбов, уклонившись от учительской службы, возглавил отдел критики и библиографии «Современника», а с начала 1858 г. стал одним из соредакторов этого журнала (наряду с Чернышевским и Н.А. Некрасовым); организатор и основной автор сатирического приложения «Свисток». В статьях, заметках, рецензиях, художественных произведениях, написанных за время работы в «Современнике», развивалось материалистическое мировосприятие, обосновывалась политическая программа, выдвигались положения о роли народа в общественных преобразованиях и возможности перехода России к социализму. Добролюбов быстро и уверенно занял передовое место в радикальном крыле разночинской интеллигенции. Напряженная литературная и общественная деятельность сопрягалась с неустроенностью личной жизни, с проявлениями душевного одиночества. В мае 1860 г. для поправки здоровья Добролюбов выехал за рубеж, где продолжил литературно-критическую работу, направленную в первую очередь против отечественного и западного либерализма. В июле 1861 г. он, будучи тяжело больным, вернулся на родину; последним его политическим актом стала подпись под петицией об освобождении поэта М.Л. Михайлова. Одна из главных особенностей Добролюбова как мыслителя состояла в тесной увязке его взглядов с «отношением к русской действительности», с поисками путей обновления страны; движение от теоретических обобщений к практике и обратно постоянно прослеживается в его работах. Добролюбов, как и Чернышевский, фактически выступил за «партийность» науки, прежде всего философии, полагая, что она должна служить задачам практики, преобразования действительности, помогать пробуждению народа. Критик отстаивал положения о материи как единственно сущем, о материальном единстве мира, которое развивается от простого к сложному, от несовершенного к более совершенному. Самого человека Добролюбов рассматривал как последнюю ступень развития материального мира; практическую заостренность приобретал его вывод о том, что общество должно заботиться о благополучии человека, создавать условия для единства и гармонии в нем телесного и духовного начал. Каждый человек, не мешая другому, должен беспрепятственно пользоваться благами природы, а также долей общественных благ. При этом Добролюбов резко критиковал построения философов-идеалистов, поскольку они, по его мнению, страдают спекулятивной отвлеченностью, платоническими мечтаниями, теряют из виду реальные человеческие потребности. Необходимо «освободить жизнь от тяжелой опеки, налагаемой на нее идеологами» (имеются в виду идеалисты – А.С.), изучать и изменять «материальную практику» жизни (Д о б р о л ю б о в Н.А. Собр. соч. В 9 т. М.; Л., 1961. Т. 2. С. 222). Заметим, что при своей приверженности материализму, в основном в его антропологической трактовке, Добролюбов особо выделял значение передовых идей, которые выступают как главнейший фактор поступательного исторического движения; их выработка, пропаганда представлялись ему важнейшей предпосылкой обновления России. Добролюбов подчеркивал закономерный характер исторического процесса, однако отмечал, что в ходе истории «естественный» порядок вещей подвергался искажениям, власти зачастую насаждали «неразумные» общественные отношения. Творение истории до сих пор осуществлялось лишь некоторой частью общества, преследующей свои корыстные интересы. Этим объясняются противоречивость, зигзагообразность в развитии истории, ее уклонение от «прямого пути», замедление прогресса. Добролюбов, например, полагал, что принятие христианства на Руси в конце X в. было делом случая, а не потребности «русского духа»; с христианством возвеличилась княжеская власть, не всегда считавшаяся с нуждами народа. Распространение «византизма» исказило естественный ход русской истории, способствовало разложению власти и экономических устоев жизни. Одним из доказательств этого стало закрепощение крестьян. Историческими экскурсами Добролюбов стремился, среди прочего, доказать, что одна из причин отставания России, ее бед заключается в том, что власти в течение веков не считались с устоями народной жизни, под спудом находился огромный созидательный потенциал народа. Отчетливо «партийным» философским, социологическим содержанием характеризуется отношение Добролюбова к литературе, которая осмысливалась им не столько как феномен художественного творчества, сколько как явление общественной жизни. Акцент ставился на социальную значимость литературы, которая призвана воспроизводить «жизненную правду», показывать «естественные» стремления человека к справедливой, счастливой жизни, «правильную перспективу» развития общества. Как основоположник «реальной критики», Добролюбов при оценке литературных произведений выдвигал на первый план миросозерцание, общественную позиция писателя, его отношение к жизни и быту народа, общечеловеческим интересам и идеалам. Показательны в этой связи некоторые его выводы о творчестве А.