Деннет Дэниел |
|
р. 1942 |
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ |
XPOHOCВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТФОРУМ ХРОНОСАНОВОСТИ ХРОНОСАБИБЛИОТЕКА ХРОНОСАИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИБИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫСТРАНЫ И ГОСУДАРСТВАЭТНОНИМЫРЕЛИГИИ МИРАСТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫМЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯКАРТА САЙТААВТОРЫ ХРОНОСАРодственные проекты:РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙДОКУМЕНТЫ XX ВЕКАИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯПРАВИТЕЛИ МИРАВОЙНА 1812 ГОДАПЕРВАЯ МИРОВАЯСЛАВЯНСТВОЭТНОЦИКЛОПЕДИЯАПСУАРАРУССКОЕ ПОЛЕ |
Дэниел ДеннетДеннет (Dennet) Дэниел Клемент (p. 1942) - совр. амер. философ, представитель "аналитической философии. Основные интересы Деннета лежат в области философии сознания. Ученик известного британского философа Г. Райла, под влиянием которого была написана первая книга Деннета «Содержание и сознание» (1969). В ней были оригинально соединены британская традиция лингвистического анализа и американская философия сознания. Натурализм американской аналитической философии во многом повлиял на ранние взгляды Деннета, причем впоследствии он сам стал одним из основных пропонентов американского философского натурализма, эволюционируя от аналитической философии сознания к неодарвинизму. В то же время в концепции сознания Деннета, разрабатываемой с 1960-х годов, заметно влияние как логического бихевиоризма, так и функционализма. Ее исходным пунктом является отрицание картезианской, дуалистической точки зрения на сознание. Следуя Г. Райлу, Деннет отвергает «картезианский театр», теорию, сторонники которой полагают, что для осознания ментальных процессов требуется специфический наблюдатель, регистрирующий эти процессы, что ведет, с точки зрения Деннета, к дурной бесконечности. Вместо этого Деннет предлагает «лингвистическую» интерпретацию сознания, качественного характера перцептивных состояний и интенциональности: эти явления оказываются производными от интенциональных содержаний суждений. В «инструменталистской» или «бихевиористской» части концепции Деннета интерпретация ментальных актов рассматривается как полезный способ предсказания поведения других субъектов. Приписывание «верования» является не только определенным способом предсказания поведения субъектов, но также истинным объяснением такого поведения в рациональных терминах. В развернутом виде свою теорию сознания и психики, связав ее с «адаптационистским» эволюционизмом, Деннет представил в книге «Сознание объясненное» (1991). В последовавших за этой книгой работах он уделяет все больше внимания эволюционной теории происхождения сознания. «Интенциональные системы», т.е. системы, которым можно приписать интенциональное содержание, не ограничиваются человеком - они повсеместно распространены в природе. Их развитие является фактором эволюции и, следовательно, интенциональность и сознание можно обнаружить на разных эволюционных ступенях, от амеб до высших животных. Созданные человеком артефакты также могут быть носителями интенциональности, и эта интенциональность не отличается по своей природе от «подлинной» интенциональности человека. Проблемы свободы воли в рамках детерминистической картины мира также всегда интересовали Деннета, наиболее основательную разработку они получили в книге «Свобода эволюционирует» (2003). Ту же линию продолжает его книга «Разрушая заклятие» (2005), в которой Деннет пытается объяснить феномен религиозной веры с просветительско-сциентистской точки зрения. Согласно Деннету, религиозная вера является частью стратегии выживания организмов, и поэтому это явление также имеет адаптивный и эволюционный характер. Современная западная философия. Энциклопедический словарь / Под. ред. О. Хеффе, В.С. Малахова, В.П. Филатова, при участии Т.А. Дмитриева. М., 2009, с. 250-251. Сочинения: Виды психики. М., 2003; Content and Conscious-ness. L., 1969; Brainstorms. Montgomery, 1978; Elbow Room. Cambridge (MA), 1984; The Intentional Stance. Cambridge (MA), 1987; Consciousness Explained. Boston, 1993; Darwin's Dangerous Idea. N.Y., 1995; Brainchildren: Essays on Designing Minds (Representation and Mind). Cambridge (MA), 1998; Freedom Evolves. L., N.Y., 2003; Breaking the Spell: Religion as a Natural Phenomenon. L., N.Y., 2005. Литература: Юлина H.C. Головоломки проблемы сознания: философия сознания Д. Деннета. М., 2005.