С. Пушкина. По мнению критика, Пушкин овладел лишь «формой русской народности», а не ее содержанием. Для этого ему надо было «проникнуться народным духом, прожить его (народа – А.С.) жизнью, стать вровень с ним, отбросить все предрассудки сословий, книжного учения и пр., прочувствовать все тем простым чувством, каким обладает народ, – этого Пушкину недоставало» (Там же. Т. 1. С. 259 – 260). Особое внимание Добролюбов уделял критике современной литературы, доказывая, что ее важнейшее предназначение – не только обличать, но и объяснять причины пороков, возбуждать в народе «спящие от века богатырским сном силы души, внушать ему понятия о достоинстве человека, об истинном добре и зле, о естественных правах и обязанностях» (Там же. Т. 1. С. 117). Новизна литературной критики Добролюбова состояла не только в идейно-содержательном наполнении, но и в том, что менялись ее субординационные отношения с самой литературой. «Превышая полномочия», литературная критика начинала выступать фактически самостоятельным идейно-художественным феноменом, обслуживающим свои потребности с помощью литературы и отчасти за ее счет (см. Э п ш т е й н М.Н. Парадоксы новизны. М., 1988. С. 179 – 180). «Реальная критика» встречала непонимание у подавляющей части писателей и общественности, отказывавшейся признавать ее эстетическую и идейную состоятельность. Оппоненты порицали Добролюбова за привнесение в литературу «материальных интересов», недооценку «художественности», за попытки подвести прекрасное под «утилитарные условия». В ответ Добролюбов вносил некоторые коррективы в свою «реальную критику», в частности подчеркивал, что она не допускает навязывания автору чужих мыслей. В статье «Темное царство» (1859) он писал, что «реальная критика» предполагает относиться к произведениям художника точно так же, как к явлениям действительной жизни. При всем понимании обстоятельств возникновения «реальной критики», ее особенностей и метода, нет оснований утверждать, что эта критика произвела некий «идейно-художественный переворот»; такового объективно не было. Тем не менее, не без влияния Добролюбова, но главным образом под воздействием общественного подъема в России, перемен, последовавших после отмены в 1861 г. крепостного права, тенденция «связи» художественной литературы с общественной проблематикой, с жизнью различных слоев населения, и прежде всего простого народа, заметно усилилась. После октября 1917, в советское время, постулаты «реальной», «революционно-демократической» критики Добролюбова активно использовались при обосновании методологии оценки литературных произведений. Для Добролюбова характерно отрицание современной ему России, вся она в его глазах сродни «темному царству». Повсеместно и постоянно, в деятельности помещиков и властей, проявляется «самодурство», деспотизм. При этом Добролюбов, в противовес многим современникам, доказывал, что неоправданно уповать на «образованное общество». Оно в лице, прежде всего, дворянства не может возглавить движение за выход из царства угнетения, несправедливости, лжи, ибо его представители кровно связаны с тем, против чего должно восставать. Добролюбов настойчиво подводил читателей к выводу, что Россию не обновить, преодолевая частные беззакония, важны не отдельные реформаторские подвижки, а ликвидация «коренной дрянности» всего механизма государственного и общественного устройства. В статье о «Губернских очерках» М.Е. Салтыкова-Щедрина (1857) он выделил среди образованных людей два социальных типа: «вполне пассивных, безличных», которые не могут выйти из своей колеи; другой тип – это либеральные «современные герои», но даже лучшие из них по обыкновению слабы характером, не идут дальше обличений по частностям или, в лучшем случае, громкого крика, когда он не слишком опасен (Д о б р о л ю б о в Н.А. Собр. соч. Т. 2. С. 137). Смысл саркастической, нередко резкой критики Добролюбовым либералов, их «обличительной литературы» не всеми был сразу осознан. А.И. Герцен в статье «Very dangerous!!!» («Очень опасно»), опубликованной в «Колоколе» 1 июля 1859 г., осудил выступления Добролюбова против либеральных «обличителей», посчитав, что необходима взвешенная умеренность. Добролюбов, однако, продолжал выступать за радикальное лечение России. Либерально настроенным просвещенным дворянам он противопоставлял образ людей «настоящего дела». В статье «Когда же придет настоящий день?» (1860) Добролюбов показал, что новый общественный деятель – «русский Инсаров» (Инсаров – герой романа И.С. Тургенева «Накануне» – А.С.) выйдет из разночинной среды, он не только поймет в чем «корень зла», но и проявит готовность к энергичной борьбе против «врагов внутренних». Молодые «русские Инсаровы» будут носителями светлых идей, они поднимут народ, прежде всего крестьянство с его стремлениями к свободному труду и независимой жизни, к новой действительности. Эти утверждения проводили важную межу между разночинцами и «передовыми людьми» 1840 – 1850-х гг. Для Добролюбова именно народ – решающий субъект истории, главный носитель прогресса; это сила, которая обновит Россию. Он выражал решительное несогласие как с утверждениями славянофилов о «государственности» и аполитичности, покорности русского народа, уходе его во «внутреннюю жизнь», так и некоторых западников о необходимости постепенных реформ по инициативе и усилиями властей, без заинтересованного участия народа. Добролюбов первым из русских мыслителей охарактеризовал различные идейно-психологические типы, встречающиеся в народе (статья «Забитые люди», 1861), отметив, что среди угнетенных пока немало людей пассивных, испытывающих благоговение перед чужой волей. Однако при определенных условиях, при усилении проявлений «самодурства» даже человек «кроткий» может стать ожесточенным, а к этому и ведет, считал Добролюбов, ситуация в стране. В то же время он многократно подчеркивал важность просветительской, пропагандистской работы с целью пробудить сознание народа и поднять его на «настоящее дело». Уже в 1857 г. он обращался к молодежи с призывом к служению народу в качестве учителей. Добролюбов не мог открыто заявлять о необходимости революционного переворота, хотя, несомненно, под «настоящим делом» имел в виду как раз переворот в форме народного, мужицкого бунта, который может и должен произойти как следствие естественного стремления людей к справедливой жизни, счастливой «для всех». Вслед за Чернышевским он полагал, что первостепенные задачи, которые должны быть решены при самой активной роли народа, состоят в устранении самодержавия и крепостничества, завоевании политических свобод, конституционном закреплении народовластия. Добролюбов вполне допускал, что обстановка в стране уже в недалеком будущем приведет к перевороту. Не исключено, что в 1859 г. им готовились наметки по созданию тайной организации. Но расчеты на активные крестьянские выступления в самый канун и сразу после отмены крепостного права не оправдались, что побудило Добролюбова после возвращения на родину летом 1861 г. скорректировать свои установки (под значительным влиянием Чернышевского), поддержав программу «Великоруса». Это не означало, однако, что Добролюбов отказывался от революционного радикализма в принципе. Как и другие «революционные демократы», Добролюбов надеялся, что народная революция не только устранит самодержавие и распрямит «социальную пружину», но и приведет к социализму – «справедливому» обществу, которое наиболее отвечает природе человека, обществу, в котором заинтересован сам народ. «Я – отчаянный социалист, – писал Добролюбов в дневнике 1857 г., – хоть сейчас готовый вступить в небогатое общество, с равными правами и общим имуществом всех членов…» (Там же. М.; Л., 1964. Т. 8. С. 531). Вместе с тем Добролюбов сдержанно относился к концепции «русского социализма» Герцена, так он не разделял оценки сельской общины как потенциально социалистического явления. С господством общины, по его мнению, связаны, в частности, неразвитость политической жизни крестьянских масс, их изолированность, равнодушие к деспотизму. У Добролюбова отсутствуют работы, обстоятельно описывающие социалистическое будущее. Но для него несомненно, что при социализме будет ликвидирована эксплуатация, исчезнет основное противоречие – между трудом и «дармоедством», восторжествует всеобщность равноправного труда, благодаря чему со временем станет возможным общественное благосостояние, удовлетворение «естественных потребностей» людей с учетом строгой соразмерности количества и достоинства труда каждого. Добролюбов выражал уверенность, что люди, восставшие против насилия и произвола, не допустят его в будущем, будут ценить права личности. Наследие Добролюбова, в котором отражены основные постулаты идеологии радикально настроенных разночинцев, продолжало привлекать повышенное внимание после его смерти. Собрание сочинений Добролюбова в 4-х томах, подготовленное Чернышевским в 1862 г., переиздавалось шесть раз; еще два более полных издания были предприняты М.К. Лемке и Е. В. Аничковым в 1911 1913 гг. На произведениях Добролюбова воспитывались несколько поколений революционеров в России. Народники, а позднее социалисты-революционеры непосредственно использовали наследие Добролюбова, как и его соратников, для обоснования своих программных установок. К числу своих предшественников по революционной борьбе за социализм относили Добролюбова и социал-демократы, которые, однако, отмечали историческую обусловленность его мировоззрения и политических взглядов, утопический характер представлений о социализме. (Использована статья автора в книге: Общественная мысль России XVIII– начала XX века: Энциклопедия. М., РОССПЭН. 2005. С. 151– 153). Вернуться на главную страницу Н.А. Добролюбова.
|
|
ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ |
|
ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,Редактор Вячеслав РумянцевПри цитировании давайте ссылку на ХРОНОС |