Деннет (Dennett) Дэниел (род. 28 марта 1942, Бостон) — американский философ-аналитик, разрабатывающий функционалистскую концепцию сознания. Окончил Гарвардский университет, учился в Оксфордском университете (доктор философии с 1965), в 1965—70 ассистент профессора философии в Калифорнийском университете, в 1971—75 — в университете Тафта. В 1975—85 — профессор философии университета Тафта, с 1985 — директор Центра когнитивных наук в этом же университете. Почетный профессор искусства и наук, соредактор журнала «Behavioral and Brain Sciences». Проблему сознания Деннет исследует в различных аспектах: духовное и телесное, личностное, свобода воли и детерминизм, естественные и искусственные интенциональные системы, человек и животное, человек и машина и др. В первой книге «Содержание и сознание» (Content and Consciousness. L.—Boston, 1969) он продолжил стратегию своего учителя Дж. Райла в критике картезианского представления о сознании как «духе в машине», трансформировав лингвистический анализ в вариант натурализма. В дальнейшем он обратился к осмыслению подходов к феномену сознания, используемых в нейронауках, когнитивных науках, исследованиях по искусственному интеллекту. Деннет пришел к выводу, что важной задачей философии является методологический анализ концептуальных оснований этих новых дисциплин, а ее реализация превратит традиционную философию сознания в разновидность философии науки (Brainstorms. Philosophical Essays on Mind and Psychology. Montgomery, 1978; Elbow Room: the Varieties of Free Will Worth Wanting. Oxf., 1984). Деннет предложил функционалистскую трактовку сознания как третий путь между жестким монизмом и детерминизмом физикализма, с одной стороны, и ментализмом и дуализмом, — с другой. Сознание представляет собой интегрированную систему психологических состояний индивида, каждый элемент которой соотносится со всеми другими элементами, а «ввод» новой информации — с информацией, полученной в прошлом. Используя компьютерную аналогию, Деннет утверждает, что каузальные взаимоотношения психологических состояний в принципе могут быть актуализированы в разных физических структурах — в человеческом теле, «твердой» программе компьютера и др. Как и при описании работы компьютерной программы, функциональное проявление сознания можно описывать на нейтральном языке, не являющимся ни физикалистским, ни менталистским. В книге «Интенциональная установка» (The Intentional Stance. L., 1987) Деннет предложил оригинальную трактовку интенциональности. В отличие от реалистов (напр., Д. Фодора), считающих интенциональность внутренним свойством организма, а верования и желания — ее отражением, он утверждает, что принятие интенциональной установки (intentional stance) заключается в рассмотрении некоторого сложного агента (напр., человека) как действующего в соответствии с интенциональным образцом (паттерном), который реален, но не в смысле внутренней конституции. Подобно тому, как мы допускаем, что будильник зазвенит в положенное время (поскольку он так был спроектирован человеком) и при этом не приписываем ему внутреннюю интенциональность будить человека, мы не должны считать интенциональность особым внутренним качеством. В книгах «Объясненное сознание» (Consciousness Explained. Boston, 1990), «Опасная идея Дарвина: эволюция и смысл жизни» (Darwin's Dangerous Idea. Evolution and the Meaning of Life. L., 1995), «Виды сознания» (Kinds of Mind. Boston, 1997) Деннет подкрепляет эту идею дарвиновской теорией естественного отбора. Он рассматривает структуры интенциональности, присущие человеку и животным, как особый случай природного дизайна. Эволюция рассматривается им с точки зрения разворачивания интенциональной установки, а человеческая интенциональность — как производная от интенциональности, свойственной Матери-Природе. Вместо традиционной модели «самости» как наблюдателе собственного «внутреннего театра» Деннет предложил «модель многократных набросков» (Multiple Drafts Model), согласно которой не существует единственного центра — «самости», собирающей сигналы и превращающих их в осознанные образы: ментальная активность в мозге осуществляется в виде параллельных и перекрещивающихся процессов выбора, ревизии и интерпретации получаемой чувственной информации. Он использует метафору «центр нарративной тяжести» (center of narrative gravity), имея в виду, что мозг работает параллельно процессу языкового нарратива (описания) и именно естественный язык создает видимость единого Я, его постоянства и самотворчества. Деннет подчеркивает, что анализ категорий «сознание», «самость», «личностное», «свобода воли», «интенциональность» и др. на основе гетерофеноменоло- гического языка (т. е. от третьего, а не от первого лица) и без апелляции к интуиции и интроспекции имеет важное практическое значение не только для создания искусственных мыслящих систем (Деннет консультирует команду ученых Массачусетского технологического института, занимающихся созданием человекоподобных роботов), но также для юриспруденции, где от точного смысла данных категорий зависит определение таких понятий как «вменяемость», «правовая и моральная ответственность» и др., а также для этики и социальных наук, где возникает много путаницы из-за неряшливого понимания сознания, личностного и др. Критики усматривают трудность функционалистской концепции сознания Деннета в том, что, если отбросить компьютерные аналогии, в ней воспроизводится старый бихевиоризм (т. е. позиция, отождествляющая сознание с диспозицией организма вести себя определенным образом в ответ на соответствующие стимулы). Еще большая трудность связана с объяснением субъективных качеств нашего опыта, или «квалиа» (qualia), например, ощущения голубого цвета, или восприятия мелодии: «квалиа» не тождественны ни микросуждениям, осуществляемым различными частями мозга, ни языковым высказываниям о них, поскольку они творятся в опыте субъекта. Что касается объяснения интенциональности на основе естественного отбора, то многие критики ссылаются на мнения современных биологов-теоретиков, не считающих естественный отбор объясняющим все свойства организма; некоторые из свойств являются побочными и случайными продуктами эволюционных процессов. H. С. Юлина Новая философская энциклопедия. В четырех томах. / Ин-т философии РАН. Научно-ред. совет: В.С. Степин, А.А. Гусейнов, Г.Ю. Семигин. М., Мысль, 2010, т. I, А - Д, с. 623-624.
Далее читайте:Философы, любители мудрости (биографический указатель). Исторические лица США и только Президенты (биографический указатель). Сочинения:Онтологическая проблема сознания. — В кн.: Аналитическая философия: становление и развитие. М., 1998, с. 361—375; Условия личностного. — В кн.: История философии. Ежегодник, 1998. М., 1999. Виды психики. М., 2003; Content and Conscious-ness. L., 1969; Brainstorms. Montgomery, 1978; Elbow Room. Cambridge (MA), 1984; The Intentional Stance. Cambridge (MA), 1987; Consciousness Explained. Boston, 1993; Darwin's Dangerous Idea. N.Y., 1995; Brainchildren: Essays on Designing Minds (Representation and Mind). Cambridge (MA), 1998; Freedom Evolves. L., N.Y., 2003; Breaking the Spell: Religion as a Natural Phenomenon. L., N.Y., 2005. Литература:Юлина H.C. Головоломки проблемы сознания: философия сознания Д. Деннета. М., 2005. Dennett and his Critics: Demistifying Mind, ed. by B. Dahlbom. Oxf.—Cambr., 1993; Daniel Dennett's «Consciousness Explained». Symposium. — «Inquiry», 1993, v. 36, № 1/2.
|
|
ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ |
|
ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,Редактор Вячеслав РумянцевПри цитировании давайте ссылку на ХРОНОС |